Шавуот: «мужской» или «женский» праздник?

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Куперман

1462

Поговорим о том, является ли праздник Шавуот в основном мужским праздником, или же он в равной степени имеет отношение и к женщинам?

Прежде чем ответить, сделаем несколько вступлений.

В наших святых книгах написано, что наши праздники – это не только память о некоем историческом событии, но каждый год соответствующий аспект получает обновление. То есть, каждый год мы выходим на свободу в ночь Пасхального седера, каждый год мы заново получаем Тору в праздник Шавуот.

Есть прекрасное подтверждение этому из области алахи. Установлено в «Шулхан Арухе» (согласно тому, что написано в Гемаре), что запрещено делать кровопускание в канун праздника Шавуот, поскольку Святой, благословен Он, сотворил ангела-вредителя, имя которому – Твоах [что означает «режь»], который должен был умертвить всех евреев, если бы те не приняли Тору. Поэтому, из-за этого ангела-вредителя, есть опасность, что кровопускание закончится смертью пациента.

Непонятно следующее: мы ведь уже получили Тору тысячи лет тому назад?! Если так, то о какой опасности может идти речь в наше время? Ответ в том, что подобное опасение существует каждый год: примем мы Тору, или нет? И этот запрет настолько строг, что мудрецы постановили из-за него не совершать кровопускание в канун каждого йом това, а не только в канун Шавуот!

И если каждый год этот ангел-вредитель создается заново, то тем более мы должны каждый год принимать Тору искренне и со всей душой (рав Эльяшив говорил, что это происходит, когда мы слушаем Десять речений во время утренней молитвы).

Если нужно принять Тору заново, то в чем состоит такое принятие? Ответ прост: наасе ве-нишма – «сделаем и выслушаем» (Шмот, 24:7). Этот принцип включает в себя, во-первых, принять на себя исполнение всех заповедей Торы, а также оград, установленных мудрецами («сделаем»), а во-вторых – слушать уроки и учиться («выслушаем»).

Поэтому праздник Шавуот относится в равной степени как к мужчинам, так и к женщинам, ведь все обязаны выполнять заповеди («сделаем»). Изучать Тору («выслушаем») тоже обязаны все, поскольку женщины обязаны учить многочисленные законы, которые они обязаны исполнять (Шаббат, кашрут и т. д.), а у мужчин также есть дополнительная заповедь изучения Торы, даже если речь не идет о том, что имеет отношение к практике.

Это позволяет понять, почему в порядок учебы (тикун) в ночь Шавуот включено упоминание всех 613 заповедей, – ведь мы должны знать, что мы собираемся принять!

С учетом всего вышесказанного, непонятно: почему вот уже много лет то основное, о чем говорят в ешивах перед праздником Шавуот, – заповедь изучения Торы и усердие в изучении Торы (что может относиться только к мужчинам)? Ведь в Шавуот мы получили не только заповедь изучения Торы, но и Десять речений, и все остальные заповеди (многие из которых обязаны соблюдать и женщины!).

Можно привести обоснование из Талмуда: рав Йосеф просил, чтобы на Шавуот ему готовили отборную телицу, поскольку «если бы не этот день – много людей по имени Йосеф есть на улице». Раши объясняет, что посредством изучения Торы рав Йосеф обрел величие и возвысился. Таким образом, рав Йосеф ассоциировал этот день в основном с изучением Торы, а не с остальными заповедями.

Можно также ответить на этот вопрос на основе следующего принципа: каждый должен справляться с тем, что касается его. Основная задача ученика ешивы – выполнять заповедь изучения Торы со всеми ее условиями. Другими словами, аспект «сделаем» студента ешивы – именно изучение Торы.

Так, например, Иерусалимский Талмуд рассказывает, что Аба Шауль послал своего сына учить Тору. Через некоторое время ему рассказали, что его сын – великий праведник, что он навещает больных и хоронит мертвых. Услышав это, отец послал сыну письмо: «Больные и мертвые есть и в нашем городе, я послал тебя учить Тору».

И поэтому после обрезания отца ребенка благословляют следующими словами: «Да удостоишься ты вырастить его для Торы, для хупы и для добрых дел», – добрые дела, в основном, совершаются лишь после свадьбы! А до этого момента основное служение – это усердный труд над Торой, и поэтому в ешивах говорят только об этом.

[Дополнение рава Игаля Полищука. Сказано в Талмуде в трактате Кидушин, что велико изучение – больше, чем исполнение. Поясняется, что изучение Торы приводит к ее исполнению.]

Закончим благословением: да удостоимся мы получить Тору – ради ее полноценного изучения и исполнения.

Подготовил рав Э. Швальб

http://www.beerot.ru/?p=26031

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here