Подготовка к принятию Торы — усердие в ее изучении

Дата: | Автор материала: Рав Гершон Эдельштейн

1988

Сейчас мы находимся во время отсчета Омера. Написано в «Сефер а-Хинух» (заповедь 306): когда евреи вышли из Египта, они знали, что цель выхода – принятие Торы на горе Синай. Уже в Египте еврейский народ знал о Торе. Во время египетского рабства колено Леви не переставало учить ее. Наши святые праотцы сидели в доме учения (Йома, 28б). Когда наш праотец Яаков собирался направиться в Египет, он отправил перед собой Йеуду, чтобы тот построил дом учения. Также мы знаем, что в ешиве Шема и Эвера учили Тору. И это изучение было до дарования Торы, а изучение Торы до и после дарования отличаются, так как после дарования Торы все законы толкуются в соответствии с мнением наших мудрецов.

Таким образом, когда евреи вышли из Египта, они знали, что их цель – получение Торы. Это видно и из четырех слов, которыми описывается Избавление (арба лешонот а-геула): и вывел, и спас, и избавил, и взял. Объясняют наши мудрецы, что последний глагол – «И взял Я вас Себе народом» – подразумевает дарование Торы на горе Синай. И это – цель выхода из Египта, часть освобождения из-под власти злого начала и переход к святости. Народ Израиля знал, что получит Тору на горе Синай, они ждали и хотели этого. Евреи считали дни, которые прошли с момента выхода из Египта, и радовались каждому дню, так как он приближал к дарованию Торы.

Каждый год во время отсчета Омера возвращается ощущение ожидания Торы и подготовки к ее получению. Праздник Шавуот – время получения Торы, и подразумевается, что из года в год мы получаем Тору заново и можем в ней по-новому преуспеть. Дни отсчета Омера это время для подготовки к получению Торы, как это было во время выхода из Египта. С одной стороны, мы должны радоваться, что можем удостоиться больших заслуг в Торе, но, с другой стороны, мы должны быть осторожны. На нас возложена большая ответственность – использовать эту возможность на то, чтобы подняться в духовной сфере, и те кто этого не делают – совершают тяжкий грех.

У дней отсчета есть еще одно значение. В эти дни погибали двадцать четыре тысячи учеников раби Акивы. Это случилось из-за того, что они недостаточно уважали друг друга (Йевамот, 62б). Мы находим еще одно объяснение в мидраше (Берешит Раба, 61:3): они погибли, так как смотрели друг на друга «узким глазом» и поэтому не уважали друг друга. Также написано в мидраше (Коэлет Раба, 11:5), что они завидовали Торе друг друга. Пишет Яфе Тоар, что они не хотели помогать своим друзьям в изучении Торы.

 Мы должны знать, какими великими мудрецами были ученики раби Акивы. Сказано про раби Меира (Эрувин, 13б), что он учился у раби Акивы и не понял глубины его Торы. Он оставил раби Акиву и пошел учить более простые понятия Торы у раби Ишмаэля, и только после этого смог вернуться учиться у раби Акивы. Про раби Меира сказано (Санедрин, 24а): «Всякий, видевший раби Меира в бейт-мидраше, видел, как он будто вырывал горы и перетирал их друг с другом». Это значит, что он был силен в трактовке законов и разъяснениях. Всякая мишна без указания имени таны (от имени которого она приводится) приписывается раби Меиру. И, несмотря на все это, изначально он не понимал глубину слов раби Акивы! А те ученики, которые умирали в эти дни, понимали своего учителя и были очень большими мудрецами Торы.

Мы уже сказали, что ученики раби Акивы умерли именно между Песахом и Шавуотом из-за того, что эти дни предназначены для подготовки к получению Торы. В эти дни следует серьезнее относиться к совершенствованию душевных качеств – ведь это и есть важнейшее приготовление к получению Торы. «И расположился Израиль напротив горы» (Шмот, 19:2), Раши объясняет этот стих следующим образом: упоминание всего народа в единственном числе показывает нам, что они были «как один человек». Каждый в народе заботился о своем ближнем как о самом себе. Так же мы знаем, что Тора приобретается сорока восьмью качествами. Многие из них связаны с любовью и уважительным отношением к ближнему. Ученики раби Акивы погибли именно в дни Омера, когда заповеди, касающиеся отношений между людьми, играют важную роль в получении Торы, а они ими пренебрегли.

Есть много вещей, которые влияют на успех в Торе. Написано в Талмуде (Нида, 70б): «Спросили раби Йешуа бен Хананью: «Что нужно сделать человеку, чтобы приобрести мудрость Торы?” Ответил им: “Пусть преумножит занятия Торой и уменьшит занятия торговлей”. Ответили ему: “Многие сделали так, но это им не помогло”. Ответил им: “Пусть попросит милости у Того, Кому принадлежит мудрость”». Отсюда мы видим, что нужно также молиться об успехе в Торе.

Несколько раз в молитве мы просим о помощи в изучении Торы. В молитве Амида мы просим: «Возврати нас, Отец наш, к Твоей Торе», «Открой мое сердце для Твоей Торы». В кдуша десидра мы произносим: «Он откроет наши сердца для Своей Торы», во время открытия арон а-Кодеш (ведь это – благоприятное время для просьб) мы просим об успехе в Торе.

В Гемаре (там же) задают вопрос: «Чему это нас учит?» Раши объясняет: «Зачем надо увеличить изучение, ведь успех в Торе зависит от милости с Небес? Чтобы объяснить нам, что необходимо просить помощи с Небес. Но при этом недостаточно только молиться, надо также посвящать много времени изучению Торы. А если человек молится и просит об успехе в Торе, но при этом не учится усердно – он не удостоится Торы»

Мы часто приводим слова рава Исраэля Салантера («Ор Исраэль», письмо 14): «Если человек молится об исправлении своих душевных качеств, но сам не знает путь к их исправлению в соответствии с Торой, то ему не поможет молитва». Молитва поможет найти кого-то, кто научит, как исправить душевные качества, но не существует способа исправить душевные качества без того, чтобы человек знал, как это сделать. Так и в Торе: невозможно познать мудрость Торы без продолжительного изучения. И даже если человек будет просить милости с Небес и много молиться, он не удостоится мудрости Торы, если не учится усердно.

Объяснить, что нужно усердие в изучение Торы, очень просто (Сифри, Дварим, 11:22): «Тора говорит: “Если оставишь меня на день, – оставлю тебя на два (дня)”». Из этого мы понимаем: если человек оставляет изучение Торы, то мудрость Торы тоже оставляет его. В этот момент от него уходит святость Торы, и дурное начало обретает над ним власть. Сказано: «…оставлю тебя на два», и это значит, что нужно вдвое больше времени, чтобы вернуться на прежний уровень. Если человек оставляет Тору на час, Тора отдаляется от него на два часа, потому что спуск легче, чем подъем; спуск – быстрый, а для подъема нужно приложить усилия. Нужно двойное усилие, чтобы вернуться к тому, что было раньше.

Усердие необходимо для успеха в Торе. Невозможно удостоиться мудрости Торы, если человек отвлекается от изучения Торы из-за несущественных дел. Правила, когда можно прервать изучение Торы, приводятся Рамбамом в «Законах об изучении Торы». Если перед человеком есть выбор между изучением Торы и выполнением заповеди, которую может сделать только он, то Рамбам постановил (Илхот Талмуд Тора, 3:4), что человек должен сделать заповедь и сразу же вернуться к изучению Торы. Имеется в виду, что после выполнения заповеди человек может немедленно вернуться к изучению Торы. Но если из-за выполнения заповеди он не сможет вернуться к изучению Торы немедленно, то нельзя отвлекаться от изучения.

Нужно знать, что усердие в изучении Торы – не устрожение (и не является личным выбором каждого человека), а непосредственная обязанность. Человек должен посвятить Торе все свои силы – те возможности, которые у него есть для изучения Торы, он должен использовать по назначению. Человек должен также проявить максимальное усердие в изучении Торы и посвящать ей как можно больше времени каждый день. Тот, кто не старается изо всех сил, – не удостоится помощи Свыше.

Хорошо известны слова наших мудрецов (Кидушин, 30б): «Дурное начало человека пересиливает его каждый день и старается его погубить, и если бы Всевышний не помогал человеку…» Если даже после того, как человек старался изо всех сил, он не смог победить дурное начало – ему помогает Всевышний. Но если человек не сделал все, что мог – Всевышний ему не поможет, так как человек должен изначально приложить все свои силы.

Известно, что у людей, вернувшихся к вере, в начале пути есть невероятная помощь с Небес, и они почти не чувствуют трудностей, но потом начинают понемногу с ними сталкиваться. Причина того, что в начале они не обязаны прилагать больших усилий, в том, что они еще не знают всех обязанностей. Для них достаточно, что они соблюдают то, что знают, а остального удостаиваются, с Б-жьей помощью. Но когда им уже известны обязанности перед Торой и разные заповеди, они обязаны выполнять все, что они знают. И пока они не будут соблюдать все, что знают – не удостоятся помощи с Небес.

Тот, кто может проявить больше усердия в изучении Торы и не делает этого – не удостаивается помощи с небес. Сколько усилий и усердия проявит человек – настолько преуспеет в изучении Торы.

В своем завещании раби Акива Эйгер просил, чтобы по нему не произносили хвалебных речей и не перечисляли его заслуги, кроме того, что с возраста пятнадцати или шестнадцати лет, несмотря на большие трудности, он учил и преподавал Тору. Чтобы преподавать Тору, необходимо много терпения, ведь нужно объяснять снова и снова, пока ученики не поймут. Когда это сопровождается трудностями и проблемами, нужны особенные душевные силы, чтобы это выдержать. И это единственная похвала, которую раби Акива Эйгер разрешил говорить о себе. И это действительно очень большая заслуга – преподавать Тору в стесненных обстоятельствах. Раби Акива Эйгер удостоился необыкновенно глубокого понимания Торы, и во всем мире с воодушевлением и радостью изучают его труды и комментарии на Тору.

Подготовила Э. Заславская


http://www.beerot.ru/?p=14851