Когда закончились заслуги праотцов? — Афтара главы Бемидбар

сокрушенное сердце

Сказано в начале нашей афтары: «А сыны Израиля числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить. И будет, там, где было сказано им: “Вы Ло-Ами” (не Мой народ), будет сказано им: “сыны Б-га живого”» (Ошеа, 2:1).

Гемара в трактате Псахим рассказывает, что в тот период времени пророчествовали четыре пророка – Ошеа, Йешаяу, Амос и Миха. Самым значительным среди них был Ошеа. Сказал ему Всевышний: «Ты сказал: “Сыны твои согрешили”. А должен был сказать: “Сыны они Твои, сыны Авраама, Ицхака и Яакова, смилостивься над ними”, но ты не только не сказал так, а наоборот, попросил, чтобы Я выбрал себе другой народ». Ответил ему Всевышний: «И сказал Г-сподь Ошеа: иди, возьми себе жену-блудницу и детей блуда, ибо весьма блудодействует эта земля, отступая от Г-спода. И пошел он, и взял Гомэр, дочь Дивлаима; и зачала она, и родила ему сына. И сказал ему Г-сподь: нареки ему имя Изреэль, ибо еще немного — и взыщу Я с дома Йеу кровь Изреэля, и прекращу Я (существование) царства дома Израилева. …И зачала она еще, и родила дочь. И сказал Он ему: нареки ей имя Ло-Рухама (Непомилованная), ибо впредь не буду Я миловать дом Израилев… И (когда) отняла она от груди Ло-Рухаму, то зачала и родила сына; И сказал Он: нареки ему имя Ло-Ами (Не Мой народ), ибо вы не Мой народ, а Я не буду вам (Б-гом)» (Ошеа, 1:2-9). После этого сказал Всевышний пророку Ошеа, чтобы он прогнал прочь детей от этой блудницы и если он будет способен отослать своих детей, тогда и Всевышний откажется от народа Израиля.

После того как Ошеа понял, что согрешил в том, что просил Всевышнего отказаться от Израиля и избрать себе другой народ, он стал просить помилования для себя. На что отвечает ему Всевышний, что прежде он должен просить отмены тех трех приговоров, на которые он обрек народ Израиля. Встал Ошеа и просил отмены приговоров, а когда добился этого, благословил Израиль: «А сыны Израилевы числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить. И будет, там, где было сказано им: “Вы Ло-Ами” (не Мой народ), будет сказано им: “сыны Б-га живого”… Скажите (же) братьям вашим: “Ами” (народ Мой), и сестрам вашим: “Рухама” (Помилованная). …И засею Я ее на земле для Себя, и помилую Я Ло-Рухаму, и Ло-Ами скажу Я: ты – Ами (народ Мой). А он скажет: (Ты) – Б-г мой» (Ошеа, 2).

Как могло случиться такое, что величайший из пророков того периода не нашел для Израиля никакого исправления, до того, что просит у Всевышнего лишить этот народ его избранности? Решение, не приходившее в голову ни одному пророку и праведнику предыдущих поколений! По-видимому, то поколение пало столь низко в духовном плане, что пророк был уверен, что для их нечестивости, в совокупности с нечестивостью, накопившейся от предыдущих поколений, не может быть исправления. И, возможно, считал, как Шмуэль в трактате Шаббат (55а), что в поколении пророка Ошеа закончились заслуги праотцев.

Ошеа первым открывает врата раскаяния

Сказано в Берешит (37:29): «И вернулся Реувен к яме …». Спрашивают наши мудрецы, а где он был, откуда вернулся? Реувен занимался тшувой, потому что раскаивался в том, что переместил ложе отца в шатер Леи. Сказал ему Всевышний: «Никогда еще не бывало, чтобы согрешил предо Мной человек и решил раскаяться. Ты первый, кто открыл врата тшувы, и Я клянусь тебе, что придет день, когда встанет твой потомок Ошеа и произнесет: “Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу своему, ибо споткнулся ты в вине своей” (Ошеа, 14:2)».

В Торе в нескольких местах написаны призывы к раскаянию, но среди пророков Ошеа был первым, кто пришел от имени Всевышнего просить у Израиля, чтобы те сделали тшуву. В этом призыве есть большое облегчение для тех, кто совершил проступки, потому что теперь они знают, что сам Всевышний желает их раскаяния и даже посылает к ним пророка.

И все это в том поколении, когда народ так низко пал духовно, когда закончились заслуги праотцев, и, казалось бы, уже нет надежды на прощение.

Наши мудрецы в трактате Йома (22б) обращают внимание на противоречие в стихе, открывающем нашу афтару. С одной стороны, сказано, что народу Израиля будет счет, и что будет их столько, сколько песка в море. В то же время в конце стиха говорится, что их число не измерить и не исчислить. Отвечают на это наши мудрецы, что речь в стихе идет не о количестве, а о качестве. Когда народ Израиля не выполняет волю Всевышнего, тогда они незначительны, и их можно сосчитать. Когда же Израиль выполняет волю Всевышнего, то нет им счета, то есть евреи становятся очень значимыми в глазах народов мира. Так и после последнего избавления, когда евреи вернутся к путям Всевышнего, они приобретут такую значимость, которая ничем не будет измерима, и это восполнит недостаток тех поколений, когда они были измеримы количественно.

По материалам книги «Мааданей Шмуэль».


http://www.beerot.ru/?p=53730