Афтара недельной главы Ваишлах — Падение Эсава

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2116

«Видение Овадьи. Так сказал Г-сподь Б-г об Эдоме – весть слышали мы от Г-спода, и посланец послан был к народам: «Вставайте, и встанем мы на войну с ним»» (Овадья, 1:1).

В трактате Санедрин (32б) задается вопрос: почему для того, чтобы пророчествовать о падении Эдома, из всех пророков был избран именно Овадья? Отвечает Гемара, что Овадья получил свое пророчество благодаря тому, что, живя среди двух нечестивцев – царя Ахава и царицы Изевель – не попал под их влияние и ничего не перенял от них. В своем пророчестве он увещевает Эдом, народ, произошедший от Эсава, того самого Эсава, который жил среди двух праведников – Ицхака и Ривки, но, несмотря на это, не перенял их праведность.

Известно, что окружение имеет большое влияние на человека. Об этом пишет Рамбам в «Илхот Деот» (6:1-2): «В природе человека – подражать в образе жизни и действиях близким людям и друзьям и следовать обычаям своих соотечественников. Поэтому обязан человек выбирать в друзья праведников и всегда быть среди мудрецов, чтобы учиться их поступкам, и отдаляться от грешащих, блуждающих во тьме, чтобы не научиться от них. Об этом сказал Шломо (Мишлей, 13:20): “Кто идет с мудрыми, тот будет мудр, а кто дружит с глупыми, сокрушен будет”.

Если же жители места до того дурны и грешны, что не дают ему жить в этой стране, если он не хочет смешиваться с ними и перенимать их плохие обычаи, – должен уйти в пещеры, или в дебри, или в пустынные места, только не вести себя, как грешники…»

«И вовеки хранит он ярость свою»

Пишет рав Цадок а-Коэн в книге «Ресисей Лайла», что у каждого из семидесяти народов мира есть характерное для него качество, в котором заключена сущность и особая сила народа. Все эти качества присутствуют и в народе Израиля, но только Израиль умеет контролировать эти качества и использовать их согласно предназначению, то есть – в соответствии с желанием Всевышнего, как например, Ицхак, который благодаря качеству гвура (могущество), нашел в себе силы для того, чтобы лечь на жертвенник. И с точностью до наоборот – Эсав, который, получив в наследство от своего отца это же качество, использовал его для того, чтобы, вопреки природе, не поддаться влиянию праведных родителей. И об этом говорит пророк Амос (1:11): «Так сказал Г-сподь: за три преступления Эдома и за четыре не отвращу Я <гнева> от него: за то, что с мечом преследовал он брата своего и отбросил жалость свою, и буйствовал гнев его всегда, и вовеки хранил он ярость свою». «…За то, что с мечом преследовал он брата» – ведь Яаков и Эсав – братья, почему же он преследовал его с мечом во время разрушения второго Храма? «…И отбросил жалость свою» – подавил в себе жалость к родному брату, «…и вовеки хранил он ярость свою» – искоренил из сердца своего качество милосердия, что является отрицательным проявлением качества гвура, подобное которому не встретишь среди других народов мира.

Амалек – наследующий силу меча из благословения Ицхака

Сказано об Амалеке, внуке Эсава, что это был сильный и могучий народ. И неспроста опасался Моше, что амалекитяне могут победить мечом своим народ Израиля, будучи обладателями благословения Ицхака: «И мечом твоим ты будешь жить» (Берешит, 27:40). С потомками Эсава связано разрушение второго Храма и последнее изгнание, в котором мы находимся по сей день. С ними мы боремся, а когда будут они побеждены, тогда сбудется сказанное пророком Овадьей: «И взойдут спасители на гору Цион, чтобы судить гору Эсава; и будет Господу – царство» (Овадья, 1:21).

«И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой»

Против сил, заключенных в народе Эдома, поднимается пророк Овадья, потому что жил он рядом с великими злодеями – Ахавом и Изевель, но не перенял их нечестивость. Но как, живя в доме, настолько пропитанном ядом идолопоклонства и ненавистью ко всему, что связано со святостью, смог Овадья уберечься так, что стих называет его «весьма боящимся Б-га»? Говорят комментаторы, что как потомок Эсава (он был гером из Эдома) он обладал качеством гвура – тем, вокруг чего сконцентрирована сила Эсава. Овадья использовал это качество по назначению, направляя его основу к добру.

На основании этого принципа становятся понятны слова Раши в трактате Санедрин (32б) о том, что Овадья был избран Всевышним для увещевания Эдома, потому что сам происходил из этого народа, подобно тому, как вставляют деревянное топорище в топор, для того чтобы им же рубить лес, в котором выросло это топорище. Поэтому именно пророку Овадье подобает быть посланником Всевышнего, предвещающим горький конец Эдома. Он несет в себе те особые, могучие силы Эсава, которые при правильном использовании способны уничтожить корень его зла, приведя мир к исправлению.

«И будет дом Яакова огнем, и дом Йосефа – пламенем, а дом Эсава – соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эсава, ибо Г-сподь сказал <это>. И унаследуют <жители> Негева гору Эсава…» (Овадья, 1:18-19).


http://www.beerot.ru/?p=8125