Радость Адара и Пурима — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1770

Многим известны слова из трактата Таанит: «С наступлением Адара умножают радость». Я не сообщу ничего нового, сказав, что люди очень любят радоваться и веселиться. Радость и веселье – это проявление жизненной силы. Если мы хотим кого-то приблизить к Торе, надо показать ему, что Тора – это радость и веселье, и она дает человеку жизненную силу. Человек не захочет приобщаться к Торе, если она будет представляться ему источником вечной печали, меланхолии и депрессии. Я сам стал интересоваться Торой только тогда, когда увидел силу той радости, которая была у людей, живущих ею.

Есть жизненная сила, источником которой является Тора, а есть жизненная сила, источником которой является зло. Известно, что Ицхак сказал Эсаву, что тот будет жить своим мечом. Самым страшным проявлением этой жизненной силы была радость нацистов от издевательств и убийств евреев. Они черпали жизненную силу из процесса убийства. Радость, доставляемая злом, очень страшна. Это проявление силы Сатана, ангела Эсава.

Самый большой соблазн, которым привлекает зло – это обещание радости. Когда Моше стало известно о грехе золотого тельца, он вымолил у Всевышнего прощение для нашего народа. Затем он получил скрижали, спустился назад в стан, и там, по собственной инициативе, разбил их. Почему? О грехе тельца ему было известно и раньше. Что он увидел нового? Говорят наши мудрецы, что Моше увидел радостные пляски возле тельца.

Одна из причин страшнейшего постановления Амана и Ахашвероша, которую называют наши мудрецы – это то, что евреи получали удовольствие на пиру Ахашвероша. Это тоже было получением удовольствия от зла. Важный и всегда актуальный принцип: нужно бежать, как от огня, оттуда, где есть греховное веселье, где есть радость зла. Известный пример этого – удовольствие от разврата. Радость семейной жизни – это величайшая заповедь, это – причина присутствия Шехины в наших домах. Более того, муж обязан радовать свою жену. Но по отношению к чужой жене эти же качества – страшны не только из-за тяжелейшего греха (одно из десяти речений), но и из-за радости, которую вызывает этот грех.

Рав Авраам Бурнштейн, адмор из Сохачева, в предисловии к своей замечательной книге «Иглей Таль» касается одной очень важной вещи. Он приводит высказывание из книги «Зоар», где говорится, что радость и веселье взращивают как доброе начало, так и дурное. Всегда важно не только само действие человека, но и то, как оно производится: с радостью, или без нее. Если радость при выполнении заповеди усиливает доброе начало человека, то радость при совершении греха усиливает его дурное начало.

Постараемся объяснить это просто. Мы все любим получать удовольствие. Если мы радуемся, совершая добрые поступки, то, испытывая удовольствие от происходящего, понимаем, что добро радует, и стремимся опять делать добро. Если мы углубимся в эту тему, то поймем, что радость от выполнения заповедей – это радость от света, от добра. Если мы делаем кому-то добро и радуемся этому, в нас проявляется замечательное качество аават хесед (любовь к добру). Виленский Гаон и его ученик, рав Хаим из Воложина объясняют, что означает выражение «мицва горерет мицва (заповедь влечет за собой другую заповедь)». Когда человек делает доброе дело, исполняет заповедь, его как бы осеняет добрый, чистый дух, побуждающий продолжать поступать так и дальше. Сила этого духа зависит от радости, с которой эта заповедь исполняется. Но то же самое происходит и когда человек, не дай Б-г, совершает грех по принципу «авера горерет авера (грех влечет за собой другой грех)».

Если мы подумаем, почему мы иногда грешим, то поймем, что наше дурное начало соблазняет нас получением удовольствия от греха. Новизна ощущения от совершения греха приводит нас к радости. Эта радость, в свою очередь, приводит к тому, что дух скверны все глубже входит в душу человека. Поэтому, если мы действительно хотим удостоиться возвращения к Торе и оградить себя от дурного начала, нам нужно научиться удовлетворять нашу внутреннюю потребность в удовольствиях, радости и веселье добрыми делами и Торой. Наша обязанность учить Тору и следовать ей не зависит от того, будет это нас радовать или нет. То, в чем нас обязывает Творец, нужно исполнять в любом случае. Но, выбирая свой путь в Торе и заповедях, мы должны искать для себя те аспекты служения, которые будут доставлять нам радость. В этом пути нет недостатка исполнения воли Творца. Наоборот, нам заповедано исполнять волю Всевышнего с радостью. Поэтому, мы ищем пути, позволяющие делать это в полной мере. И, если мы пойдем этими путями, то наше доброе начало вырастет и даст нам силу в борьбе с дурным началом. И, когда дурное начало попытается снова соблазнить нас запретными удовольствиями, мы отвергнем его, поскольку уже будем знать вкус удовольствия и радости от чего-то хорошего. В то же время мы должны бежать, как от огня, от удовольствий, связанных с нашим дурным началом потому, что это – страшная вещь.

Нам нужно задуматься о том, как пробудить в себе истинные источники радости и веселья, исходящие от добра. По большому счету, истинные радость и веселье относятся именно к добру. У зла они неполноценны. Даже в нашем бренном мире, полном зла, человек получает истинные радость и удовольствие именно от доброго дела, а не от чего-либо другого. Я слышал от рава Пинкуса одно очень важное замечание. Сам рав Пинкус был человеком, полным радости жизни. Он сказал, что, когда дурное начало приходит к учащемуся ешивы, оно нашептывает молодому парню, что удовольствие можно получить только у него, дурного начала. Говоря это, рав Шимшон Пинкус, буквально кричал: «Это – самая большая ложь дурного начала». Ведь нет ничего, что можно сравнить с радостью изучения Торы и исполнения заповедей.

Когда много лет назад я впервые попал на еврейскую свадьбу, то просто ошалел от зрелища неподдельного веселья, к которому просто не привык. Если еврей почувствовал хотя бы внешнюю радость настоящей еврейской свадьбы или праздника Симхат Тора, он уже понимает, что вне нашего еврейского мира такой радости нет. Если же он еще и удостоится ощущения радости света Торы, постижения света самого Творца и дарования другим этого света, то ничего не сможет сравниться с этой пробудившейся в нем радостью от Торы и совершения добрых дел.

Некоторые думают, что увеличение радости и веселья при наступлении Адара подразумевает необходимость распоясаться. Безусловно, в Пурим разрешены некоторые, не разрешенные в другое время, вещи. Например, что мы имеем в виду, когда говорим о заповеди опьянеть на Пурим? Смысл этого очень простой. Действительно, вино раскрепощает человека и дарит ему радость. У человека на душе тяжело из-за различных проблем. Эти проблемы подавляют ощущение радости и веселья, и для того, чтобы проявить эти ощущения, нужно выпить «лехаим». Суть в том, что в силу этого в человеке пробуждается его внутренняя радость.

Увеличение радости в Адаре – это вещь, дозволенная и заповеданная нам. Но она требует от нас работы над собой потому, что это служение Творцу. Нам заповедано бежать от радости греха, как от огня, а также усиливать в себе ту часть нашей духовной работы над собой, которая несет нам радость, связывая нас с Торой и Всевышним, чтобы удостоиться еще большей радости.

Скоро мы будем читать отрывок «Захор» о том, что сделал нам Амалек. Одним из аспектов вреда, нанесенного нам Амалеком, стала наша холодность в исполнении воли Творца, лишающая нас жизненной силы. Пурим – это время стирания следа Амалека в нашей душе. Одним из проявлений этого стирания является пробуждение того, что изначально заложено в наших еврейских сердцах и душах. Это – радость от близости к Творцу, веры, Торы и добрых дел. Все это лежит в глубине наших душ под наслоениями наших грехов и всевозможной скверны, прилипшей к нам и мешающей этой радости проявиться. Это особое время, когда нам необходимо сделать тшуву, чтобы пробудить в себе радость Торы и служения, и удостоиться того, чтобы радость сопровождала нас не только в Пурим, но и весь год. И пусть любые лживые предложения нашего дурного начала будут нами отвергнуты.

В нашем календаре есть несколько дат, когда мы можем наполнить себя радостью. В чем состоит особая роль месяца Адар и Пурима? Все наши праздники отражают открытое правление Творца при выходе из Египта, получении Торы, пребывании под сенью облаков Славы в пустыне. Веселье Пурима – это праздник раскрытия Творца во времена эстер паним, сокрытия Лика. Рабейну Там пишет, что источник радости в мире, полном зла и страданий, – в знании, что все, что происходит – к добру. В полной мере это раскрылось именно в дни Пурима, и стало причиной принятия нашим народом Торы из чувства любви. Это стало возможным благодаря раскрытию добра и воли Творца в рамках изгнания, в рамках, казалось бы, естественного хода событий.

Радость и веселье Пурима – неотъемлемая часть всех его заповедей. Виленский Гаон пишет, что само название Мегилат Эстер означает раскрытие скрытого (притом, что мы называем «мегилой» не только книгу Эстер, важно отметить, что в трактате Бава Батра, где приводится структура Писания, только книга Эстер называется «мегила»). Кроме известных законов чтения Мегилат Эстер, есть также и внутреннее, скрытое содержание – пирсумей ниса, провозглашение и постижение нами чуда. В Талмуде чтение Мегилы называется алелем (т.е. воспеванием Творца) Пурима. Постижение чудес Пурима – основа нашей радости в эти дни. В свою очередь, подарки бедным и посыланиемишлохей манот – это радость от добрых дел и единства нашего народа.

Сказано, что гиматрия слов яин (вино) и сод (тайна), одинакова. Известно изречение «входит вино – выходит тайна». Кульминация Пурима – это праздничный пир, когда то вино, которое мы пьем, помогает раскрыться нашей радости и благодарности Творцу за то, что мы – Его народ. Этой радостью мы обязаны «запастись» на весь год. Радость от нашего великого удела, которую мы чувствуем в процессе исполнения и изучения Торы и совершения добрых дел, мы должны нести в наши семьи. Дом, в котором есть такая радость – залог того, что наши потомки будут служить Творцу с той же радостью и верой.

Подготовил рав Ц. Маламуд

http://www.beerot.ru/?p=24695

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here