Договор с Ираном: союз Эдома и Ишмаэля против нашего народа

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1837

Мы находимся на пороге 9 Ава, сейчас самый тяжкий для нашего народа период бейн а-мецарим. Это время осмотреться и понять, что происходит вокруг нашего народа, и какой мы должны из этого вынести урок.

Совсем недавно величайшие державы мира подписали договор с Ираном (причем договор был подписан именно в бейн а-мецарим). Даже не зная во всех подробностях, что там происходило, можно определить, кто оказался в выигрыше от этого. Достаточно просто увидеть, кто радуется произошедшему событию. А поскольку радуется современный Аман, наш злейший враг, можно с уверенностью сказать, что данное событие – не что иное, как заговор против нашего народа.

Всегда нужно помнить, что в нашем мире нет случайностей. Обама и прочие «царьки», которые кажутся всемогущими, на самом деле ничего не решают. В мире есть только одна власть – это Всевышний, и все происходящее исходит именно от Него. Правление Творца иногда предстает в виде переговоров, решений «сильных мира сего» и т.д. Но стоит напомнить одну простую вещь: «сердца правителей – в руках Творца». У каждого человека есть его персональная свобода выбора, дарованная Б-гом. Однако правители такого выбора лишены. Именно поэтому причину произошедшего события следует искать в том, какой приговор был вынесен Свыше нашему народу в прошлый Рош а-Шана и Йом Кипур. При этом важно отметить и то, что за кровавые замыслы против нашего народа (а их наличие также нельзя отрицать, и это не противоречит сказанному выше о правлении Творца) наши ненавистники будут наказаны Всевышним.

В недельной главе Аазину (Дварим, 32:7) сказано: «Вспомни дни древности, осознай жизнь поколений. Спроси отца твоего, и он расскажет тебе, твоих старцев, и они тебе разъяснят». Самое простое понимание этого отрывка – мы должны вдуматься в то, что происходило с нашим народом за нашу долгую историю.

От рава Моше Шапиро я слышал еще одно объяснение этого стиха. «Осознай жизнь поколений» – нужно постараться понять, что происходит с нашим народом и вокруг него в каждом поколении.

Давайте посмотрим, что сейчас происходит вокруг нашего народа в мире. Не только на Святой Земле, но и в России, на Украине, в Западной Европе. Известный стих из свитка Эйха говорит (Эйха, 1:3): «Скитается Йеуда из-за бедности и тяжкого труда, расселился среди народов, (но) не нашел покоя; все преследовавшие настигли его меж теснин». Этот стих не говорит о народе Израиля на Святой Земле. И в наши дни мы видим, какой кошмар окружает наших братьев в странах рассеяния. Все более реальная исламская угроза в странах Западной Европы, тяжелое экономическое положение в странах бывшего СССР. И в дополнение ко всему этому – так называемая «ядерная сделка с Ираном», которая, по мнению многих специалистов в области безопасности, означает одно: дать Ирану атомное оружие. Фактически это признание великими державами легитимности намерений Ирана уничтожить наш народ на Святой Земле.

Талмуд в трактате Йома приводит спор мудрецов о том, кто в итоге, с приходом Машиаха, победит: Персия или Рим. Приводится в начале трактата Авода Зара, что два царства будут существовать до прихода Машиаха: царство Эдома и Парас, Персия. Наши мудрецы стремились понять сказанное об этих царствах в Торе, и некоторые выводили, что Эдом-Рим (по сути, имеется в виду весь современный западный мир) победит, а Парас-Персия – падет. А некоторые полагали наоборот – Парас победит Эдом. Когда я впервые учил эту Гемару, у меня возник вопрос: «Что это за Персия? Кому она реально может противостоять?» На тот момент заявление о том, что Иран будет одной из сильнейших мировых держав, звучало просто как фантастика.

И вот, в последние годы мы наблюдаем постепенную реализацию слов Талмуда! И тем более, если вспомним слова Маараля («Нецах Исраэль») о том, что царство Парас означает также малхут Ишмаэль – царство потомков Ишмаэля в целом.

Первая книга нашего учителя рава Ицхака Зильбера «Пламя не спалит тебя» рассказывала об исполнении слов Всевышнего и пророков. Слова наших мудрецов – также исполняются! То, что происходит сейчас – описано в Талмуде. И, в частности, описано противостояние царства Эдома и царства Парас. При этом важно отметить, что внутри западного мира, внутри потомков Эдома нет единства. Америка враждует с Россией, Европейский союз постоянно сотрясают внутренние конфликты. То же верно и про потомков Ишмаэля – взаимная резня между шиитами и суннитами внутри исламского мира не прекращалась ни на день, и в наше время огонь этой войны полыхает вовсю. Кроме того, Эдом постоянно воюет с Ишмаэлем.

Но в одной точке оба этих царства договорились! О чем? О возможности дать Ирану атомную бомбу! По большому счету, это просто фантастика.

Напомним себе еще об одном не столь давнем событии. Так называемая операция «Буря в пустыне» – первая война в Ираке. Саддам Хусейн, мечтавший стереть Израиль с лица земли, напал на Кувейт. Что такое Кувейт? Условно говоря, «заправочная станция» западного мира. Западные страны возмутились – не потому, что они поборники мира и справедливости. Уверяю вас, что это не так! Но когда нападают на твою личную «заправочную станцию», твою бензоколонку – этого допустить нельзя.

Есть еще большая, чем Кувейт, «заправочная станция» для стран Запада. Это Саудовская Аравия. И там боятся Ирана гораздо больше, чем в Израиле. Поэтому недавно подписанный договор, дающий Ирану атомную силу – это совершенно нелогичный для западного мира поступок!

В Торе есть известная история о «первой мировой войне»: войне четырех царей против пяти царей Сдома и Аморы, а затем войне Авраама против четырех царей. Наши мудрецы объясняют, что эти четыре царства намеревались убить Авраама. Они захватили Лота потому, что он был похож на Авраама. В силу этого наш праотец чувствовал ответственность за Лота и освободил его.

Первая и Вторая мировые войны были войнами между двумя коалициями. Но если мы вдумаемся в происходившие тогда страшные события, то увидим, что обе эти войны были направлены против нашего народа. (Относительно Первой мировой это не столь очевидно, но с Б-жьей помощью, мы это объясним.) Вторую мировую войну хорошо характеризует один факт. Нацисты (да сотрутся их имена!) до самого последнего момента уничтожали евреев, сколько могли. Германия истекала кровью под ударами на двух фронтах, а поезда с евреями ехали в лагеря смерти! Страшные потери немецкого народа, собственная страна и армия для этих исчадий сил зла были не важны. Главное – уничтожить побольше евреев.

Но ведь про Первую мировую войну ничего подобного нам не известно? Почему же мы назвали ее войной против нашего народа? Во-первых, стоит напомнить о чудовищных последствиях той войны – например, погромах петлюровских банд, унесших тысячи еврейских жизней. Во-вторых – и это гораздо более страшное (как оказалось впоследствии) последствие той войны – был нанесен колоссальный ущерб местам изучения Торы в Польше и Литве. Поколение евреев было оторвано от Торы, погрузилось во всевозможные «измы» (социализм, коммунизм и пр.). Все это подготовило почву для революции в России, последовавшего страшного массового отрыва нашего народа от Торы, привело ко Второй мировой войне и Катастрофе.

Вернемся к тому, что происходит в наши дни. Один из моих сыновей, проживающий в Брахфельде, контактирует с компанией, которая занимается строительством в этом городе. Глава этой компании сказал следующее: «Мы сейчас ничего не можем строить, ведь Обама считает каждый балкон, построенный нами в Брахфельде»! Это – самая большая проблема, которая есть в мире? Строительство жилых домов евреями в Брахфельде? В мире происходит огромное количество страшнейших событий, которые никого не заботят. Но строительство еще одного дома для евреев в Брахфельде – сразу становится «мировой проблемой».

Удивляет также упрямая близорукость израильских лидеров. Видя, как весь мир объединяется против нас, они не делают тшуву. Они же видят, что происходит вокруг Израиля! Идея решить многовековой «еврейский вопрос», предложенная Герцлем – создать «государство, как у всех народов» – потерпела полный крах. В наши дни появилась новая версия антисемитизма – антиизраилизм. Но это разновидность уже известной ненависти народов мира к нам. Нас окружает все та же старая ненависть, источник которой – ревность народов мира из-за дарования нам Торы у горы Синай. Ее современное проявление – дать в руки Ирана (самого большого ненавистника Израиля) ядерное оружие.

В Агаде говорится, что в каждом поколении наши враги хотят нас уничтожить, но Всевышний спасает наш народ. К примеру, возьмем Пурим. Наши великие ненавистники – Аман и Ахашверош – задумали уничтожить наш народ. Аман был гораздо более страшным прототипом Гитлера, который задумал и рассчитал, как «окончательно решить еврейский вопрос» за один день! Но проявилась великая милость Творца и помощь Свыше руководителям нашего народа – Мордехаю и Эстер, которые смогли побудить наш народ совершить тшуву. Изначально нашему народу уже был вынесен приговор. Но Мордехай и Эстер смогли изменить план Творца.

Такие радостные события происходили не всегда. Бывает, что за наши грехи нас постигает тяжкое наказание. Достаточно вспомнить разрушения Храмов. Поэтому пророк и говорит о преследователях, настигнувших наш народ меж теснин.

Рав Эльханан Вассерман в известной книге «Перед приходом Машиаха» («Иквета де-Машиха») пишет, что события Пурима называются маасе Ашем, а события Хануки –маасе сатан (хотя, безусловно, сатан ничего не может сделать без одобрения Всевышнего). События Пурима и те тяжкие постановления исходили от Самого Творца, а вот события Хануки (имеются в виду постановления греков и их приспешников) – от сатана. Почему это так? Аман вынес смертный приговор телам еврейского народа, и это побудило наш народ к тшуве. Хотя сам Аман, безусловно, не имел в виду такой ход событий. Правители замышляют одно, но Творец использует их замыслы, чтобы вернуть наш народ на путь Торы. Поэтому в Пурим произошло нечто не из этого мира. И под завесой естественных событий в Пурим раскрылось правление Творца. Такое раскрытие ждет нас, с Б-жьей помощью, в эпоху Машиаха. То, что Ахашверош передал свой перстень Аману, помогло (раскаяться) нашему народу больше, чем слова пророков. Потому говорится: «велико снятие перстня [Ахашверошем]».

Что же касается Хануки, то тогда был соблазн спасти себя, отойдя от Торы, потому сказано, что это маасе сатан – действия соблазнителя.

Есть дискуссия в главе Хелек трактата Санедрин, будет ли предшествовать тшувапришествию Машиаха. Задается вопрос: а если евреи не сделают тшуву – Машиах не придет? Отвечает Гемара, что Всевышний поставит над народом Израиля царя, подобного Аману! То есть, хочешь – не хочешь, а придется сделать тшуву.

Напомним себе и другим, что происходило год назад в Земле Израиля (и, к сожалению, ничуть не утратило своей актуальности). Год назад у нас была война, и на мирные города посылались сотни и тысячи ракет. С Б-жьей помощью, те усилия наших ненавистников практически не увенчались успехом. Всевышний спасал нас, и всякий человек, умеющий видеть, с чутким сердцем, должен видеть это. Во время уже упоминавшейся войны в Персидском заливе, согласно опросам, 70-80% израильтян явно видели руку Творца в происходящем. Я хорошо помню то время, и помощь Свыше в те дни была очень хорошо видна. Возникает тяжелый вопрос: сколько из тех 70-80% сделали тшуву?

Сказано в Агаде, что в каждом поколении наш народ стремятся уничтожить, а Творец нас спасает. Это мы видим воочию – во всех поколениях, постоянно. Если бы Всевышний расстраивал замыслы наших врагов скрыто, то мы бы даже не видели попыток реализовать злодейский замысел! Но в наши дни спасение, исходящее от Творца, абсолютно очевидно. Единственная проблема – в нашем желании все это рассмотреть и принять в своем сердце.

То, что мы должны сделать – укрепить себя в вере, что Всевышний – это абсолютное добро. Все, что он делает для нас – на самом деле к добру. Если мы это знаем и понимаем, то у нас есть и битахон и любовь к Творцу. Но если у нас в этом есть сомнения, то это отталкивает нас от Творца. Всевышний показывает, что Он – со всем нашим народом. Не потому, что Он одобряет все наши поступки, а потому, что ожидает от всех нас истинной тшувы. Сколько чудес наш народ видел со всеми ракетными обстрелами?! Да, наши враги ненавидят нас и грозят оружием. Но без воли Творца у них нет никакой силы причинить нам зло!  

После первой войны в Ираке, когда Израиль подвергался обстрелам тяжелыми ракетами, и была опасность, что Саддам Хусейн применит химическое оружие, в нашей ешиве выступал рав Шимшон Пинкус. Он сказал удивительные слова: «Эта война была поцелуем Творца для нас». Наши враги не теряют ни дня. Они всегда готовы уничтожить нас. То, что мы можем спокойно сидеть на своей земле и учить Тору с такими «соседями» – это великий поцелуй Всевышнего! Само это обязывает нас всех ктшуве (речь не только о наших заблудших братьях – каждый может найти в себе то, что нуждается в исправлении)!

Наше поколение очень слабо. С одной стороны, Творец говорит нам: «из-за ваших грехов у вас есть множество врагов, которые могут вас уничтожить». Есть «Хизбалла», «Хамас», ИГИЛ, Иран – они все окружают нас и угрожают нам! Их сила – в наших грехах, и нет у них никакого источника силы помимо этого. С другой стороны, мы должны увидеть, как Всевышний любит нас, как защищает наш народ! Однако эта защита, основанная на мере милосердия (мидат а-рахамим) Творца, призвана побудить нас к раскаянию. Обратим внимание: упомянутый договор с Ираном подписан в дни бейн а-мецарим. О чем нам это говорит? Всевышний говорит нам: «одумайтесь и сделайте тшуву».

В сложившейся ситуации самое страшное для нас – это привычка, что ничего с нами не случается. Это известный психологический феномен, который можно проследить на примере солдат во время войны. Сначала человек на войне боится, что вполне объяснимо. Но затем человек привыкает к происходящему вокруг. Почему так происходит? Каждый раз убивают кого-то другого: «я воюю уже полгода, и, как всегда, убили или ранили не меня».

Точно так же и наш народ. Мы привыкли к чудесам, привыкли к тому, что Творец нас охраняет. И такая привычка ведет к пренебрежению знаками, которые посылает Всевышний, и может снять с нас Его охрану.

Окружающие нас события побуждают нас сделать тшуву. Не нужно дожидаться катастрофы, чтобы вернуться на путь Торы, нужно делать тшуву заранее.

В книге великого хасидского наставника рава Аарона Рата «Шомер Эмуним» написано: когда, не дай Б-г, на человека Свыше спускается страшное постановление, и он принимает его как должно, – такое принятие несчастья оборачивает трагедию к добру.

У каждого события есть причины, и есть Б-жественный замысел. Б-жественный замысел того, что происходит сейчас – чтобы мы сделали тшуву. Приведем пример. Известно, что наши пророки писали о войне Гога и Магога перед приходом Машиаха. С другой стороны, сказано, что если мы сделаем тшуву, то Машиах придет немедленно. А что будет с пророчеством о войне Гога и Магога? Оно обязано осуществиться? Нет! Сказано в трактате Шаббат, что пророчества о катастрофах – с условием: если мы делаемтшуву, они не исполняются. Рамбам пишет, что мы не знаем, когда придет Машиах. Возможно (мы не можем говорить об этом наверняка), то, что происходит сейчас – признак близкого прихода Машиаха. Об этом мы говорим в слихот: «Уничтожь Сеир [имеется в виду Эдом] и его тестя [Ишмаэля], и поднимутся к Сиону освобожденные» – уничтожение царства Эдома и царства Ишмаэля предшествует приходу Машиаха.

В наши дни мы видим объединение Эдома и Ишмаэля – договор между шестью великими державами и Ираном. У нас есть один выход до того, как наступят для нашего народа кровавые последствия этого объединения. Это тшува. Каждый из нас должен сделать тшуву, и это повлияет, в том числе, на наших заблудших братьев, далеких от Торы. Об этом пишет «Сефер Харедим»: полноценная тшува единиц способна вернуть на путь Торы весь народ.

В книге «Меир Исраэль» (шесть томов воспоминаний учеников Хафец Хаима о своем великом наставнике) приводится неоднократно от имени многих людей, что наш учитель Хафец Хаим предвидел Шоа, Катастрофу. Он тогда говорил: надо делать тшуву!

Когда танки немецкого генерала Роммеля продвигались к Святой Земле, от них реально не было тут никакой защиты. Евреи в Земле Израиля обратились к тшуве и молитве, и армия Роммеля была остановлена. От имени рава из Бриска приводят о тех днях: когда Роммель наступал на Святую Землю, люди обратились к молитве и тшуве. Но когда Гитлер (да сотрется его имя!) пришел к власти, евреи в Польше не очень молились по этому поводу.

Нам всем нужно понимать, что окружающие нас события – это слова Всевышнего, обращенные к нам. Он требует от нас истинной тшувы и молитвы. Пост 9 Ава (как и все другие посты) – это время для нас, чтобы задуматься о том, как вернуться на путь Торы, как быть цельными евреями, как привести к тшуве наши семьи, всю нашу общину и весь наш народ!

События, которые происходят вокруг нас, были постановлены на Суде Всевышнего в Дни Трепета прошлого года. Наша полная тшува может усилить то, о чем мы будем говорить в слихот в ближайшее время: «Уничтожь Сеир [Эдом] и его тестя [Ишмаэля], и поднимутся к Сиону освобожденные»!

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=17040