Ешива — душа народа Израиля

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1812
ешива

Тора Всевышнего быстро погружает нас в историю наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова. Авраам впервые прямо упоминается в конце недельной главы Ноах (Берешит, 11:26). Однако скрытое упоминание о нем впервые появляется в недельной главе Берешит в слове בהבראם, буквально — «при сотворении их» (Берешит, 2:4). «Мидраш Раба» объясняет это следующим образом (ב — «для», буквы הבראם образуют имя «Авраам»): «Ради Авраама был создан мир» («Мидраш Раба», 12:9)

Через книгу Берешит проходит одна скрытая линия, которую необходимо увидеть, поскольку она принципиально важна.

Речь идет о раскрытии Торы, вокруг которого, как вокруг оси, вращается повествование книги Берешит. Именно с этим связан весь путь, который прошел мир от сотворения до рождения наших праотцов. С этим же связаны все события их жизни. И хотя Тору мы получили на горе Синай, раскрытия воли Творца (что является сутью Торы) удостоились уже Адам и Хава в райском саду. Позднее этого удостоился Ноах, когда Всевышний заповедал ему построить ковчег и взять в него животных (Берешит, 6:14-21). Далее, в начале главы Лех Леха упоминаются души, обретенные Авраамом и Сарой в Харане (Онкелос объясняет, что это души, которые они подчинили Торе). Объясняет Раши, что речь идет о душах, которых он (Авраам) ввел под сень Шехины. Авраам обращал в истинную веру мужчин, а Сара обращала женщин (Берешит, 12:5, Раши там). Это и было раскрытием воли Творца через Тору, которое постиг Авраам еще до ее прямого дарования.

И тут я хочу отметить очень актуальную для нас вещь. В трактате Йома приводится одно очень емкое утверждение: «Сказал раби Хана, сын раби Ханины: “Со времен наших праотцов ешива не отходила от нашего народа”» (Йома, 28б). Ешива была с нашим народом в Египте. Ешива была с нашим народом и во время скитаний в пустыне. Далее гемара говорит о том, что наш праотец Авраам был мудрецом, восседавшим в ешиве. То же говорится и об Ицхаке и Яакове. Наши мудрецы говорят, что и раб Авраама — Элиэзер — тоже был мудрецом, восседавшим в ешиве.

Эта линия начинается в Торе с ее первого слова. Раши объясняет, что первое слово Торы — Берешит — означает «ради Торы, названной ראשית, началом пути Его, и ради Израиля, названного ראשית, начатком плодов Его», т. е. приставка ב может обозначать цель или причину, и стих следует понимать так: ради Торы и Израиля, которые называются “началом”, Б-г сотворил небо и землю» (Берешит, 1: 1, Раши там). И мидраш говорит, что Всевышний заранее заготовил план сотворения мира в виде Торы, и по этому плану создавал мир.

Из всего этого следует, что Всевышний создал этот мир ради Торы и народа Израиля, при условии, что тот принимает на себя ее исполнение. Замысел этот осуществляется, когда народ Израиля принимает на себя бремя изучения и исполнения Торы. Она была целью, замыслом и планом творения. Поэтому все, что есть в мире, основано на Торе. На это нужно обратить внимание.

В Торе заложено все, что мы знаем, и все, что не знаем об этом мире и мире грядущем. В частности, в ней заложено то, что мы постигаем, и то, что не постигаем, относительно вознаграждения за ее изучение. Вознаграждение получат и те, кто не обязан учиться, но поддерживал занимающихся Торой. Сказано в трактате Авода Зара, что народы мира будут требовать себе вознаграждения за помощь евреям в изучении Торы (Авода Зара, 2б). Рав Хаим Брискер объясняет, что хотя они субъективно помогать не собирались, но Всевышний сделал так, чтобы вся их деятельность способствовала изучению Торы народом Израиля.

В этом необходимо разобраться. Ключевым для понимания этой темы является слово «ешива». Буквально оно означает «сидение». Однако в Талмуде сказано, что до раби Акивы в ешиве не сидели, а учились стоя из уважения к Торе.

Почему же место изучения Торы называется ешивой, и это понятие неразрывно связано со всей историей нашего народа? Дело в том, что еще одно значение слова ешива связано с выражением ишув даат — буквально уравновешенное понимание изучаемой темы.

Очевидно, что Тора – это раскрытие мудрости Творца. По ней Всевышний создавал не только наш материальный мир, но и все высшие миры. Когда нам предлагают изучать Тору, это должно было бы вызывать у нас удивление. Ведь речь идет о возможности постижения нами Б-жественной мудрости, являющейся источником всего Творения! Есть ли такая возможность у нас? Понимание того, что мы имеем дело с Б-жественной мудростью, требует от нас трепета и духовной подготовки. Необходимо также осознание того, что именно в силу обязанности заниматься Торой прикосновение к ее мудрости, которая гораздо выше нас самих, требует от нас большой работы. Эта работа связана с внутренним очищением и выходом за грань нашего постижения.

Все это возможно только в том случае, если мы, что называется, «сидим в ешиве».

Есть лозунги, которые я очень не люблю. Например, «Изучая Талмуд по часу в день, за семь лет изучишь его полностью». Имеющий хороший навык изучения Талмуда действительно может, учась по часу в день, прочитать его с комментарием Раши за семь лет, и даже поверхностно вроде бы понимать текст. Но есть одна проблема: это не Талмуд! Дело в том, что понятие «Талмуд» неотделимо от понятия «ешива». Буквальный перевод слова «Талмуд» – это изучение. Это понятие существовало в нашем народе еще до того, как были написаны книги с таким названием. Раши объясняет в своем комментарии в конце главы «Элу Мециет», что оно означает совместное изучение учащимися Мишны, включающее в себя вдумчивое разрешение встречающихся в ней противоречий (Бава Меция, 33а).

Изучение Торы включает в себя изучение Танаха и Мишны в простом понимании, а также разбор противоречивых мест во всех книгах Письменной и Устной Торы. Разрешение этих противоречий и является талмудом, как одной из форм изучения Торы. И без этого реально невозможно понять ни Пятикнижие ни Мишну. А это, в свою очередь, невозможно без активной умственной работы. Антисемиты с эпохи средневековья до настоящего времени ненавидят само слово Талмуд. Ведь именно на Талмуде основывается весь еврейский дух. Для нас талмуд, как форма изучения Торы – это изучение Вавилонского Талмуда с Раши и Тосафот, при условии активной умственной работы каждого изучающего. Без такой работы — это все, что угодно, только не талмуд. И все это неразрывно связано с понятием «ешива».

Сегодня нас отделяет от Всевышнего и от Его Торы своего рода «железный занавес».

Мы хотим прилепиться нашим ограниченным разумом к бесконечному разуму Творца. Мы знаем из Торы Всевышнего, что это не только возможно, но и прямо заповедано нам. Но это требует от нас большой работы над собой, постоянного выхода за рамки собственных ограничений ради более высокого уровня постижения Торы. За этим должен следовать выход на еще более высокий уровень. Этот путь бесконечен, поскольку безгранична сама Тора и воля Творца, которую она раскрывает.

Мы читали в афтаре недельной главы Берешит, что народ Израиля создан для того, чтобы быть носителем света для всего мира. Речь идет о свете Торы. Когда весь наш народ живет, изучая и исполняя Тору, и она становится частью нас самих до такой степени, что мы буквально излучаем ее, ведя свои дела с почерпнутой в Торе мудростью и честностью, так, что она озаряет светом Творца всех окружающих, как евреев, так и неевреев. И это – то, что имеется в виду, когда мы говорим, что Всевышний сделал нас светом для народов. Но это требует от нас такого состояния, при котором свет Торы становится частью нас самих. Это – то, что делает с человеком ешива и талмуд.

Много лет назад мы издали книгу Рамхаля «Дерех Твунот». Эта книга о том, как нужно учить Талмуд. Там говорится одна простая вещь. Изучение Талмуда – это наша попытка постичь Б-жественный разум Творца своим ограниченным разумом. А поскольку наш разум дан именно Творцом, мы можем, трудясь над этим, удостоиться, в определенной мере, постижения Его Б-жественного разума. Этот труд состоит в том, чтобы выйти за грань поверхностного понимания и подняться на более высокий уровень постижения. Это позволяет нам разрешать противоречия, встречаемые при поверхностном изучении Талмуда. Этот труд над Торой делает ее частью нас самих. И если мы ее при этом исполняем, то можем удостоиться чести стать носителями света Торы. И это – то, что дает ешива. Это не обязательно должно называться Ешиват Хеврон, или Ешиват Поневеж.

Когда два еврея сидят вместе и изучают Талмуд, – это и есть ешива. Однако реально сегодня ешива – это то, что мы привыкли этим словом называть в стране Израиля, то есть место организованного группового изучения Торы.

Есть в Израиле недалеко от Хадеры одно учебное заведение под названием «Мидрашият Ноам». Это место, где совмещают изучение Торы и светских предметов. Многие годы им руководил один Б-гобоязненный человек и талмид хахам, основавший это учебное заведение по совету Хазон Иша. При этом Хазон Иш поставил несколько условий: учебное заведение не должно называться ешивой, его глава не должен называть себя «главой ешивы», и он не должен носить бороду. Хазон Иш принципиально считал, что еврей должен быть с бородой. Однако здесь он не хотел, чтобы директора этого учебного заведения случайно перепутали с главой ешивы. Ведь это ни в коем случае не ешива.

Есть известная история о том, как была закрыта Воложинская ешива. Царское правительство поставило ешиве ультиматум: или ввести изучение русского языка и других предметов, или ешива будет закрыта. А ведь это была тогда ведущая ешива нашего народа. Именно она названа «матерью всех ешив», в ее стенах были воспитаны величайшие мудрецы Торы. Эту болезненную дилемму решали великие мудрецы нашего народа. Среди них были Нацив, глава ешивы, и рав Йосеф Дов Соловейчик, автор книги «Бейт а-Леви».

Закрытие ешивы было тяжелейшим ударом для всего еврейства.

Когда вышел указ о закрытии, Нацив собрал совещание раввинов. На нем высказывались мнения, что нужно найти какой-то компромисс с властями. Тогда встал Соловейчик (в те дни уже раввин Бриска) и со слезами сказал примерно следующее: «Не наше с вами дело думать о том, что будет с Торой. Наша дело — сохранить ее в чистоте, в том виде, в каком мы ее получили — без примесей. Вы спрашиваете, что будет с Торой? Тот, Кто дал ее, позаботится о ней! А мы свое дело сделали!» Эта точка зрения тогда была принята всеми мудрецами, а Воложинская ешива с великой болью была, в конце концов, закрыта. Хафец Хаим позднее сказал, что это решение спасло мир Торы, поскольку в случае принятия ультиматума понятие «ешива» исчезло бы в народе Израиля. Именно этим решением наши мудрецы фактически спасли ешиву. Несмотря на то, что Воложинская ешива была закрыта — открылось несколько новых по ее подобию.

Таким образом, ешива – это место в котором наш народ занимался и занимается своим основным занятием: трудом над постижением воли Творца с целью ее исполнения. И когда свет Торы становился частью нашего народа, он излучался народом Израиля вовне, для всех, кто был способен его принять. А причиной этого было постоянное присутствие ешивы в нашем народе, о котором говорит Талмуд. И это было великим достоинством наших праотцов, «приобретших Тору и сидящих в ешиве». Труд над Торой, постижение Торы было их основным постоянным занятием. И в этом была сила наших праотцов.

Когда я приехал в Святую землю почти 45 лет назад, я не мог себе представить, что в стране исхода есть хотя бы один по-настоящему религиозный еврей. Я понял, что ошибался, когда познакомился с равом Ицхаком Зильбером. Сегодня, слава Б-гу, в нашей школе онлайн обучаются русскоязычные ученики со всего мира (были, в том числе, и из Таиланда). Но, к сожалению, наша община в целом еще очень далека от Торы. Это последствия того, что она пережила страшнейший удар коммунизма и атеизма. Мы еще очень далеки от того, чтобы оправиться от этого удара. Человек может жить, к примеру, в Нью Йорке в километре от замечательной ешивы, и при этом не знать, что буквально рядом с ним существует настоящий еврейский мир. Однако при всем этом, в огромном количестве мест, в которых живут сегодня наши братья, уже можно встретить по 2-3 соблюдающие семьи на город. Это, безусловно, является великим исполнением обещания, данного Всевышним, что наш народ останется вечным и вернется к Торе. Однако этого мало. И я сейчас говорю не о количестве.

Нам необходимо вернуть ешиву в нашу общину, чтобы не была на всю общину всего лишь пара ешив и колелей.

Книга Берешит начинается с сотворения мира, которое сменяет падение на протяжении 10 поколений в результате греха Адама и Хавы, а затем возрождение в момент появления Ноаха. Затем новое падение — строительство Вавилонской башни. После чего следует новое возрождение — с появлением Авраама начинается период раскрытия Торы. После страшной духовной катастрофы наша община сегодня находится в начале нового подъема, возрождения. Для того, чтобы снова стать тем самым народом Израиля, для которого был создан мир, нам необходимо вернуть ей свет Торы. И речь идет не о журнале «Беерот Ицхак», который несет свет Торы нашей общине. Речь идет о том свете Торы, который раскрывается в ешиве. Без ешивы у нас не было бы ничего.

Заново начав чтение Торы, мы как бы заново начинаем строить мир. Сердцем, обителью духа нашего народа на Святой Земле и в изгнании была и остается ешива. Нам необходимо вернуть нашей общине и всему нашему народу его душу — наши святые ешивы.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=43927