Ваякель-Пекудей — Очищение от нечистоты — Афтара недельной главы

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

1763

В афтаре читается отрывок из книги пророка Йехезкеля (36:17-38).

«Сын человеческий, <сыны> дома Израиля, <когда> жили на своей земле, осквернили ее образом жизни своим и поступками своими: нечистым, как нида (нечистота женщины во время ее отдаления), стал их путь передо Мной. И излил Я гнев Свой на них за ту кровь, что пролили они на эту землю, и <за то, что> деяниями своими осквернили ее. И разбросал Я их среди народов, и рассеяны были они среди стран; по пути их и по деяниям их Я осудил их» (Йехезкель, 36:17-19).

Сказано: «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней» (Ваикра, 26:32). Говорят комментаторы: в этом стихе содержится обещание, что когда евреи будут изгнаны за грехи со своей земли – даже тогда враги, захватившие землю Израиля, будут удивлены тому, что никогда не увидят благословения от этой земли, потому что она предназначена только для еврейского народа.

Более ста пятидесяти лет назад жил великий мудрец Торы рав Авраам Данциг, один из учеников Виленского Гаона. Широко известны написанные им книги «Хаей Адам» и «Хохмат Адам», но кроме них он написал еще одну книгу под названием «Шаарей Цедек». В предисловии к этой книге он пишет, что когда человек готовится предстать перед царем, то прежде, чем это происходит, он проходит подготовку. Придворный вельможа, ответственный за проведение торжественных церемоний, обучает гостя, как себя вести, как нужно быть одетым, как нужно входить, что говорить, что не говорить, где нужно остановиться, а где поклониться. И только после этой подготовки гостю позволяют войти в царские палаты на прием.

Рав Данциг пишет, что когда человек планирует подняться в Землю Израиля, которая является дворцом Всевышнего, он должен знать определенные правила этикета, необходимые для нахождения там. Что за правила? Это заповеди, соблюдение которых возможно только в Земле Израиля. Но поскольку до этих пор не был написан труд, который вмещал бы в себя законы, соблюдение которых возможно только при проживании в Святой Земле, то он, рав Данциг, решил собрать их в одной книге, которую он назвал «Шаарей Цедек».

И вот говорит нам пророк, что наши праотцы были изгнаны из Земли Израиля за то, что осквернили ее своими грехами. Земля Израиля настолько была осквернена, что пророк сравнивает это с нечистотой ниды: «нечистым, как нида стал их путь передо Мной». Но Мидраш Танхума (Мецора, 9) обращает наше внимание на один момент. В этой главе идет речь о законах нечистоты и очищения. Мудрецы сравнивают оскверненную грехами Землю Израиля с этой нечистотой, так как она поддается очищению. Всевышний очистит свой народ и землю, когда вернет на нее евреев из изгнания.

Другое объяснение сказанного пророком: как нечистота ниды, но не как нечистота умершего. Когда в доме находится умерший, то коэн не имеет права войти в этот дом, но при этом коэну не запрещено входить в помещение, где находится нида. И если бы Всевышний уподобил оскверненную землю Израиля нечистоте мертвого, то сказали бы мы, что Шехина больше никогда не вернется в Святую Землю. Но после того, как уподобили эту нечистоту нечистоте ниды, и коэну можно находится в том месте, очевидно, что Всевышний вернет свою Шехину в среду народа Израиля, даже когда они нечисты, как сказано: «И искупит Святилище от нечистоты сынов Израиля и от преступлений их во всех грехах их. Так должен он совершить и над шатром соборным, находящимся у них, среди нечистоты их» (Ваикра, 16:16).

Поэтому говорит пророк: «И окроплю вас чистой водой, и очиститесь вы – от всех ваших скверн и от всех истуканов ваших очищу Я вас» (Йехезкель, 36:25).


http://www.beerot.ru/?p=12398