Ради чего создан мир? — Афтара недельной главы Экев

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

2797

В афтаре недельной главы Экев читают отрывок из книги пророка Йешаяу (49:14-28, 50:1-11, 51:1-3).

«А говорил Цион: “Оставил меня Г-сподь, и забыл меня Г-сподь! Забудет ли женщина младенца своего, не жалея сына чрева своего?» (Йешаяу, 49:14-15).

Спрашивают в трактате Брахот: зачем пророк Йешаяу приводит два слова, которые похожи друг на друга? Ведь шхахани («забыл меня») и азавани («оставил меня») – похожие по смыслу слова? Отвечает Рейш Лакиш: «Сказал народ Израиля: Владыка всего мира! Когда разводится человек со своей женой, а после – женится на другой, разве не тогда начинает он понимать величину утраты?»

Евреи, устав от изгнания, утверждают, что Всевышний забыл народ Свой. Ведь после того как Он отправил их в изгнание, не выбрал Он вместо Израиля себе другой народ. А если так, то, наверное, Всевышний продолжает гневаться на евреев, и как бы не видит их достоинств, ведь Ему не с чем сравнивать. Но если бы Он мог сравнить нас с другими народами, то открыл бы для Себя, что хотя к нам есть много претензий – у нас есть так много достоинств, что нет подобного народу Израиля.

Наши мудрецы обращают внимание на очень важный момент. Пишет Рамбан в своих комментариях к недельной главе Аазину, что придет время, когда народ Израиля будет жить в Святой Земле, и станет грешить и служить идолам (и это написано в самой Торе). Не раз появится у Всевышнего мысль: избавиться от этого народа и уничтожить его, как сказано: «Я сказал бы: положу им конец, сотру в среде людей память о них» (Дварим 32:26). Но каждый раз Он воздержится от реализации этой мысли по одной причине – осквернение Имени Всевышнего. Народы мира могут сказать, что все это зло с Израилем сделали они сами по своей собственной воле. Моше в силу этого спасает народ Израиля, ведь народы мира скажут, что Всевышний не может вывести евреев из пустыни, и поэтому уничтожил их там. Йеошуа, вымаливая помощь у Всевышнего, после того как погибают тридцать шесть человек в битве за город Ай, говорит«И что сделаешь Ты Имени Твоему Великому?» И это же говорит пророк Йоэль: «Зачем будут говорить народы – где Всевышний?»

Но тут возникает вопрос: а какое дело Всевышнему до того, что скажут народы мира? На этот вопрос отвечает Рамбан. Всевышний создал этот мир не для того, чтобы существовали в нем миллиарды людей, строили себе дома и мосты, прокладывали себе дороги. У мироздания была другая цель – раскрытие славы и величия Всевышнего в этом мире! Народ Израиля больше, чем кто бы то ни было, принял на себя обязанность выполнять эту роль. Говорит Рамбан, что Моше утверждает перед Всевышним, что если Он уничтожит этот народ, то кто же тогда будет выполнять миссию, ради которой был создан весь мир? Ведь если главная цель не выполняется, тогда теряется смысл существования этого мира!

Когда мы молимся в Йом Кипур, мы говорим, что мы грешили, что не всегда мы ведем себя как подобает. Но при этом мы обращаемся к Всевышнему: скажи нам, разве есть в этом мире еще один такой народ, который сможет справиться лучше нас с нашей ролью? Ты ведь обязан поставить нам печать на хороший будущий год. Ведь если не будет народа Израиля, то не будет и смысла в существовании мира!

Но Всевышний успокаивает Свой народ и говорит: «Я не забуду тебя. Ведь на ладонях начертал Я тебя, стены твои всегда предо мною» (Йешаяу, 49:15-16).

В следующих стихах пророк Йешаяу описывает прекрасные дни, когда закончится изгнание, и все евреи из диаспоры поднимутся в Святую Землю. Их будет так много, что будет тесно в Иерусалиме и во всей стране. «И ты скажешь в сердце своем: “Кто родил мне этих? Я же потеряла детей своих, и одинока была, изгнана и покинута; кто же растил этих? Ведь я оставалась одна – эти, где они были?“» (Йешаяу, 49:21).

«И накормлю притеснителей твоих плотью их, и, как молодым вином, упьются они кровью своей, и узнает всякая плоть, что Я – Г-сподь, спасающий тебя и избавляющий тебя, Сильный Яакова» (Йешаяу, 49:26).


http://www.beerot.ru/?p=17396