Затмения — Всевышний предупреждает нас!

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1278
затмение затмения

Я думаю, что все слышали об угрозе ядерной войны, имевшей не так давно место на Дальнем Востоке. Эта угроза еще не исчезла полностью — несмотря на встречу лидеров Северной Кореи и США. И это могло стать страшнейшей катастрофой. Откроем Сидур: в конце первого благословения перед утренним чтением «Шма» мы называем Всевышнего словами Бааль а-милхамот (Властитель войн). Я слышал такой комментарий на эти слова: если бы мы всегда следовали путями разума, то в мире не было бы войн, во время которых страдают все, кто в них вовлечен. Выигравшей стороны в войне не бывает: в ней проигрывают все. И решения о начале войн, как следует из этих слов, принимаются не в кабинетах: их принимает Тот, Кто назван здесь Властителем войн.

Однако Всевышний «обращается» к нам не только при помощи войн. Коснусь еще нескольких знаковых событий, происшедших за очень небольшой отрезок времени. В Америке около года назад произошло очень редкое летнее полное солнечное затмение. Нашим мудрецам было известно, что солнечное затмение происходит, когда луна заслоняет солнце от земли. Сотни лет назад люди уже умели рассчитывать время солнечных и лунных затмений. Лунные затмения всегда происходят в середине месяца по лунному календарю, а солнечные — в так называемый молад (полное сокрытие луны, обычно предшествующее рош ходеш — началу лунного месяца).

В прошлом месяце мы наблюдали длительное полное лунное затмение 16 Ава. От луны буквально не осталось следа!

В Гемаре есть одно странное место, где сказано, что солнечное затмение является дурным знаком для всего мира (Сукка, 29а). Далее там сказано от имени наших мудрецов, что солнечное затмение – дурной знак для народов мира, а лунное – для народа Израиля, поскольку народ Израиля живет по лунному календарю, а народы мира – по солнечному. Далее там сказано, что затмение на Востоке – дурной знак для находящихся на Востоке, а затмение на Западе – дурной знак для находящихся на Западе. В качестве причины затмений там указываются те или иные грехи. Эти слова Гемары вызывают удивление, ведь они противоречат нашим знаниям о том, что время затмений поддается точным расчетам. Какой же смысл в них заложен?

Можно было бы предположить, что здесь имеются в виду только «внеплановые» затмения. Однако мы о таких не слышали. Рав Йонатан Эйбешиц объясняет, что имеются в виду не затмения, а «поражения» светил, как пятна на солнце и т. п. Однако ведущие комментаторы («Арух ла-Нер», раби Цадок а-Коэн) объясняют, что Гемара имеет в виду и обычные «плановые» затмения.

В трактате Хулин сказано, что шхита, сделанная во имя идолослужения, некошерна. На языке мишны это шхита «во имя гор, во имя морей» (Хулин, 39б). Далее в барайте объясняется, что шхита во имя просто гор еще не является идолослужением, а вот во имя ангела-покровителя этих гор – является (Хулин, 40а). Важно отметить, что понятия «Солнце» и «Луна» включают в себя как физически саму планету, так и духовную силу, влияющую на мир, которую эта планета олицетворяет. Эта духовная сила названа здесь ангелом-покровителем. То есть шхита во имя ангела-покровителя тех или иных природных явлений или объектов — некашерна и является идолослужением.

Постараемся это объяснить. Солнце и луна созданы Всевышним, чтобы нести свет в этот мир. При этом материальный свет, проходящий через мир, олицетворяет собой Высший, духовный свет. Таким образом, затмение означает, что из этого мира ушел свет, который ему необходим. Уход этого духовного света мы в нашем материальном мире воспринимаем в виде затмения. По этой причине видимое нами физическое явление является дурным знаком, свидетельствующим о неблагополучии в духовном мире. Причем этому не противоречит то, что время солнечных и лунных затмений поддается точным расчетам. У Всевышнего есть план управления миром, согласно которому Он увеличивает и уменьшает направляемый в мир свет. Мы говорим Слихот именно после полуночи потому, что до полуночи в мире преобладает мера суда. Таким образом, видимое нами увеличение и уменьшение физического света отражает изменения в правлении Всевышнего. По этой причине уменьшение света во время солнечного затмения отражает страшное духовное явление: сокрытие света Всевышнего. То же самое происходит с затмением луны, случающимся всегда в момент, когда она должна светить максимально, отражая солнечный свет, то есть в середине месяца. В момент лунного затмения мы лишаемся части этого света, а если оно полное — то и света мы лишаемся полностью. Сказанное в трактате Сукка объясняется так: народы мира управляются источником духовного света, связанного с солнцем, а народ Израиля – источником света, связанного с луной. Именно поэтому солнечное затмение названо в Гемаре дурным знаком для народов мира, а лунное – дурным знаком для народа Израиля.

Взглянем с этой точки зрения на происходящее в мире. Год назад в Америке после затмения произошло два страшнейших «стихийных» бедствия: наводнения в Хьюстоне и во Флориде. Я не люблю слово «стихийное» — оно отражает мировоззрение вероотступников. Все происходящее в мире – от Всевышнего. В этом смысле меня пугает затихшее пока противостояние на Дальнем Востоке. Обе участвующие в нем силы являются проявлением того, что мы называем ситра ахра, то есть силами зла. Обе стороны этого противостояния являются олицетворением веры в собственную силу. Кроме того, там присутствует жажда разрушения. Это является проявлением сил зла в чистом виде, как указывает Рамхаль в своей книге «Даат Твунот». И это – очень тяжелая картина.

Однако еще больше пугает то, что происходит у нас на Святой Земле. Низменные «парады нечистоты», попытки насильственного призыва учеников ешив в армию, осквернение Шаббата. И все это — на фоне полного лунного затмения, что является дурным знаком «для ненавистников Израиля». 

Хочу отметить, что Гемара не только сообщает нам, что затмения являются проявлением правления Всевышнего, но и указывает, что есть грехи, которые приводят к затмениям. Здесь имеется в виду не внешний физический аспект затмения, а соответствующее ему сокрытие духовного света. Именно «затмение» духовного света является причиной (не дай Б-г) катастроф. Должен сказать, что затмения, как и другие явления, имеют свою внешнюю (открытую) и внутреннюю (скрытую) стороны. Внешняя сторона затмения – это уменьшение физического света. Этому соответствует сокрытие высшего духовного света, а оно зависит от наших поступков. То есть, если весь мир сделает полную тшуву (исправление), то «плановое» физическое затмение пройдет без сопутствующего ему сокрытия Лика Творца в духовном мире. Дурные знаки затмений зависят от того, как мы живем.

Называя вещи своими именами, должен сказать, что явления, подобные затмениям, являются предупреждением. Восемнадцать лет назад было затмение в месяце Элуль одновременно со страшнейшим землетрясением в Турции с большими человеческими жертвами. Гемара сообщает: солнечные затмения являются дурным знаком не только для народов мира, но и для народа Израиля (а тем более — лунные). При этом там же отмечается, что, когда наш народ исполняет волю Творца, ему нечего бояться лунных и солнечных затмений.

Нам нужно понять, что все это – предупреждение для нас перед днями высшего Суда в Рош а-Шана и Йом Кипур. 

Все десять дней перед Йом Кипуром Виленский Гаон называет «Рош а-Шана» (буквально — «голова года»). И дело тут совсем не в отсчете дней. Так же, как голова человека управляет всем его телом, Рош а-Шана является временем, когда Всевышний определяет течение всего следующего года и вносит изменения в программу Своего управления миром. Вплоть до Йом Кипура Книга жизни и Книга смерти еще открыты. Всевышний в эти дни предупреждает нас всевозможными путями. События, свидетельствующие об этом, происходят во всем мире. «Стихийных» бедствий не бывает. Нет собственной воли у северокорейского «божка» местного значения. Это Всевышний – бааль а-милхамот. Вожди «Хамаса», «Хизбаллы» — не самостоятельные деятели. Совсем недавно мы видели встречу президента США и главы Северной Кореи. Год назад такое даже представить себе было невозможно — на Дальнем Востоке пахло войной.

Почему же это произошло? Потому что миром правит Всевышний. Мы просто получаем предупреждение от Него. Нам необходимо знать, сколь многое зависит от нашего поведения. Когда народ Израиля делает тшуву (даже если мы не можем повлиять на народы мира, чтобы они вернулись к Творцу, и даже когда истинную тшуву совершает лишь часть нашего народа), Всевышний вносит изменения в Свой приговор. Та же Гемара в трактате Сукка приводит, что духовная составляющая солнечных затмений может быть следствием, в частности, гомосексуализма. Сегодня это страшный бич этого мира! Но еще страшнее официальное признание государствами гомосексуальных браков.

Мы не можем напрямую исправить мир.

Я думаю, если мы станем кричать на улицах американских городов, что через сорок дней мир перевернется (как это делал пророк Йона в Нинве), нас отправят в психиатрическую лечебницу. Впрочем, на улице Дизенгоф в Тель-Авиве будет то же самое. Но у нас есть возможность влиять на окружающий мир, исправляя самих себя. У нас еще есть время до Рош а-Шана и Йом Кипура, чтобы, сделав настоящую тшуву, исправить самих себя. Сказано в замечательной книге «Сефер Харедим», что истинная тшува одного еврея побуждает весь народ Израиля хотя бы подумать об исправлении. Ведь народ Израиля является единым целым. Поэтому у всех нас есть возможность повлиять на происходящее.

Большой мудрец рав Хизкияу Александр Сендер Эрлангер написал по поводу страшных событий происшедших 18 лет назад в Турции, что нам необходимо знать о нашей ответственности за события в мире. Мы должны хотеть добра для всего мира так же, как хочет этого Всевышний. Гибель людей в любой точке Земли – это разрушение первоначально задуманного Всевышним порядка. Мы молимся о грядущем воскрешении мертвых, а не об увеличении их количества. Так же, как Всевышний милосерден ко всем Своим созданиям, так и мы должны желать исправления мира, а не разрушения какой-либо из его частей, «не имеющей отношения» к нам лично.

Поэтому время, оставшееся до Дней трепета, очень дорого. В этот период у нас еще есть возможность сделать тшуву молитвой и изучением Торы – и изменить очень многое. И дай нам Б-г использовать это время правильно. Что касается самого Йом Кипура, то это великое время, когда в мире проявляется величайшее милосердие Творца. Мы говорим в молитве Мусаф, что в этот день Всевышним принимаются решения о судьбе народов и стран.  Это зависит от нас. И нам нужно понимать, что на нас лежит ответственность за то, чтобы максимально исправить себя и склонить этим мир к максимальному раскрытию в нем Б-жественного милосердия.

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=43099