Передача правления творением Израилю
заповедью «Этот месяц для вас»

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1420

«Вначале создал Б-г небо и землю» (Берешит 1:1). Сказал раби Ицхак: «Следовало начать Тору со слов: «Этот месяц для вас» (Шмот 12:2), поскольку это – первая заповедь, которую получил Израиль (как народ). Почему же начинается Тора со слов «Вначале создал»? «О силе деяний Своих возвестил народу Своему – дать им наследие народов» (Теилим 111:6) – если скажут народы мира Израилю: «Вы – грабители, захватившие земли семи народов», Израиль ответит: «Вся земля принадлежит Творцу; Он сотворил ее и отдал, кому счел нужным. По воле Своей Он дал ее им – и по воле Своей отнял ее у них и отдал нам» (Раши Берешит 1:1).

На все сказанное Раши Рамбан задает трудные вопросы. Есть необходимость начать Тору с рассказа о сотворении мира, ибо он сам по себе принадлежит к основам веры, и в нем раскрываются тайны творения. Также следует понять, что в книге Берешит имеется несколько заповедей, и, кроме того, главное, что есть в ней – это дела праотцев, о которых сказали наши мудрецы: «Ценнее (для нас) разговоры рабов праотцев наших, чем Тора сыновей» (Берешит раба 60:8). И мудрецы назвали книгу Берешит «книгой прямых (праведных)» (Авода Зара 25а), и объясняет раби Йоханан: это – книга Авраама, Ицхака и Яакова, которые названы ««прямыми». И разве все это написано только ради ответа народам мира – если скажут они евреям: «Грабители вы!», те могли бы ответить: «Всевышний дал (эту землю) вам, и он отнял ее у вас»?

Два начала у Торы

Вопрос раби Ицхака вовсе не подразумевает, что книга Берешит – лишняя; имеется в виду лишь то, что надо было начать Тору со слов: «Этот месяц для вас», и только после этого начинать рассказ о сотворении мира и делах праотцев. Нужно понять, почему так важно начать Тору со слов «Этот месяц для вас». Объяснение состоит в следующем. Тора была дана Израилю только после того, как он стал народом численностью шестьсот тысяч (взрослых мужчин), как объясняет Маараль (Тиферет Исраэль 17). Авраам, Ицхак и Яаков были отдельными людьми и не получили Тору; она была дана только после исхода из Египта, всей общине Израиля, насчитывавшей шестьсот тысяч – «полная община» (у каждой души в Израиле есть свой особый удел в Торе, как сказали наши мудрецы: «Есть шестьсот тысяч букв в Торе» соответственно шестистам тысячам получающих Тору). И поскольку главное в Торе – это заповеди, которые получил Израиль, надо было начать ее с «Этот месяц для вас», так как это – первая заповедь, которую получил Израиль с тех пор, как сделался народом.

И хотя творение мира, несомненно, предшествовало по времени, сказали наши мудрецы: «Нет предшествующего и последующего в Торе» (Псахим 6б). Другими словами, порядок повествования в ней не обязательно соответствует последовательности событий во времени, но соответствует логической связи между темами; так, например, приказ о постройке Мишкана (переносного святилища) предшествует в Торе греху золотого тельца.

И если это так, то по порядку следования тем в Торе нужно было начать ее с самой первой заповеди народу Израиля: «Этот месяц для вас». И потому приходит ответ на вопрос: Тора начинается с рассказа о сотворении мира, чтобы сразу же научить нас, что Всевышний – единственный Властитель всего сотворенного: «По воле Своей Он дал ее (землю) им – и по воле Своей отнял ее у них и отдал нам».

Два способа управления мирозданием

Из сказанного выше мы учим, что есть два начала у Торы. Одно – «Вначале создал Б-г небо и землю» – касается сотворения мира и всего, что следует из этого; а второе – «Этот месяц для вас» – первая заповедь, данная народу Израиля после того, как он насчитывал уже шестьсот тысяч.

Более того, два этих начала Торы – это два отдельных творения, которые в отношении управления ими совершенно различаются по сути своей. Первое из них – это создание мира, то есть правление, включающее в себя начальный период – от сотворения мира до момента исхода из Египта, когда сотворенным миром правило только милосердие Творца. Эта эпоха называется «двумя тысячами лет тоу (хаоса)», поскольку народ Израиля (даже когда он уже возник) был без Торы. Всевышний управлял в это время миром лишь со Своей стороны путем Своего влияния, как сказали наши мудрецы: «Эти двадцать шесть благодарений (см. Теилим, 136, в котором три первых стиха начинаются со слова הודו – “благодарите (Всевышнего)”, и все двадцать шесть стихов выражают благодарность за чудеса и милости, сделанные Им ради еврейского народа) – чему (это число) соответствует? Двадцати шести поколениям, которые создал Всевышний в Своем мире (от Адама до исхода из Египта) и не дал им Тору, но питал их по милости Своей» (Псахим 118а). В эту эпоху действовало влияние Всевышнего – сверху вниз, независимое от дел нижних творений.

А второе творение имеет своим началом новомесячье Нисан, когда сыны Израиля получили заповедь «Этот месяц для вас…», в которой Высшее правление установило совершенно новый порядок вещей – влияние снизу вверх. Община Израиля как бы управляет сотворенным миром, а именно: если народ Израиля исполняет Тору и заповеди внизу, то в ответ на это приходит влияние Всевышнего сверху вниз. Такое правление зависит от наших дел: своими действиями мы определяем, каким будет правление с Небес.

Связь заповеди о месяцах и управления миром осуществляется через Израиль

Уже в первой заповеди, которую получил Израиль в начале второго творения, в заповеди «Этот месяц для вас…», предопределено управление творением через Израиль.

Сказали наши мудрецы (Шмот Раба 15:2): «Сказали ангелы служения перед Всевышним: “Властелин мира! Когда Ты делаешь праздники? Ведь сказано: “Дело это принято по решению ангелов” (Даниэль 4:14) – установление (праздников) приходит сверху по решению ангелов”. Сказал Он им: “Я и вы – соглашаемся с решением, которое принимает Израиль, и добавляем дополнительный месяц к (текущему) году”». Решение о праздниках – на народе Израиля, а не во власти Небес.

И даже более того: не только праздники и месяцы устанавливаются по решению Израиля, но даже изменение природных процессов возможно в соответствии с этим решением, как объясняется в Иерусалимском Талмуде (Ктубот 1:2). Раби Авин говорит там на основании слов Писания: «Воззову к Б-гу Высшему – к Б-гу (возлагающему) решение на меня», что если бейт дин добавил месяц (второй Адар) к текущему году, то к девочке, которой уже исполнились три года (в первом Адаре), возвращаются природные качества, свойственные той, которой еще нет трех лет. Таким образом, даже природа соглашается с тем, что установлено Израилем – с согласия Всевышнего.

Говорит мидраш (Шмот Раба 15:24): «Видящий луну – как должен был благословить в то время, когда Израиль освящал месяцы? Некоторые из мудрецов говорят, “Благословен Обновляющий месяцы”, другие говорят “Благословен Освящающий месяцы”, а некоторые из них говорят “Благословен Освящающий Израиль”, ибо если Израиль не освящает их, то нет никакого освящения. И не удивляйся тому, что Всевышний освятил Израиль, как сказано (Ваикра 20:26): “И будете Мне святы, ибо свят Я; Я – Г-сподь”. То есть, то, что освящают в народе Израиля – свято». Святость еврейского народа, несомненно, происходит от Всевышнего, но после того, как Он нас освятил, мы можем сами устанавливать святость. «Хочешь понять это, – продолжает мидраш, – посмотри на сосуды для Храмовой службы… Если сосуд не священный, то когда он наполняется святым (вином возлияния или приношением минха), он освящается; тем более, народ Израиля, который свят (сам по себе) освящает месяц». Итак, святость Израиля дает ему силу освятить что-то еще.

В свете этого совершенно ясно, почему первой заповедью, которую получил Израиль в начале второго творения и посредством которой Всевышний передал правление творением Израилю, была именно заповедь «Этот месяц для вас – начало месяцев». Она предшествовала всем остальным, поскольку указывает на новый способ управления миром, при котором Израиль решает, что свято и что не свято, когда времена священны, и когда они не священны.

С того момента и далее наступила новая эпоха – эпоха правления Израиля, правления снизу вверх. Соответственно делам евреев Всевышний управляет творением в целом и нашим народом в частности.

Желание Всевышнего состоит в том, чтобы правление творением зависело от народа Израиля, что также указывает на величие нашего народа. Такое правление началось в момент исхода из Египта, с первой заповеди, данной Израилю: «Этот месяц для вас», которая означает: вы будете устанавливать месяцы, и по вашему слову устанавливаются праздники и годы.

Начало Торы – в заповеди «Этот месяц для вас»

В свете сказанного можно дать другое объяснение вопросу раби Ицхака (почему Тора не начинается с заповеди «Этот месяц для вас»). Дело в том, что эта заповедь по сути своей – начало Торы, начало правления Всевышнего в соответствии с Торой, то есть соответственно делам Израиля, тому, как он исполняет Тору и заповеди. Такое управление миром коренным образом отличается от правления с Небес, существовавшего от начала сотворения мира и до исхода из Египта, основанного на милости Всевышнего. И потому было бы логично начать Тору с этой заповеди, в которой выражается цель творения – передача управления мирозданием Израилю.

И только для того, чтобы другие народы не предъявляли обвинение «Грабители вы!», Тора начинается со стиха: «Вначале сотворил Б-г небо и землю», – чтобы сообщить им, что «по воле Его она (земля) дана вам, и по воле Его она отнята у вас и отдана нам». Урок этот, преподанный другим народам, касается также евреев: хотя у нас в руках и находится часть правления творением, мы должны помнить, что Всевышний – единственный его Хозяин.

Месяц Нисан – начало правления

В свете сказанного мы можем понять несколько вещей, связанных с месяцем Нисан. Первое Нисана – Новый год для царей Израиля [для отсчета лет их царствования: в этот день наступает следующий по счету год, даже если новый царь получил свой титул только вчера] (Рош а-шана 3а). Цари – это посланники народа Израиля. Поэтому годы царства отсчитываются, начиная с месяца, в котором евреи сформировались как народ и началось управление миром соответственно нашим делам.

Также и ханукат а-Мишкан – освящение переносного Святилища в пустыне – происходило первого Нисана; хотя строительство его было закончено еще в Кислеве, Всевышний ждал новомесячья Нисана. Ведь задачей Святилища было водворение Шхины в среду Израиля, а это как раз зависит от дел нашего народа. Когда народ Израиля согрешил, он не был достоин пребывания Шхины. Поэтому день, избранный для освящения Мишкана – новомесячье Нисана, то есть день, в который водворение Шхины в среду Израиля в частности и управление творением в целом стали зависимыми от действий еврейского народа.

И не только это, но и все, что связано с народом Израиля и его святостью, начинается в месяц Нисан, как, например, отсчет трех праздников, в которые все евреи приходят в Храм (Песах, Шавуот, Сукот). Новомесячье Нисана является также Новым годом для трумат а-шкалим – обязательных пожертвований на животных для жертвоприношений (Рош а-Шана 7а): с этого дня начинают приносить животных, купленных за счет трума хадаша – новых пожертвований.

В этот день начинается новый цикл службы в Храме, и, как уже говорилось, посредством этой службы Всевышний водворяет Свою Шхину внизу. Ведь это – период, когда начинается обновление связи между Всевышним и Израилем, зависящей от дел нашего народа.

Израиль подобен луне

Следует также объяснить, почему заповедь освящения месяца передана посредством луны. Дела Всевышнего в управлении творением определяются делами народа Израиля. Правление это, однако, не является однородным: в нем есть подъемы и спады, в соответствии с делами Израиля в исполнении Торы и заповедей. Соответственно влиянию, направленному снизу вверх, приходит встречное влияние – сверху вниз, и подобное этому мы видим в цикле луны, в котором тоже есть подъем и спад: в начале месяца она мала, достигает полной фазы к середине его, а потом опять уменьшается.

Народ Израиля уподобляют луне (см. Шмот Раба 15:26); в этом содержится намек на правление, зависящее от народа Израиля, правление, в котором есть подъемы и спады. И это мы видим в благословении луны: «Ведь им (народу Израиля) в будущем предстоит обновиться, подобно ей (луне), и восхвалять своего Создателя во имя славы царства Его». Это означает, что так же как Всевышний снова сделает свет луны подобным свету солнца, как это было в начале творения, так обновится и народ Израиля в будущем, когда раскроется единство Всевышнего и тем самым творение достигнет своей цели. Однако теперь, когда правление творением передано народу Израиля, есть в нем подъемы и падения, как у луны в ее нынешнем состоянии.

Первое правление – природное, от начала творения до исхода из Египта, исходящее от одного лишь Творца – не знает изменений. Оно подобно солнцу, в котором не было никаких изменений с шести дней творения. Оно все так же восходит на востоке, садится на западе, и ничего в нем не зависит от дел людей.

И потому правление, зависящее от дел народа Израиля, передано ему именно через заповедь освящения месяца, поскольку при этом установление месяцев, праздников и лет становится зависимым от Израиля, – и от луны, которой уподоблен Израиль.

Народы мира уподоблены солнцу (см. Сука 29а), и календарь у них – солнечный. Влияние с Небес на них – не по делам их, поскольку их дела совершенно не влияют на корни творения. Влияние, оказываемое на них, подчинено общему наблюдению и управлению и не изменяется, и потому они уподоблены солнцу, которое делает свое дело неизменно. В отличие от Израиля, который получает блага, и, не дай Б-г, беды сверху, в соответствии со своими делами внизу.

Тишрей – месяц суда

День суда для всех сотворенных назначен на месяц Тишрей, поскольку это начало творения природы. Второй этап творения – передача управления миром Израилю – произошел в Нисан, но Тишрей является моментом начала для всех приходящих в этот мир.

Как Израиль, так и народы мира проходят перед Творцом, как овцы перед пастухом: «И о странах изречено будет, какая мечу (обречена) и какая голоду» (из молитв Рош а-Шана). Правление, соответствующее творению мира, обязывает всех сотворенных дать отчет перед судом, исполнили ли они свои обязанности в качестве творений, и потому суд назначен на первое число месяца Тишрей. «В новомесячье, в день праздника нашего» (Теилим 81:4), то есть в день, когда луна не видна, ибо нет суда только лишь над народом Израиля, но есть суд над всем творением.

При этом, не таков суд над народами мира, как над народом Израиля. Хотя Всевышний и не управляет творением в соответствии с делами других народов, Он все же судит каждый из них – есть ли у него право на существование в творении, то есть, исполняет ли он свою общую роль – помощь народу Израиля. Наш учитель, рав Элияу Элиэзер Деслер сказал, что Всевышний не пользуется «сломанными орудиями». Есть суд над каждым народом как над «орудием» – годно ли оно к использованию – на основании того, как этот народ исполнял возложенное на него как на инструмент (в руках Всевышнего). Поэтому хорошие и плохие дела, сделанные народами мира, никак не влияют на этот мир; и все их действия – только в отношении самих себя, а управление творением от них не зависит.

Совершенно иначе происходит суд над Израилем – по делам его. Другими словами, народ Израиля судим в соответствии с тем исправлением мира или, не дай Б-г, порчей, которые он совершил,. И только наши дела имеют такое влияние – даже посредством мысли можно построить миры или, не дай Б-г, разрушить корни творения.

Благословение луны

Каждый месяц, когда мы видим начало нового цикла фаз луны, мы благодарим и благословляем Всевышнего за ее обновление – и тем самым удостаиваемся принятия лика Шхины, как сказали наши мудрецы (Санэдрин 42а): «Каждый благословляющий луну в положенное время как будто принимает лик Шхины».

Слово ходеш (месяц) происходит от слова хидуш (обновление), и в связи с обновлением луны мудрецы установили благословение, ведь то, что остается постоянным и не меняется, не побуждает нас видеть правление Всевышнего. Меняются времена года, но солнце в этом цикле остается неизменным, и слово шана (год) происходит от слова шина (сон) – без обновления и жизненной силы. Поэтому на солнце, остающееся неизменным в его годовом цикле, не установили благословения (в связи с этим циклом) – ведь мы не видим в нем никакого обновления и изменения, как сказано: «Нет ничего нового под солнцем» (Коэлет 1:9). Естественное постоянство солнца не позволяет ощутить и увидеть в нем что-то новое.

Благословение солнца

Каждые двадцать восемь лет солнце возвращается в то же место относительно звезд, в то же время и в тот же четвертый день недели, как это было, когда оно было подвешено на небосводе при сотворении мира. И когда оно возвращается в исходную точку, из которой начало свое движение в тот четвертый день, это обязывает нас пробудить в себе мысль о том, что Всевышний сотворил весь мир, и, хотя сотворенный мир управляется неизменным образом, все же, тот факт, что солнце возвращается в свою исходную точку, побуждает нас произнести благословение: «Благословен… совершающий дело сотворения мира». Это благословение побуждает нас осознать, что также и природа является частью мироздания, а постоянство его и неизменность – от Творца, о котором сказано, что Он «обновляет по доброте Своей каждый день, постоянно, сотворенный мир». И потому мы говорим о нем: «Совершающий дело сотворения мира» – в настоящем времени, а не в прошедшем.

Нет сомнения, что такое принятие лика Шхины – более трудное, поскольку мы не видим на солнце никаких внешних и заметных признаков начальной точки цикла, в отличие от луны, у которой ясно видно обновление. Однако здесь, в случае с солнцем, есть нужда в пробуждении со стороны самого человека: он должен увидеть и осознать, что хотя нам и не видно никаких изменений, творение управляется Всевышним – в том числе, и в процессах природных.

В месяце Тишрей возник замысел – в Нисане произошло действительное сотворение

Возникает вопрос: если мир был сотворен в Тишрее, то почему благословение на солнце установлено в Нисане, а не в Тишрее? Так спрашивают Тосафот (Рош а-шана 27а) по поводу сказанного в Гемаре: «Согласно чьему мнению мы говорим в наши дни в молитве (в Рош а-Шана): “Этот день – начало дел Твоих, память о первом дне”? Согласно мнению раби Элиэзера, который сказал, что мир сотворен в Тишрее. А по мнению раби Йеошуа мир сотворен в Нисане». Тосафот напоминают, что мы принимаем в качестве алахи мнение раби Йеошуа (Рош а-Шана 12а) в вопросе расчетов солнечного цикла и моментов рождения новой луны и ведем их с месяца Нисан. Это означает, мы признаем, что солнце и луна сотворены в Нисане, и первый раз солнце взошло четвертого Нисана первого года сотворения мира.

Далее Тосафот продолжают, что написанное р. Элиэзером Аклиром (автором многих вставленных в молитвенники пиютов – поэтических текстов) в пиюте о дожде к празднику Шмини Ацерет соответствует мнению раби Элиэзера – мир создан в Тишрее – тогда как написанное им в пиюте на Песах соответствует мнению раби Йеошуа о сотворении мира в Нисане. Тосафот объясняют это так: то и другое мнение – слова Б-га живого, и нужно сказать, что в Тишрее возник замысел творения, но сотворен мир был только в Нисане.

Следует понять, что означает, когда речь идет о Всевышнем, что он задумал сотворить – и не сотворил? Ведь только у человека может быть так, что он готовит какие-то планы, а потом возникает причина, из-за которой он может их осуществить только через какое-то время, а не сразу! У Всевышнего, если уж он задумал сотворить, – нет и не может быть никаких помех!

Два этапа творения: «творение в потенциале» и «действительное творение»

Ответ на заданный выше вопрос состоит в следующем. Есть два этапа в процессе творения: «возникновение замысла» и «действительное творение». «Возникновение замысла» – это уже сама по себе некая реалия, связанная с творением, и она не подобна мысли человеческой, преходящей и исчезающей. У Всевышнего мысль – нечто реально существующее, как сказано: «Жизнь – в благоволении Его» (Теилим 30:6); воля Творца – это жизнь! Процесс творения не означает одно лишь материальное сотворение, но также и создание основы, корней творения – образов правления Творца, законов сотворенного и духовных сил.

Первый этап творения, осуществленный в месяце Тишрей, – это «возникновение замысла», то есть «сотворение в потенциале»; это создание духовных законов мира, который будет сотворен. А второй этап – это «действительное творение» месяца Нисан, когда Всевышний создал все творение в соответствии с законами, установленными ранее, на первом этапе в Тишрее. И эти два этапа – сотворение «в потенциале» и «действительное» – создали основу для двух видов управления творением: «в потенциале» – это Б-жественное правление, основанное на духовных законах мира, созданных Б-гом на первом этапе творения и не зависящее от наших дел. «Действительное» – это передача правления народу Израиля.

При этом, в первый период «действительного творения» – в две тысячи лет тоу – управление миром осуществлялось исключительно со стороны Всевышнего. Но, как уже было сказано, предназначением «действительного творения» была передача его, в конечном счете, под контроль еврейского народа.

Сотворение мира на основе суда и на основе милосердия – Тишрей и Нисан

Сказано: «Вначале сотворил Б-г» (Берешит 1:1), и пишет Раши: «Не сказано: “сотворил Г-сподь”, ибо вначале был у Него замысел сотворить мир на основе суда, но, увидев, что мир не может так устоять, выслал вперед милосердие и соединил его с судом».

Здесь не имеется в виду, что Творец отказался от изначального намерения сотворить мир на основе суда и решил сотворить его, соединив суд с милосердием. Но таковы были два этапа в процессе творения: первый – «суд», то есть такое правление, когда человеку дается ровно столько, сколько он заслужил, а второй – «милосердие», то есть правление, когда ему дается намного больше. Два эти этапа – это два вышеупомянутых этапа творения: «в потенциале» и «действительное».

В Тишрее мир создан в его естественном аспекте, на основе суда, то есть на основе принципа «давать по минимуму», по законам, установленным изначально, над которыми не дана власть нижним творениям; все это – аспект суда. А в Нисане произошло сотворение мира на втором этапе, «действительное творение» – в аспекте милосердия. Правление творением – в соответствии с делами нижних творений, правление  качеством хесед (милости). Воля Творца состояла в том, чтобы правление осуществлялось не только на основе суда – «по минимуму», как на первом этапе, по духовным законам, запечатленным Творцом в Его творении, но чтобы правление зависело от дел Израиля, как на втором этапе творения, поскольку в этом – его цель: в том, чтобы существование творения зависело от дел человека.

День суда для творения установлен в Тишрее, поскольку в этом месяце был первый этап творения, который склоняется к суду, как это «возникло в замысле Его», и это также – «день – начало дел Твоих, память о первом дне».

Освобождение из Египта и грядущее освобождение установлены в Нисане – месяце избавления, поскольку Нисан – это месяц второго этапа творения – этапа милосердия, когда началось правление в соответствии с делами Израиля. Наши праотцы тоже родились в Нисане (Рош а-Шана 11а) – праотцы, с которыми связан корень этого вида правления. И потому также и благословение солнца установлено в четвертый день недели в Нисане, соответственно второму этапу творения – этапу «действительного творения», – в день, когда были подвешены светила к небосводу.

В Нисане установлено правление – народ Израиля выше, чем мазаль

Мазаль месяца Нисан – «овен». Египтяне, которые были большими мудрецами, поклонялись ему, как первому и «старшему» и считали, что их мазаль дает им силу.  Всевышний вывел Израиль из Египта именно в период власти этого мазаля. Именно в час наибольшей силы этого мазаля, в середине периода его величия, повелел Б-г зарезать ягненка в качестве жертвы Песах, чтобы переломить силу этого мазаля. Если бы Творец сделал это в другой месяц, египтяне могли бы сказать, что в Нисане у Него не было бы силы вывести сынов Израиля, одолев силу мазаля египтян. Это был для них тяжкий удар: именно в то время, когда они должны были укрепиться, Г-сподь сокрушил его силу.

Более того: мазаль означает управление творением сверху вниз, независимо от дел людей (ведь само это слово происходит от слова нозель – текущий [влияние – сверху, с Небес, на землю]). Всевышний вывел Израиль из Египта в то время, когда властвует мазаль (его), в момент его наибольшей силы, чтобы показать всем, что отныне мир ведет себя и управляется не согласно мазалю, а в зависимости от дел Израиля. Все управление делами Израиля – наперекор мазалю, и отныне народ Израиля – тот, кто определяет правление творением. «Нет мазаля у Израиля» (Шабат 156а) – то есть, другими словами, мазаль не властен над ним; напротив, народ Израиля сам властвует над творением и определяет образ правления своими делами.

Чему, с практической точки зрения, учит нас месяц Нисан

Эти основы возлагают на нас большую ответственность за творение. С момента исхода из Египта Израиль направляет ход дел в мире, и потому буквально каждый в народе Израиле должен осознавать эту ответственность и последствия. Нельзя сравнить дела, которые делает человек для себя самого в своей узкой личной сфере, с делами министра, члена правительства, понимающего и сознающего значимость каждого дела и его прямые последствия для всего народа и ощущающего возложенную на него ответственность. Так и народ Израиля – царские сыны: каждый из них – царь над всем творением, так как правление над ним передано в его руку. Это – великий урок, который преподает нам месяц Нисан, в котором началось управление миром в соответствии с делами Израиля.

Для учащегося ешивы месяц Нисан – это месяц, полный испытаний, в которых проверяется, насколько он крепок в служении Б-гу. В этом месяце нужны большие усилия, чтобы не упасть духовно, чем в течение всего года.

Перед нами большая работа – извлечь духовную пользу из всех дел, связанных с Песахом и исходом из Египта, осознать удел наш и нашу ответственность в управлении творением. Именно в эти дни, однако, мы покидаем стены ешивы… Как же можно устоять в испытании? Первое условие – знать изначально, что нам предстоит испытание, организоваться и приготовиться к нему должным образом, и только так мы сможем использовать эти дни, для того чтобы укрепиться в вере и страхе перед Небесами. И в чем же можно особенно укрепиться в этом месяце? В осознании того, что все творение передано в наши руки и ответственность наша за каждое из наших дел – это ответственность за все творение.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=13121