Исчезновение рыб из Египта как признак его падения — Афтара недельной главы Ваэра

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1821

В афтаре читается отрывок из книги пророка Йехезкеля (28:25-26; 29:1-25), где говорится о падении Египта, что соответствует недельной главе, в которой идет речь о начале египетских казней.

В конце афтары сказано: «В тот день взращу Я славу дома Израиля, а тебе дам говорить среди них открыто, и узнают они, что Я – Б-г».

Раши: «Не слышал и не нашел пояснение этого стиха… В чем выразится взращивание славы Израиля во время падения Египта…?»

Говорит рав Давид Авударам, поясняя окончание пятнадцатого благословения «Машиах бен Давид» в молитве Амида: «Благословен Ты, взращивающий спасение!» – это пророчество о будущем Избавлении, когда придет Машиах бен Давид. Говорится в трактате Санедрин (98а), что Машиах бен Давид придет, когда в Египте будут искать рыбу по просьбе больного, но не смогут найти, как сказано: «Тогда дам отстояться водам их…» (Йехезкель, 32:14), и как сказано в другом стихе из книги Йехезкеля (из нашей афтары): «В тот день взращу Я славу дома Израиля». Добавляет Маарша, что к моменту прихода Машиаха не просто так не будет рыбы в Египте, а потому, что вся она вернется в Землю Израиля. Из приведенных источников видно, что начало Избавления как-то связано с исчезновением рыбы из Египта, только не совсем ясна сама связь.

Рыбы – символ изобилия

«Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» (Бемидбар, 11:5). Поясняет Рамбан, речь в стихе идет о еврейских рабах, которых египетские рыбаки заставляли вытаскивать из воды тяжелые сети с уловом. И по обычаю рыбаков, расплачивались с ними мелкой рыбой, которую из-за изобилия рыбы в Египте отдавали бесплатно. В главе Шмот пишет Рамбан, что не только рыбой изобиловал Египет, а также овощами и зеленью, потому что земли страны, орошаемые водами Нила, были очень плодородны. Поэтому они и вспоминали в пустыне именно рыбу и овощи, которые были единственным приятным воспоминанием о жизни в Египте.

Неспроста первая казнь египтян началась с превращения вод этой страны в кровь, что стало причиной гибели всех рыб, которые были символом изобилия древнего Египта. Как в прошлом, так и в будущем с исчезновением рыбы будет связано последнее падение великого Египта и избавление Израиля.

Рыбы – символ размножения

«И сказал Яаков Йосефу: Б-г Всемогущий явился мне в Лузе, в стране Кнаан, и благословил меня. И сказал мне: вот Я распложу тебя, и умножу тебя, и сделаю тебя собранием народов…» (Берешит, 48:4). Раши: «Пообещал мне Всевышний, что выйдут еще из меня дети, но с тех пор, кроме Биньямина, больше никто не родился. Благодаря этому я знаю, что в будущем одно из колен будет разделено и превращено в два, и это благословение я дарю тебе». Из этого мы учим, что благословение «плодитесь и размножайтесь», полученное от Всевышнего, Яаков передал Йосефу.

«Эфраим и Менаше, подобно Реувену и Шимону, будут мои». После чего Яаков благословляет их: «Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит этих отроков, и да наречется на них имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они весьма на земле!» Говорит «Кли Якар»: «И передал благословение на увеличение рода именно Йосефу, потому что имя его намекает на пополнение (йосиф – дополнит). И это благословение подходило именно колену Эфраима, потому что в имени его есть намек на плодовитость: «… нарек имя Эфраим, потому что Б-г сделал меня плодовитым (эфрани) в земле страдания моего». Поэтому Яаков возложил правую руку на голову младшего Эфраима, так как увидел, что имя его подходит к получению этого благословения».

Нам также поможет обсуждение стиха: «Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром» в трактате Йома (75а), где Рав и Шмуэль разошлись в понимании стиха. По одному из мнений народ действительно соскучился по рыбе, которая доставалась им бесплатно в Египте. По другому мнению, они были возмущены тем, что раньше им были разрешены многие родственные связи, а теперь, после дарования Торы, круг возможных браков значительно сузился, что и вызвало недовольство. По этому мнению стих надо понимать так: «Помним мы рыбу» – это намек на интимную близость, а для указания на это использованы рыбы, потому что именно этим словом Яаков обозначил размножение, когда благословлял сынов Йосефа: «…и да расплодятся они весьма на земле». Слово ваидгу в переводе означает не просто расплодятся, а буквально – расплодятся, как рыбы. А под словом «даром» они имели в виду то, что в Египте им разрешалось вступать в брачные связи со многими родственницами, и за них не нужно было платить. Теперь же, когда круг возможностей сузился, нередко придется платить будущему тестю за возможность жениться на его дочери. Таково объяснение Маарша.

«… и опустошили Египет» (Шмот, 12:36)

Причину запрета вернуться в Египет и жить там поясняют по-разному. По некоторым мнениям, тамошний народ растлевает всех живущих там. Другие утверждают, что земля там испорченная, и кто бы там ни жил, земля плохо на него влияет. Но Аризаль поясняет это иначе. Евреи, выйдя из земли египетской, вынесли оттуда все искорки святости, достигнув великого исправления под гнетом рабства, и теперь это место совершенно бесполезно, ведь в нем нет возможности ничего исправить. Эта земля оставлена пустой, словно пустой невод, который поднимают из моря без рыбы.

Теперь у нас есть два мнения о том, что означали рыбы для Египта. По одному из мнений в трактате Йома, и по мнению Рамбана, евреи, выйдя из Египта, унесли с собой ключ к материальному изобилию, символом которого были рыбы. По другому мнению, выйдя на свободу, народ Израиля взял с собой благословение «плодитесь и размножайтесь», от которого также зависит благосостояние. От этого зависело существование или падение древнего Египта, и от этого будет зависеть его окончательное падение, как сказано в трактате Йевамот (63б): «Машиах бен Давид не придет до тех пор, пока не будут исправлены все души, которые в теле еврейского народа, подобно тому, как евреи достигли полного исправления при выходе из Египта».


http://www.beerot.ru/?p=10363