В чем корень антисемитизма?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1625

Нам хорошо известно понятие «антисемитизм». Так называемый «еврейский вопрос» не дает нам спокойно жить уже более двух тысяч лет. Однако есть и менее известная проблема, описанная в трактате Псахим: велика ненависть ам а-арец (неучей) к мудрецам Торы – даже больше, чем ненависть народов мира к народу Израиля! Почему нам важно поднять эту тему именно сейчас? Дело в том, что именно в наши дни у власти в Израиле группа людей, которые внешне кажутся хорошими евреями, но на самом деле полностью игнорируют мнение мудрецов Торы, и даже наоборот – преследуют изучающих Тору. Почему в еврейском обществе наблюдается такой раскол? Почему внешне относящиеся с уважением к Торе люди, некоторые из которых даже носят кипы, осмелились воевать с еврейством Торы, подвергают себя такому позору, вызывают боль в наших сердцах?

Коснемся причин этих явлений. Ничто в мире не происходит случайно, «из ничего», и антисемитизм тоже не возник случайно. Обратимся к нашим мудрецам: говорится в трактате Шаббат о нескольких названиях горы Синай. Несмотря на то, что настоящее ее название – гора Хорев, ее называют Синай, потому что с этой горы сошла ненависть (на иврите – сина) народов мира к нашему народу. Это ни в коем случае не означает, что нас обязательно должны ненавидеть, но сам потенциал ненависти берет начало именно там, на горе Синай. Важно подчеркнуть, что мотивы этой ненависти также известны – это кина, ревность народов мира к нашему уделу.

Мы все находимся в галуте. Сказано в пророчестве, что нынешний галутгалут Эдома – самый тяжелый, но, дай Б-г, последний перед окончательным Избавлением. Что мы знаем про царство Эдома? Что говорится про Эсава в Торе? Первое упоминание проявления его сущности – то, как он продает свое первородство Яакову за чечевичную похлебку. И уже в свете этого аспекта прослеживается сценарий действий народов мира в отношениях с евреями. Во-первых, что бы ни утверждал Эсав, для него это была совсем не вынужденная сделка. Наоборот, приводятся его слова (Берешит, 25:32): «Для чего мне это (зе) первородство?» Говорят комментаторы, что в Торе слово «это» (на иврите зе) означает что-то, на что можно указать пальцем. В нескольких местах оно переводится, как «Он», в значении «Всевышний». То есть Эсав, выросший в доме Авраама и Ицхака, находящийся так близко от Творца, буквально на расстоянии вытянутой руки, по сути говорит: зачем мне Всевышний?

Очевидно, что Эсав совершенно сознательно отказался от первородства. Но, с другой стороны, благословения Ицхака он хотел получить! Он хорошо понимал, какое богатство скрыто в этих благословениях, однако, при этом он хотел оставаться иш садэ (буквально – человек поля), без всяких обязательств, которые налагало на него это первородство. Подобное стремление преследует человечество во все века: мы хотим получать все благословения незаслуженно, ничего не вкладывая и не отдавая взамен. Многие помнят лозунг известного селекционера Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Представляется, что эти емкие слова не были выдуманы Мичуриным. Подобный подход прослеживается уже у поколения строителей Вавилонской башни. Они хотели открыть для себя источник благословений без того, чтобы работать и дать что-то Творцу, как об этом сказано в книге «Зоар».

В истории с дарованием Торы мы видим тот же сценарий. Широко известен мидраш о том, что вначале Всевышний предлагал Тору всем народам, и каждому говорил что-то особенное. Эдому было сказано, что запрещено убивать, на что он ответил: как я могу? Мне положено жить мечом! Ишмаэлю было сказано «не укради» – и это противоречило его характеру.

Следует заметить, что Всевышний не предлагал ничего нового: все эти повеления (недопустимость убийства и воровства) уже были включены в законы, данные потомкам Ноаха, и обязательные для всего человечества.

Итак, с одной стороны, народы мира не готовы сейчас принять на себя бремя служения. С другой стороны, из-за своей неготовности и отказа они потеряли очень много, и это неосознанное чувство «обделенности» – причина ревности, ощущения, что евреи взяли их долю. Однако очень важно лишний раз подчеркнуть то, что пишет Маараль: Тора сама по себе подходит всем народам, в ней есть место для всех. Говорится в книге Дварим, что Тора – на семидесяти языках, и в ней есть удел для всех народов мира. Вопрос лишь в том, что в наши времена удостаиваются этого удела лишь геры.

Но что же делать с ревностью, почему и как она проявляется? На протяжении веков возникают различные теории. Например, христианская теория «мы – новый Израиль», или идея мусульман: мы сделали себя наследниками пророков и Всевышнего в этом мире. Народы мира понимают, что быть наследниками Всевышнего в этом мире – колоссальное богатство, и лишиться его – такая же колоссальная потеря. Хотя честно было бы признаться, что эта потеря – восполнима. Достаточно лишь всем сердцем принять еврейство и захотеть исполнять волю Всевышнего. Что же они решают делать вместо этого? Воевать с евреями!

У человека всегда есть выбор, и можно выбрать, чтобы этой ненависти не было! Мы знаем, что во все времена были большие люди среди народов мира, которые называются хасидей амот аолам (праведники народов мира), и они не жили этой ненавистью. Более того, даже когда народы мира выбирают зло, они не властны нам ничего сделать, если нет на это воли Творца.

Чтобы еще раз доказать, что причина неприятия евреев народами мира – в нас самих, давайте взглянем на современную историю. Максимальная ассимиляция еврейства происходила с евреями Германии до Второй мировой войны. Реформизм и ассимиляция «сожгли» еврейство Германии практически дотла. Общая теория реформистов была такой: мы – немцы Моисеевой веры (это ли – вера Моисея?). При этом евреи и неевреи внешне и по поведению не отличались друг от друга совершенно. И даже такие великие мудрецы и праведники, как рав Шимшон Рафаэль Гирш в целом уже не смогли переломить ситуацию, и евреи Германии остались крайне ассимилированными.

Таким образом, мы не можем сказать, что причина антисемитизма – во внешности евреев (пейсы, штраймл, лапсердак) или в образе их жизни (крючконосый старец, склонившийся над Талмудом или над сундуком с золотом). В Германии ничего этого не было, евреи внешне ничем не отличались от немцев, – ни в одежде, ни в образе жизни. И детей своих они посылали учиться не в ешивы, а в университеты. Так почему же именно из Германии обрушилась на нас настоящая буря антисемитизма? Нам известно из истории, что антисемитизм был распространен по всей Европе. Но апогей этой ненависти оказался все-таки в Германии, несмотря на то, что, казалось бы, там было меньше всего причин ненавидеть евреев.

Интересно, что рав Меир Симха а-Коэн из Двинска (автор книги «Ор Самеах»; про него пишет в своей книге «Чтобы ты остался евреем» рав Ицхак Зильбер) еще задолго до прихода к власти нацистов писал, что именно из Германии придет буря и принесет немыслимые разрушения еврейству. Почему так? Если евреи отдаляются от Торы, то тут у народов мира возникает ревность и справедливое возмущение: чем они лучше нас? И это – часть благословения Ицхака: когда ослабнет голос Яакова, окрепнут руки Эсава. Если евреи добровольно снимают с себя ярмо Торы, то у народов мира тоже снимаются ограничения их власти.

Нужно понять, что у евреев есть только одно убежище от всех невзгод – быть вместе со Всевышним. И в комментариях к Мегилат Эстер сказано про Амана, что не было другого человека, который так бы умел очернять евреев. Говорят наши мудрецы, что везде, где в Мегиле встречается слово мелех – царь – имеется в виду Всевышний. И когда Аман говорит о том, что «не следует Царю оставлять в живых этих евреев» – он взывает к Б-жественному качеству суда, и не дай Б-г нам его испытать на себе…

Что же происходит сейчас с нами, с нашим народом? Важно понимать, что именно внутренняя угроза нависла над нами – это те самые ам а-арец, о которых мы упоминали в начале. В чем сущность этого понятия? Дословно это переводится, как «люди земли». Их мысли – «в земле», они не живут духовными устремлениями. Можно быть простым человеком, и при этом любить Тору и жить Торой. Такие люди ни в коем случае не входят в категорию ам а-арец! Но когда у человека внутри нет Торы, а есть пустота, он пытается создать некий суррогат и заполнить им эту пустоту. К сожалению, и эта идея не нова: во все времена находились среди нашего народа представители «новой культуры», которые отзывались дурно о мудрецах Торы, всячески поносили их.

Вся история нашего народа – это борьба двух групп. С одной стороны – те, кто соотносит себя с Целем Элоким (образ и подобие Творца), и эти люди называются «царством священников и святой народ». С другой – те, кто примеряет на себя образ Эсава и Ишмаэля. Даже если эти люди носят кипы, они все равно остаются иш садэ. К сожалению, в последнее время все глубже проникает в наш народ именно такой разрушительный образ.

Пишет рав Элияу Вайнтруб от имени Виленского Гаона, что в последних поколениях будет властвовать над нами эрев рав – сброд, который вышел из Египта вместе с евреями. Они, конечно, приняли нашу веру, но их устремления остались прежними.

В свое время, была дискуссия в Израиле: надевать ли в Шаббат белую рубашку или ходить как в будни – в хаки? В центре этой дискуссии – вовсе не соблюдение святости Субботы, а новый образ еврея, который ходит с автоматом и осваивает болота. Не напоминает ли это Эсава, одевшего кипу? И они тоже утверждают: «Мы – религиозный Израиль, мы должны властвовать над раввинатом, воспитанием и т.д.» Что скрывается за этим лозунгом?

Основная идея создания лозунга – прикрыть вещь, полностью противоположную. Все мы помним советскую газету, которая называлась «Правда», но по сути слово «правда» было лишь лозунгом. Лозунги соблазняют многих людей. В чем суть соблазна? Человеку предлагают что-то и расписывают красивыми словами, но по-настоящему это – зло, только одетое в красивые одежды. В чем здесь работа Сатана? Сначала он соблазняет человека, затем поднимается ко Всевышнему и обвиняет. А когда приговор вынесен, он спускается на землю, и наказывает согрешившего, забирая у него душу. В чем опасность дурного начала? Именно в том, что зло притворяется добром, нашим самым лучшим другом, тем, кто желает нам добра больше, чем кто бы то ни было.

Мы все сейчас находимся в изгнании Эдома. Известно, что одно из самых ярких проявлений Эдома – хицониют (внешность, противоречащая внутреннему содержанию). Эдом сравнивается со свиньей, которая лежит в грязи и выставляет свои копыта: посмотрите, какая я парнокопытная! У меня есть признак чистого животного, но на самом деле я – нечистое животное! Эсав всегда демонстрировал свою внешнюю чистоту, но внутри он был и остается преступником. Казалось бы, какое к нам имеют отношение внутренние дела Эсава? К сожалению, дела эти вовсе не внутренние. Весь мир демонстрирует сейчас лицемерные страдания по поводу «бедных арабов» на нашей земле, тогда как тысячи убитых ежедневно в Сирии и Ираке вообще никого не волнуют!

Однако главная наша трагедия не в этом. Наша проблема в том, что вся эта система – поверхностный лоск при ужасном внутреннем состоянии – проникает в нас. Состояние, когда человек прикрывается красивыми лозунгами, а внутри полон ненависти – это то зло, которое вошло в наш народ. За годы галута наш народ впитал в себя это «достоинство» Эсава, и у некоторых евреев оно стало частью натуры.

Известна история о том, как однажды в ночь 9 Ава, когда наш народ оплакивал разрушение Храма в синагогах по всему миру, по улицам Парижа проезжал император Наполеон Бонапарт. Проезжая мимо большой синагоги, он услышал доносящиеся до него стенания и плач. Наполеон поинтересовался, что там происходит? Ему ответили, что это евреи оплакивают свой Храм, который был разрушен две тысячи лет назад. Тогда император сказал фразу, примерный смысл которой таков: народ, который искренне плачет о утрате такой давности – удостоится обрести потерянное! Это понимал даже нееврей Наполеон. В ситуации, когда есть только будущее, и нет прошлого – будущему просто неоткуда взяться.

Есть слова в Талмуде: когда старики говорят разрушать, а молодежь говорит строить – слушай стариков, потому что разрушение стариков – это строительство, а когда молодые строят – это разрушение. Мы все знаем, как много лет строили коммунизм в России. И что получилось? В результате богатейшая Россия превратилась в беднейшую страну. Когда строится нечто, оторванное от понимания того, что такое человек, то получается результат не лучше, чем при строительстве коммунизма. Поэтому говорят наши мудрецы, что, когда молодые строят без всяких основ – это здание, которое будет разрушено. Старики же разрушают для того, чтобы построить более прочное здание на крепкой основе. На языке Торы это называется «разрушением ради строительства». Это положительная, созидательная работа, направленная на исправление.

Есть в нашей Святой Земле огромная проблема духовного разрушения. Это проблема многих живущих здесь, которых нельзя даже обвинить ни в чем, поскольку они относятся к категории «плененные дети». Их история начинается не с получения Торы, не с выхода из Египта. Она начинается с Первого сионистского конгресса и с провозглашения, так называемого «еврейского государства» (насколько оно еврейское – это отдельный вопрос). Сказали наши мудрецы, что дерево, у которого нет корней, не сможет устоять. Впрочем, это понятно и без упоминания наших мудрецов… Так о каком будущем здесь может идти речь?

Сегодня находятся фальшивые благодетели, которые хотят сунуть свой нос в традиционное еврейское образование, и навязать нам программу учебы в наших ешивах. У них такое «замечательное» образование, такое воспитание, такие «чудесные» дети вырастают… Любой человек, знакомый с израильской системой образования, знает ее, мягко говоря, несовершенство. Им просто необходимо и нас воспитать так же! Эта история тоже, к сожалению, не нова. Был один выродок, ненавидимый даже собственным народом – русский царь Николай Первый. Он решил «позаботиться» о еврейском народе, приблизить евреев к светской культуре и образованию, и по всей стране стали забирать еврейских детей в кантонисты. То, что при этом подавляющая часть русского населения оставалась безграмотными – его мало волновало. Забирали еврейских детей, увозили далеко от дома, половина при этом погибала в дороге – и все это называлось «приобщением к великой русской культуре». И вот, несмотря на то, что в израильском светском образовании есть много проблем – главное «позаботиться» о религиозных, «просветить» нас.

Мы находимся на Святой Земле в силу обещания нам Торой трех вещей: мы вернемся на Святую Землю из изгнания, Тора не забудется и еврейский народ не исчезнет. В Торе говорится, что Святая Земля исторгает из себя нарушителей. Когда мы Тору не соблюдали – эта земля исторгала нас (дай Б-г чтобы это не повторилось).

Однако все это очевидно только тому, кто понимает: мы находимся на Святой Земле НЕ в силу сионистского движения. Мы здесь находимся в силу Торы! Что будет здесь евреев без Торы? Нет никакого будущего! Точнее, мы знаем, какое будущее ждет наш народ в таком случае. Сотни тысяч израильтян уже осели по всему миру, и ничем не отличаются от неевреев, женятся на нееврейках и тому подобное, не дай Б-г. Мы молимся и о них, чтобы они вернулись к еврейству.

На Земле Израиля есть будущее только для людей, которые готовы жить здесь, соблюдая волю Творца, быть ближе ко Всевышнему, чем в любом другом месте в мире, соблюдать больше заповедей. У них и только у них есть здесь будущее!

Однажды рав Шах задал вопрос бней киббуцим (участникам киббуцного движения): в чем вы евреи? Что вы делаете такого, чтобы оставаться евреями на Святой Земле? Этот вопрос возмутил многих, ведь была задета «священная корова» израильского общества. Однако вопрос этот был задан не с осуждением, а с большой болью за будущее еврейского народа. Эта искренняя боль и сопереживание тронули сердца киббуцников, заставили их задуматься, а кого-то – даже вернуться к Торе. И мы очень надеемся, что если как-то случайно кто-то услышит эти слова сейчас, то это заставит его задуматься: а почему и в чем я еврей?

Конечно, надо стараться говорить только хорошее о евреях. Но когда возникает ситуация, подобная нынешней, когда есть угроза для самого святого, что у нас сегодня есть (ведь «у нас нет ничего кроме Торы!»), – молчать невозможно.

Кому, прежде всего, причиняют вред подобные тенденции в израильском обществе? Ни в коем случае не Всевышнему и не Торе. Носители подобных идей разрушают самих себя, своих детей. Если бы у нас нашлось достаточно сил проявить настоящий аават исраэль, любовь к нашему народу, мы бы разорвали одежды, сели на землю и начали оплакивать их детей! Наши дети, слава Б-гу, растут в обстановке святости, и после всех разговоров и разъяснений найдут в себе силы продолжать идти по пути Торы, и ни в коем случае не поддаваться и не сдаваться. А вот их дети… о них можно только плакать и молиться.

Это неприятные слова, но евреи должны их услышать. Также как Моше говорил общине Израиля: отдалитесь от Кораха, чтобы вас не поглотила земля, – так и мы должны постараться отдалиться от подобных идей и влияний, от Эсава, надевшего кипу.

Постоянная борьба, которую мы ведем в Святой Земле: не дать подобным идеям овладеть умами евреев в общинах мира. Говорили и говорят наши мудрецы, что в основе подходов тех, кто хочет, образно говоря, «одеть кипу на Эсава», заложена прежде всего реформа – образования, воспитания, управления и самой сущности еврейства.

К огромному сожалению, этот «новый Израиль» не слушается даже своих лидеров. Их лозунг: «У нас есть погоны, автомат и политическая власть – значит, мы и есть тот новый Израиль, которого хочет Всевышний». Нет большего противоречия Торе Всевышнего, чем такой «Эсав в кипе». Видится, что это основная причина страшных событий, которые происходят сейчас в Израиле.

 Сказано о тех, кто приводит к греху многих: закрываются для них ворота раскаяния. Многие из тех, о ком мы сегодня говорим, прекрасно понимают, что они делают, и страшно подумать о наказании, которое ждет их. Нам же следует горячо молиться о детях этих людей, которые выросли «в плену» и идут за такими лидерами, чтобы они признали свою ошибку, увидели свет Торы и максимально отдалились от ложного учения, ведь это по-настоящему страшно, если, не дай Б-г, в нашем поколении закончится наше пребывание на Святой Земле.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=25516