Хад гадья — Объяснение пасхальной песни

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2680

Один ягненок (козленок), которого купил Отец за две монеты

Пришел кот и съел ягненка,

Пришла собака и загрызла кота,

Пришла палка и убила собаку,

Пришел огонь и сжег палку,

Пришла вода и погасила огонь,

Пришел бык и выпил воду,

Пришел резник и зарезал быка,

Пришел ангел смерти и убил мясника,

Пришел Всевышний и поразил ангела смерти.

В Мидраше Шохар Тов (Теилим, 6) рассказывается о четырех изгнаниях, которые делятся между восьмью народами: вавилоняне, касдимцы, мидийцы (Мадай), персы, македоняне, греки, римляне, ишмаэлитяне. Сказано о них, что каждое царство захватывало власть у предыдущего.

В каждом изгнании было по два царства, и правили они поочередно. Навуходнецар не был вавилонянином. Он был сыном Хирама, царя финикийского города Цор (Виикра Раба, 18). Есть утверждающие, что он был сыном царицы Шва (Савской), третье же мнение говорит, что он был внуком Санхерива из Ашура (Ассирии). По всем трем мнениям получается, что Навуходнецар не был вавилонянином, но правил в Вавилоне. Женат он был на касдимской женщине, и поэтому сын его Ояль Мородох и внук его Бельшацар считаются касдимцами. (Несмотря на то, что у народов мира родословная идет по отцу; на это можно ответить – они были мамзерами, и их настоящие отцы тоже касдимцы.) И сказано в Мидраше Танхума, что Навуходнецар не хотел, чтобы Ояль Мородох правил после него, и поэтому заключил его в темницу. Когда же умер Навуходнецар, Ояль Мородох вышел на свободу и воссел на троне. Он вытащил тело отца из могилы и возил его по улицам города. Это и есть переход власти от вавилонян к касдимцам. В следующей паре (Мидия – Персия) цари Кореш и Дарьявеш договорились, что будут править поочередно. Первыми правили мидийцы и, действительно, передали трон персам, которые, в свою очередь, уже больше с ним не расставались. Об этом сказано: персы взяли власть из рук мидийцев.

Империя Алексадра Македонского после его смерти распалась на четыре части, и земля Израиля оказалась в части селевкидов. Так власть от македонян перешла к грекам.

Эдом – Ишмаэль. После греков правили римляне, но в «Седер а-дорот» говорится, что в период, называвшийся период Гаонов, ишмаэлитяне захватили Иерусалим из рук римлян, и об этом сказано: ишмаэлитяне возьмут власть из рук римлян, и они передадут власть Машиаху.

После этого предисловия можно пояснить всю песню «Хад гадья» (один ягненок).

Гди (ягненок, козленок) – это народ Израиля, как сказано: «Израиль – отбившаяся овца…» (Ирмияу, 50:17), «И вы – овцы Мои …» (Йехезкель, 34:31). В «Таргум Шейни» на Мегилат Эстер написано, что Аман рассказывал Ахашверошу: евреи бросают кубок с вином, из которого пил нееврей, и топчут его ногами, прыгая, как ягнята (козлята).

Отец, купивший ягненка – это Всевышний, Благословен Он, как сказано во многих местах: «Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему …» (Дварим, 14:1), «Ведь Ты – отец наш, ибо Авраам не знает нас, и Израиль не узнает нас, Ты, Г-сподь, отец наш, Избавитель наш – от века имя Твое» (Йешаяу, 63:16).

… которого купил за две монеты – это две скрижали завета.

Шунра (кошка) – это вавилоняне. У пророка Йешаяу (63:22) говорится о том, что Вавилон будет разрушен, а в его жилищах будут обитать таним (шакалы), но «Таргум Йонатан» переводит таним, как хатулим, т.е кошки.

Калва (собака) – это касдимцы, потому что сказано о касдимском царе Бельшацаре, что во время пира по случаю не восстановления Храма после 70 лет его разрушения, он напоил свою собаку из золотых сосудов Храма (Рош а-Шана, 4а).

Хутра (палка) – это Мидия (Мадай), так как рассказывает Мидраш «Шир а-Ширим», что Дарьявеш и Кореш в ночь этого пира размозжили голову Бельшацару металлической ветвью от светильника. На это и намекает автор гимна, когда пишет, что пришла палка и побила собаку.

Нура (огонь) – это Персия. Персы считаются горячими, как пишет мидраш Мегилат Эстер о царе Ахашвероше: когда Вашти отказалась явиться по его приказу, огонь гнева разгорелся в нем, и сказал Всевышний ангелу, ответственному за огонь: «Подбрось-ка серы в печку».

Майа (вода), которая затушила огонь – это Александр Македонский, который покорил Персию. О нем сказано в трактате Тамид (32б), что он омыл лицо свое водою разврата.

Тура (бык) – это греки, которые сказали евреям: «Напишите на роге быка: нет у вас удела в Б-ге Израиля» (Ваикра Раба, 13).

Шохет (резник), который зарезал быка – это римляне, потому что о них сказано, что они резали мудрецов Торы, как быков, у которых нет хозяина (Псахим, 118б).

Малах а-мавет (ангел смерти), убивающий шохета – это ишмаэлитяне (мусульмане). Комментируя стих, говорящий об Ишмаэле: «И будет он дикарь-человек, рука его на всех, и рука всех – на него …», говорит мидраш, что все в мире стремятся захватить имущество, а Ишмаэль стремится захватить людские души (Берешит Раба, 45).

Пришел Всевышний и поразил ангела смерти. В конце дней Всевышний отнимет власть над миром у Йишмаэльтян (Пиркей де Раби Элиэзер, 30).


http://www.beerot.ru/?p=13218