Власть меняется?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1258

«Воцарился новый царь в Египте» (Шмот, 1:8).

«Рав и Шмуэль (расходятся во мнениях). Один говорит: действительно новый царь, другой — новыми были его указы» (Раши, там).

В Америке происходит смена президента, а в Земле Израиля четвертые за два года выборы. Для нас в этой и аналогичных ситуациях важно не то, кто именно возглавит то или иное государство, а то, как через него раскроется правление Всевышнего в этом мире, как сказано: «Сердца царей — в руках Всевышнего» (Мишлей, 21:1). Но факт воцарения именно этого, а не другого правителя сам по себе является проявлением выбранного Творцом образа правления.

В 1796 г. в Царском Селе под Петербургом родился наследник царского престола, названный Николаем; узнав об этом, рав Хаим из Воложина расплакался. Он объяснял свою реакцию тем, что, согласно нашей традиции, цари с именем, начинающимся на букву нун, несут большую опасность для еврейского народа. Впоследствии этот царь приказал оторвать еврейских детей от семьи и мобилизовать их в кантонисты. Это была духовная и физическая смерть для тысяч еврейских детей. Причем царя ненавидели не только евреи, прозвище «Николай Палкин» придумал его собственный народ. Дело в том, что с буквы нун начинается слово нефила (падение). Сказано у пророка: «Упала и не поднимется дева Израиля» (Амос, 5:2). В псалме Ашрей фразы начинаются с букв еврейского алфавита, приведенных в алфавитном порядке. При этом там нет фразы, начинающейся с буквы нун. Объясняется в трактате Брахот (4б), что это сделано для того, чтобы лишний раз не упоминать о падении народа Израиля.

Смена правителя в той или иной стране означает, что Всевышний поставил нового «царя» для реализации своей воли в отношении народов, и в первую очередь евреев, в данный период времени.

Вопрос здесь в том, какое правление мы заслужили, и какими именно своими деяниями. Мы не раз говорили о том, что именно через правителей раскрывается царство Всевышнего в этом мире. В эпоху максимального раскрытия лика Творца это происходит через таких праведных царей, как Давид и Шломо. В эпоху же сокрытия Его лика это раскрывается через царей-злодеев типа фараона или Ахава.

Таким образом, когда где-либо меняется правитель, это означает, что Всевышний принял определенное решение, в первую очередь в отношении еврейского народа, и поставил правителя, который, со всем комплексом своих личных качеств, как положительных, так и отрицательных, наиболее подходит для реализации этого решения. Сказано в Торе: «Воцарился новый царь в Египте» (Шмот, 1:8). В трактате Сота (11б) приводится спор между мудрецами о том, идет ли речь о новом человеке на царском троне, или же о смене образа правления того же самого фараона. Таким образом, перед нами два способа изменения образа правления Всевышнего, реализуемые через земных правителей в нашем мире.

Приход президента Трампа к власти в США четыре года назад можно объяснить только провидением Творца.

Он стал президентом в соответствии с формальными нормами американского законодательства несмотря на то, что за него проголосовало меньшинство избирателей. До этого у его конкурента — Хиллари Клинтон — перед самыми выборами возникли проблемы со здоровьем.

Когда в результате смены правителя или его политики ситуация для нас меняется в худшую сторону, это тоже к лучшему. Когда в 2013 г. политики партии Ликуд предали своих давних партнеров, представляющих ортодоксальное еврейство, и создали правительственную коалицию с партией во главе с Яиром Лапидом, это очень сильно задело ортодоксальную общину. Мой учитель, глава ешивы Тифрах рав Авиэзер Пильц сказал по этому поводу, что нам стоило перенести все эти невзгоды для того, чтобы мы исправили себя и перестали полагаться на «наш Ликуд». Ощущение, что нам «есть на кого опереться» в этом мире, очень неправильно. Полагаться можно только на Всевышнего.

Мы уже почти год живем в условиях коронавируса, и видим, как рухнули все «нерушимые опоры» этого мира.

Мир буквально перевернулся. Это учит нас полагаться только на Творца. Это касается не только вопросов, связанных со здоровьем. Человек привык жить с ощущением, что он крепко стоит на ногах. Это его внутренняя потребность. Вопрос в том, как мы ее реализуем. Истинная ее реализация — это укрепление уверенности в справедливости правления Всевышнего, и в том, что только от Него может прийти спасение. Мы говорим ежедневно в «Псукей де-Зимра»: «Не полагайтесь на благодетелей». Одним из таких благодетелей был Трамп. Но правители либо сменяются другими, либо меняют свою политику.

Нестабильность окружающего нас материального мира нужно использовать для духовного роста. В связи с этим есть замечательная хасидская история. Жил один хасид, занимался Торой и служил Творцу в большой бедности и с огромной радостью, а его жена отличалась прямо противоположным настроем. Объяснял он этот парадокс тем, что сам он полагается на Всевышнего, в то время как его жена – лишь на него, на мужа. Нам нужно укрепить себя в уповании на Творца. Знание того, что все, творимое Им – к лучшему, само по себе является причиной раскрытия добра в нашем мире.

Известна история о раби Акиве, который при всех жизненных невзгодах говорил, что все, что от Всевышнего – к лучшему (Брахот, 60б).

Нужно понимать, что раби Акива не имел в виду, что это «лучшее» откроется именно в этом мире. Однако эта сила доверия к Творцу превращает скрытое добро в открытое. Нам необходимо постоянно работать над собой для понимания, что это утверждение является абсолютно истинным, и постоянно напоминать себе об этом.

Сегодня, в период всеобщей неустойчивости в мире и в Земле Израиля, видя, как Всевышний забирает власть у земных правителей, мы можем и должны укреплять себя и близких в вере и доверии к Творцу, полагаться на Него в вопросах нашего здоровья и благосостояния и т. п. Во время пандемии практически во всем мире и в Израиле мы видим бессилие властей. Мельчайшим творением Всевышний перевернул весь мир! В такой период неустойчивость государственной власти в Израиле получает особый смысл: ослабевают власти, скрывающие власть Творца.

Лопнул культ Нетанияу, которого называли «освободителем Израиля». Потеряна поддержка Трампа.

Это особое время обратиться ко Всевышнему с искренней молитвой об Избавлении, с молитвой, причина которой не отчаяние, а знание: все, что вершит Творец — к добру. Мы же молимся о том, чтобы это добро было раскрыто более явно.

Работая над всем этим, мы извлечем огромную пользу из сложившейся ситуации. Мы можем поднять наш духовный уровень на высоты, недостижимые в обычной ситуации. Мы должны просить Всевышнего раскрыть Свое правление в этом мире, и явить нам Его царя — Машиаха, чтобы все зло исчезло, а мы увидели воочию, что все деяния Творца — к добру.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=59175