Шмита. Тайна истории. Из комментария Рамбана к Торе

ШМИТА

Тайна истории

Из комментария Рамбана к Торе

«Говори сынам Исраэля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть покоится земля в Субботу Б-га» (Ваикра, 25:2).

Здесь нам приоткрывается одна из величайших тайн Торы. И уже намекнул на нее раби Авраам (Ибн Эзра): «Написано “в Субботу Б-га” – так же, как о дне Шаббата, и тайна мировой истории скрыта в этом месте Торы».

Прислушайся, чтобы понять то, что я имею право тебе поведать, и если удостоишься, то поймешь.

Я уже писал, комментируя главу Берешит, что шесть дней Творения соответствуют периодам истории мира [Т.е. каждый из шести дней соответствует одному тысячелетию истории], а «день седьмой, Суббота, – Г-споду Б-гу твоему» (Шмот,20:10) – это покой, посвященный Его великому Имени. И об этом написано: «А в седьмой день (недели) что произносили (левиты в Храме)? Песню на день Субботы, песнь миру Грядущему, ведь Грядущий мир – это целиком субботний покой в вечной жизни».

И вот, в шести днях Творения содержится намек, связанный с тем, что было сотворено в эти дни, а годы (семилетнего и пятидесятилетнего циклов) намеком указывают на то, что произойдет в течение мировой истории.

И поэтому наказание за нарушение законов субботнего года строже, чем за нарушение других запретов. За нарушение субботнего года народ отправляется в изгнание, так же, как за распутство, – ведь написано: «А вас рассею Я между народами и обнажу меч вслед вам, и будет страна ваша пуста, и города ваши будут руинами. И тогда возместит земля субботы свои во все дни запустения своего, когда будете вы в стране врагов ваших; в то время будет покоиться земля и возместит себе субботы свои» (Ваикра,  26:33-34). И там же повторено: «Во все дни запустения своего будет она покоиться, сколько не покоилась в субботние годы ваши, когда вы жили на ней» (26:35). И еще сказано: «Так как страна эта будет оставлена ими и возместит свои субботние годы в запустении от них, и искупят они вину свою – что презирали законы Мои, и установлениями Моими гнушалась душа их» (26:43). А в мишне написано: «Изгнание приходит за волокиту при судопроизводстве, за корыстное искажение истины на суде и за нарушение законов субботнего года». Ведь каждый отвергающий законы субботнего года тем самым проявляет неверие в сотворение Вселенной и в Грядущий мир.

[В мидрашах и Талмуде переданы слова Творца, обращенные к народу Израиля: «Я повелел вам обрабатывать землю в течение шести лет, а на один год оставлять ее в покое ради Меня, чтобы вы понимали, что земля – Моя. Но вы так не сделали – вы согрешили и были изгнаны, и земля отдохнет от вас все те субботние годы, которые вы Мне задолжали» (Сифра, Бехукотай, перек 7, 2; Санэдрин, 39а). 

Таким образом, земля Израиля дана евреям лишь на условии, что они признают Творца единственным и полновластным хозяином мира, как написано: «Б-гу принадлежит земля и всё, что на ней, и ее обитатели» (Теилим, 24:1). Но природные процессы скрывают ее истинного Хозяина, и поэтому сотворенный мир называется עולם  (олам) – от словаעלם  («скрывать», «утаивать»). И в том, что Творца не признают хозяином мира, заключен корень всех грехов, ведущих к изгнанию – не только нарушения законов субботнего года, но и идолопоклонства, распутства и кровопролития. А народ Израиля обладает заслугой жить на святой земле только в том случае, если исполняет волю ее Владельца. – комментарий переводчика].

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=4818