Уважение и Тора

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2027

Поговорим об одном из важнейших аспектов подготовки к получению Торы, который актуален и сегодня для каждого из нас. В недельной главе Кдошим упоминается заповедь (Ваикра, 19:18) «Возлюби ближнего, как самого себя». Раби Акива сказал, что это очень большое правило в Торе. В той же недельной главе приводится (Ваикра, 19:32): «Перед сединой вставай и уважай старца». Эта заповедь обязывает вставать перед человеком преклонного возраста и уважать того, кто обрел мудрость. Есть алаха, говорящая о том, что нужно привстать даже перед восемнадцатилетним юношей, если к этому возрасту он удостоился мудрости. По большому счету, суть этой заповеди в том, как надо проявлять уважение к мудрецам Торы.

Известно, что дни счета Омера – это время частичного траура. В эти дни, в результате эпидемии, умерли двадцать четыре тысячи учеников раби Акивы. За короткий срок мир оставили двадцать четыре тысячи великих мудрецов Торы! Сказано, что причиной этого было то, что они не проявляли по отношению друг к другу должного уважения. И здесь возникает закономерный вопрос: в чем заключалась проблема, ставшая причиной столь сурового наказания Свыше? Была ли она в том, что ученики недостаточно уважали людей, и не исполняли заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя»? Или же в том, что, будучи мудрецами Торы и, недостаточно уважая друг друга, они проявляли неуважение к мудрецам Торы?

Можно сказать, что с них взыскали за оба этих проступка. Однако, не совсем понятно, почему Всевышний избрал именно это время, чтобы взыскать с учеников раби Акивы? Давайте разберем этот вопрос.

Как известно, дни счета Омера – это дни подготовки к получению Торы. Частью этой подготовки является очищение себя от всех тех недостатков, которые препятствуют нам принять Тору. И поэтому, когда ученики раби Акивы согрешили, этот грех мешал им получить Тору. Именно поэтому они были наказаны в эти дни.

Необходимо объяснить, почему неисполнение этих заповедей (любви к ближнему и уважения к мудрецам Торы) препятствует получению Торы. В недельной главе Итро, рассказывая о том, что сыны Израиля пришли в новомесячье Сивана к подножию горы Синай, и поставили там лагерь напротив горы. Тора употребляет (Шмот, 19:2) по отношению к ним глагол в единственном числе – ויחן («и встал»). Раши пишет, что весь еврейский народ был, как один человек с единым сердцем. А до этого они были в состоянии раздоров. Поэтому Тора использовала по отношению к ним глаголы в форме множественного числа.

Есть правило: в Торе нет ничего такого, что не являлось бы принципиально важным. Не просто так случилось, что перед получением Торы вдруг все объединились. Для того, чтобы удостоиться Торы, необходимым условием является единство нашего народа.

Более того, в конце книги Дварим сказано (Дварим, 33:5): «И Он стал царем над Йешуруном, когда собрались главы народа – вместе колена Израиля». Раши, комментируя это, пишет, что, Шехина может быть с нами лишь в том случае, если имеет место единство нашего народа и его руководителей.

Сказано в трактате Брахот, что, когда люди занимаются изучением Торы, они удостаиваются присутствия Шехины. Однако этого мало. Есть причины, изгоняющиеШехину из народа Израиля. Одна из них – это раздоры. Шехина в народе Израиля есть тогда, когда в нем нет раздоров, когда есть единство. Тора же должна прийти к нам вместе со Шехиной.

Есть замечательный мидраш на начало главы Трума. В нем с помощью притчи рассказывается, в чем смысл строительства Мишкана. У великого царя была единственная дочь, которую он решил выдать замуж за сына другого царя. Царь говорит будущему зятю: «Ты женишься на моей дочери, и имеешь право забрать ее из родного дома. Но есть у меня проблема: я не могу с моей дочерью расстаться. Поэтому я прошу сделать для меня в твоем дворце небольшую обитель».

Смысл этой притчи заключается в том, что Всевышний, дав нам Свою Тору, не может отделиться от нее. То есть, у нас нет возможности учить Тору без того, чтобы «взять» с собою и Всевышнего. Если мы учимся так, что Всевышнего с собой не берем, тогда то, что мы учим – это не совсем Тора. И поэтому, когда Тора у нас «соседствует» с ненужными раздорами и разногласиями, изгоняющими Шехину из народа Израиля, то на самом деле у нас нет Торы.

Если люди друг друга не уважают, это становится причиной «разделения сердец». В такой ситуации люди не просто не здороваются или не привстают друг перед другом – каждый становится сам по себе. Но Тора не дается индивидуумам. Тора дается всей общине Израиля. Этим я хочу объяснить то, что грех учеников раби Акивы стал причиной наказания именно в дни счета Омера. Это произошло потому, что их Тора не была Торой единства Израиля. Они не почитали своих товарищей, которые были мудрецами Торы.

Наш великий учитель рабейну Йона в своей книге «Шаарей Тшува» объясняет, почему так строго наказывают за нарушения, связанные с проявлением неуважения по отношению к мудрецам Торы. Он говорит, что причиной угасания света Торы в нашем народе является то, что его носителей перестают уважать. Когда в нашем народе нет должного почитания мудрецов Торы, это становится причиной того, что мы не можем ее удостоиться. Ученики раби Акивы начали грешить задолго до времени счета Омера.Всевышний показал нам, что эти грехи препятствуют получению Торы.

Это то, что необходимо знать нам в преддверии получения Торы, и что актуально для каждого из нас каждый день. Мы должны исправлять наши сердца, учиться уважать и любить друг друга, исполнять заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя». Это не так просто. Кроме того, мы обязаны почитать носителей Торы. Причем именно «носителей Торы», а не «мудрецов Торы».

Один из моих учителей говорил так: когда мальчик начал учить Хумаш, это уже причина уважать его. Если он уже учит Мишну, то достоин уважения еще больше. Когда начинает учить Гемару – тем более. Если же он уже учится в ешиве, то достоин уважения многократно, поскольку он уже почти мудрец Торы.

В наше время часто имеет место такое отношение: если человек не гадоль а-дор, как рав Штейнман, то мы относимся к нему запанибрата. Нам нужно научиться уважать тех, с кем мы учимся, и любого человека, изучающего Тору. И это уважение проявлять не потому, что человек обаятелен и нравится нам, а потому, что он занимается Торой. Это и есть та самая заповедь уважения к Торе, которая от нас требуется.

Рассказывается в трактате Эрувин, что один из мудрецов очень ослаб и не мог учиться. Он решил, что пока не придет в себя, будет сидеть у входа в бейт мидраш, и вставать перед каждым входящим и выходящим мудрецом Торы. Почему он выбрал именно это? Потому что основа Торы – это уважение к ней. Начинается оно с уважения к людям, которые учат Тору. Эти вещи касаются всех нас. Необходимо сейчас задуматься об этом, и исправить то, что можно.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=26081