Плач мудрецов и смех раби Акивы — Все пророчества сбудутся!

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1528

В конце трактата Макот приводится история о четырех танаим (мудрецах мишны). Рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азария, раби Еошуа и раби Акива сошли с корабля в порту, который был на расстоянии ста двадцати миль от Рима, и шли по дороге. И услышали они возгласы ликования, доносящиеся из дворцов Рима (Маарша поясняет, что мудрецы не могли бы услышать возгласы ликования на таком расстоянии, но в воздухе была атмосфера праздника, и это ощущалось везде). Рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азария и раби Еошуа заплакали, но раби Акива засмеялся. Спросили его мудрецы: «Отчего ты смеешься?» В ответ спросил их раби Акива: «А вы отчего плачете?» Ответили ему мудрецы: «Как же нам не горевать, когда черные эти (римляне происходят от Эдома и греков, не от африканцев, а называли их так в знак пренебрежения) поклоняются идолам, и приносят им воскурение, и сидят в уверенности и спокойствии на своих землях, в то время как наш Храм сожжен и разрушен?» Сказал раби Акива: «Именно поэтому я смеюсь. Из этого я учу правило: если идолопоклонникам Всевышний дает спокойную жизнь и не наказывает их, то какой огромной будет награда тех, кто выполняет волю Его!?»

Вновь случилось так, что эти четверо мудрецов поднимались на Ар аЦофим (гора Скопус, с которой хорошо видна Храмовая гора). Когда они увидели развалины Храма, то разорвали на себе одежды в знак траура. Когда же приблизились к Храмовой горе и увидели, что из развалин Храма, из того места, где находился Кодеш а-Кодашим (Святая Святых), вышел лис, Рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азария и раби Еошуа заплакали, а раби Акива снова заулыбался. Как и в прошлый раз, вновь сказали мудрецы: «Место, о котором сказано в Торе (Бемидбар, 1:51): “…посторонний же, который приблизится, (чтобы служить), да будет предан смерти», а мы видим, что на этом месте ходят лисицы, и после этого ты удивляешься нашим слезам?» Сказал им раби Акива: «Я улыбался, потому что я вижу подтверждение сказанного нашими пророками. Сказано у Йешаяу (8:2): “И взял я себе верных свидетелей: Урию, священника, и Зехарию, сына Йеверехйау”. Но как могут быть свидетелями два пророка, когда один (Урия) жил во времена первого Храма, а второй (Зехария) жил во времена второго Храма? И вот как я понимаю смысл этого стиха. Йешаяу, взяв в свидетели этих двух пророков, пророчество Зехарии поставил в зависимость от реализации пророчества Урии. Пророк Урия сказал: “Поэтому из-за вас (как) поле вспахан будет Цион, и Иерусалим руинами станет, и гора дома (Г-сподня) – высотами лесистыми”. А у Зехарии сказано: “Так сказал Г-сподь Воинств: еще будут сидеть старики и старухи на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке его – от глубокой старости”». Продолжил раби Акива: «Теперь, после того, как сбылось пророчество Урии, знаю я, что сбудется и пророчество Зхарии». Услышав пояснение, приведенное раби Акивой, произнесли мудрецы: «Акива, ты утешил нас! Акива, ты утешил нас!»

Утверждает рав Меир Симха из Двинска, что раби Акива смеялся только после того, как увидел своих спутников плачущими, то есть, если бы не горевали его товарищи, то и реакция раби Акивы, возможно, была бы иной. Почему?

Плач может быть следствием обиды или боли утраты, то есть чего-то, произошедшего с человеком в прошлом. Но бывает и плач о будущем – плач-молитва, когда человек надеется и верит, что его плач будет услышан. Сказано в трактате Брахот, что даже в период сокрытия Лика, когда для молитв есть преграда, молитва, сопровождаемая слезами, всегда принимается. Поэтому и раби Акива только тогда засмеялся, когда увидел, что великие мудрецы Торы, шедшие с ним, плачут. Значит, есть надежда, что сбудутся все пророчества о возвращении Присутствия Всевышнего в Иерусалим.

Сказано в Мегилат Эйха (2:2): «Плачет, плачет она по ночам, и слезы на щеках у нее…». Если мы будем плакать о том, как нам не хватает Храма и как мы хотим, чтобы Всевышний вернул его, если скажем все вместе, что нет у нас другого желания, одного лишь хотим мы – чтобы Всевышний вернул Присутствие Свое среди нас, тогда удостоимся мы, и еще в нашем поколении Иерусалимский Храм будет восстановлен.


http://www.beerot.ru/?p=16804