«Мне принадлежит река моя» — Афтара недельной главы Ваэра

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1677

В афтаре недельной главы Ваэра читается отрывок из книги пророка Йехезкеля (28:25-29:21).

«Говори и скажи: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я [иду] против тебя, Паро, царь Мицраима, большой крокодил, лежащий среди рек его, сказавший: “Мне принадлежит река моя, и я (сам) сотворил себя”» (Йехезкель, 29:3). А после этого следует описание наказания Египту: «… и предам землю Мицраима полнейшему разрушению и опустошению… Не пройдет по ней нога человека, и нога скотины не пройдет по ней, и не будет обитаема сорок лет» (Йехезкель, 29:10-11).

Из сна фараона мы учим о наказании, которое полагалось Египту. Всевышний хотел наказать Египет голодом, который должен был продлиться сорок два года. Откуда берется эта цифра? Поясняет Раши, что сон фараона трижды описан в Торе. Первый раз: «И вот, семь других коров выходят за ними из реки, худых видом и тощих плотью… И проглотили колосья тощие семь колосьев тучных и полных» (Берешит, 41:3,7), в сумме – четырнадцать. Еще один раз этот сон пересказывается Йосефу – еще четырнадцать. А третий раз Йосеф поясняет сон фараона, и вновь полностью его пересказывает. Третий раз упоминаются четырнадцать лет. Итого получается сорок два голодных года. Известно, что во времена Йосефа голод в Египте длился всего два года: Яаков, спустившись в Египет, принес с собой благословение, и голод прекратился.

В афтаре недельной главы Ваэра говорится о периоде правления Навухаднецара. Всевышний посылает его, чтобы разрушить Египет, после чего эта страна будет пребывать в полной разрухе сорок лет. Поясняют комментаторы, что эти сорок лет забвения являются восполнением тех лет голода, который был остановлен благословением Яакова. А Раши поясняет, что Всевышний решил реализовать это наказание за то, что фараон выдавал себя за божество, сказав: «Мне принадлежит река моя, и я (сам) сотворил себя».

Остается непонятным, почему наши мудрецы связывают сорок лет наказания Египту с тем, что фараон выдавал себя за божество.

«Инструменты с отверстиями»

Не так просто выдавать себя за божество. Божеству, например, не подобает отправление естественных нужд. Как же быть в такой ситуации, чтобы приближенные не заподозрили подвох? Фараон решил эту проблему следующим образом. Каждое утро он стал выходить на берег Нила, якобы, чтобы искупаться. А на самом деле под видом водных процедур он справлял свои нужды.

В трактате Бава Батра (75а) обсуждается, о чем говорится в стихе пророка Йехезкеля (28:13): «В Эдене, саду Б-жьем, пребывал ты; всякий камень драгоценный в облачении твоем: рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс и яшфэ (яшма), сапфир, карбункул, и изумруд, и золото; искусство [игры на] тимпанах и свирелях [процветало] у тебя; в день сотворения твоего были они уготовлены». Если прочесть этот стих на иврите, то получается такой смысл: еще в начале мироздания Всевышний создал инструменты с отверстиями, чтобы Адам мог играть на них в Эдене. При таком понимании стиха возникает вопрос: а какая была необходимость в создании музыкальных инструментов с отверстиями? Поясняет раби Йеуда, что в стихе содержится намек, связывающий вместе два разных периода истории человечества: период мироздания и время, когда в ливанском городе Цор восседал на престоле царь Хирам, который хорошо известен нам из Танаха. Очевидно, что вначале он был праведным человеком и дружественным Израилю царем. Подробно описаны его теплые отношения с царем Давидом и царем Шломо. Он даже удостоился особой чести – Всевышний благословил его невероятным долголетием.

Но, тем не менее, закончилось все совсем не хорошо. Хирам возгордился, построил себе небывалой высоты и красоты дворец в море. И, подобно фараону, провозгласил себя божеством. Поясняет Рашбам, что об этом и говорит нам пророк Йехезкель. Когда Всевышний увидел, что в будущем Хирам попытается сделать из себя бога, то создал всем людям необходимость отправлять естественные надобности. Наличие такой функции должно остановить многих от желания приравнивать себя к духовным созданиям. Поэтому Творец создал еще в Эденском саду «инструменты с отверстиями». То есть, добавил Адаму органы для отправления естественных нужд, большой и малой, дабы не посещали его неправильные мысли о собственном величии.

Злоупотребление благословением Яакова

Мы уже говорили, что фараон выходил по утрам к воде с определенными целями. Делал он это в одиночку, что выглядит несколько странно. Как приближенные позволяли ему проделывать эту прогулку самостоятельно? Это и небезопасно, и не очень уважительно, если правитель такой империи прогуливается без свиты. Так, например, говорится в трактате Сота (12б), что, когда Батья, дочь фараона, нашла Моше, пришел ангел Гавриэль и поразил ее рабынь. Правда, одну свидетельницу Гавриэль оставил в живых, потому что не подобает царской дочке находиться без сопровождения. Ответ на этот вопрос находится в комментарии Раши к стиху (Берешит, 47:10): «И благословил Яаков Паро, и вышел от Паро». Пишет Раши: «А какое благословение дал он ему? Чтобы [воды] Нила поднимались ему навстречу, потому что Египет не орошается дождями, но [только] Нил поднимается и орошает его. С тех пор, как Яков благословил Паро, и далее, когда Паро подходил к Нилу, воды поднимались ему навстречу и орошали землю».

Теперь же, благодаря Раши, мы можем ответить на все вопросы. Голод в Египте прекратился не просто с приходом Яакова, а в результате его благословения. Благодаря Яакову, Нил вновь стал выходить из своих берегов, подниматься по каналам вглубь Египта и орошать земли. Воды поднимались навстречу фараону, и в его ближайшем окружении понимали, что от этого зависит жизнь всей страны. Поэтому, ради столь жизненно важной и возвышенной церемонии, его оставляли в одиночестве. Оставаясь в одиночку каждое утро, фараон понял, что у него появилась уникальная возможность – избавляться от продуктов жизнедеятельности без свидетелей. Это и подтолкнуло его к идее провозгласить себя божеством.

Что же получается? Тебе дали благословение, чтобы твоя страна и твой народ не умерли от голода. А что ты, фараон, сделал с этим? Незамедлительно использовал это самым безобразным образом. Придет время, и спустя больше тысячи лет, с твоей страны и твоего народа будет взыскано все. Все, что «задолжали» – сорок оставшихся лет голода, разрухи и забвения.


http://www.beerot.ru/?p=23054