Катастрофа в наши дни — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1051

Мы скорбим о разрушенном Храме не только в дни постов. Нам подобает постоянно сокрушаться о разрушенном Храме, и молиться, чтобы он был отстроен вновь, вскоре, в наши дни… Но давайте спросим себя: так ли сильно мы скорбим? Уже в Талмуде встречается такое понятие, как авелут яшана – старая, притупившаяся скорбь. К сожалению, многие из нас практически не ощущают никакой скорби вообще. Давайте задумаемся: так ли уж это старо и неактуально для нас? Катастрофа разрушения Храма и ее последствия касаются нас сегодня в гораздо большей степени, чем нам кажется.

Говоря о периоде после разрушения Храма, наши мудрецы предупреждали, что проклятие каждого последующего дня больше, чем предыдущего. В Талмуде, в конце трактата Сота, перечислены события, которые произойдут в преддверие прихода Машиаха. Там описаны страшные вещи!

Мы живем в страшные времена. В чем это заключается? Недавно кто-то сообщил мне, что тридцать процентов русскоязычных евреев – крещеные. Для любого еврейского сердца это страшная боль и ужас! Наш народ всегда отличало то, что все, включая стариков и детей, предпочитали идти на смерть, но не изменить вере отцов.

Еще немного статистики. В мире среди евреев – пятьдесят процентов смешанных браков, а в Америке – все шестьдесят! Если из общего количества вычесть все религиозные семьи и те, в которых соблюдают традиции, то указанные цифры вырастут до семидесяти-восьмидесяти процентов! Эти цифры могут отличаться в зависимости от страны, но все они говорят о страшной катастрофе. А ведь мы знаем, что в нашем народе всегда (благодаря чему наш народ выжил и сохранился) смешанные браки считались чем-то невозможным – даже у нерелигиозных евреев. Даже в Советском Союзе полностью оторванные от Торы евреи зачастую избегали смешанных браков.

Сколько всего пережил наш народ: погромы, изгнания, страшную Катастрофу! И после этого, казалось бы, изматывающего прошлого наступило «спокойное настоящее». Однако именно сейчас, в период относительного благополучия, мы, как никогда, страдаем из-за отхода от Торы, от веры, от собственного «я»! Многие из нас родились уже в смешанных браках. Мы выросли в обстановке отсутствия веры. Некоторых во младенчестве крестили. Все это влияет на нас самым непосредственным образом. То, ради чего наши прабабушки и прадедушки шли на смерть, для нас уже является чем-то обычным, мелочью, не стоящей того, чтобы обращать на нее внимания. И одна из сторон этой трагедии – в том, что мы не понимаем, что это – трагедия и катастрофа!

Кто такие евреи? Что значит – быть евреем? Само слово «еврей» произносится на разных языках по-разному. Большинство используют вариации слова йеуди. В английском языке – jew, в польском – żyd и т.д. В русском языке есть слово «иудей». Есть еще и слово «еврей», которое происходит от другого слова – иври. Так Тора называет Авраама – «Авраам-иври». Иври происходит от слова эвер – сторона. «Авраам-иври» – потому что весь мир находится с одной стороны, а Авраам – с другой. И наш народ, действительно, «противостоял» всему миру. На протяжении всего нашего долгого изгнания мы упорно не желаем «сливаться» с окружением, перенимать чуждые обычаи.

С того дня, когда наш народ произнес наасе ве-нишма, мы приняли на себя Тору, жизнь по воле Творца. Мы признаем над собой лишь Всевышнего и Его волю. Это – то, что отличает и выделяет нас из всех народов мира. Есть особое величие в принятии на себя Торы нашим народом.

Змей «подбил» Адама и Хаву отойти от воли Творца. Величайшая мировая катастрофа произошла тогда, когда Адам и Хава отведали плод от древа познания. Началом исправления этой катастрофы стало то, как Авраам открыл для себя Творца. Когда Всевышний сказал ему лех леха – иди из своей страны, от своей семьи, – Авраам не стал выяснять, куда идти. Он просто пошел по воле Творца, с полным доверием к Нему. Когда Всевышний сказал ему принести любимого и долгожданного сына Ицхака в жертву, Авраам не раздумывая, пустился в путь, чтобы быстрее выполнить приказанное ему Творцом. Почему? Потому что основа всего мира, основа истинного бытия в мире, основа нас с вами как евреев, – это воля Творца.

Все человечество – наследники Адама и Хавы после греха, но Авраам начал возвращать себя и свое потомство к жизни по воле Творца. Это – единственная абсолютная истина: Творец – источник всего и Он правит всем в мире. Истинная, постоянная, незыблемая сила есть только у Творца.

Через все испытания тяжелейших времен, через темное время Средневековья и страшные погромы Хмельницкого, кошмары нацистов и коммунистов, – мы пронесли знание о том, что есть только воля Творца, и ничего, кроме нее. Помню, как при одном из моих учителей (который не был родом из России) упомянули рава Ицхака Зильбера. Он воскликнул: «А, это тот самый рав Ицхак, который победил всю красную армию»! Евреи, жившие по Торе, во все времена и в любых обстоятельствах, стояли как скала, чтобы остаться евреями! У меня нет и тени сомнения, что все мы, кто сегодня является евреем с рождения, – все мы потомки тех евреев, которые прилагали все усилия – вплоть до самопожертвования – чтобы остаться самими собой, жить по воле Творца.

Сила нашего народа – только в нашей вере. Отойти от того, что мы получили на горе Синай, равносильно самоубийству. Оторвать себя от Творца – равносильно смерти для нас! Если бы наши предки отошли от этого, не было бы нас – в силу того, что отход от Торы ведет к тому, что цепочка поколений прерывается, и еврейство не передается дальше.

То, что происходит в наши дни – это страшнейшая катастрофа, не меньшая, чем во времена нацистов. Наш народ самоуничтожается, ведь многие даже не знают о том, что существует воля Творца, не говоря уже о том, чтоб жить в соответствии с ней! Разве это – не причина для великой боли и скорби для каждого из нас, каждый день?

В моей жизни был период – недолгий, всего несколько месяцев, который на многое мне открыл глаза. Моя покойная мама тяжело заболела, и я поехал к ней в Америку, а затем привез ее в Израиль. Я увидел вокруг себя много зла, и понял, что есть зло, которое понимаем мы – как евреи, с точки зрения Торы, и есть зло, которое видит и понимает каждый человек, – религиозный или светский, еврей или нееврей. То, что, например, совершают фанатики в некоторых исламских странах, например, в Сирии, – это не религиозная война, не желание привести всех к правильной вере. Это – ничем, практически, не прикрытая страсть к убийству. Это – то, о чем рассказывал рав Зильбер, и о чем он писал в своей книге: когда он увидел в советских «органах правопорядка» «людей с печатью Каина на лице». Скверна, которая была на их лицах, буквально кричала о том, скольких людей они замучили до смерти!

Мы видим, что есть зло, которое творит человек, и зло, которое на человека «сваливается»: болезни, трагедии, стихийные бедствия и т.д. Каков источник всего зла в мире? Это тот вопрос, который человек должен сам себе задать. Всевышний – это абсолютное добро. Он создал мир ради добра, и ведет нас к добру. Однако Он дал нам свободу выбора: увидеть само зло и возможность творить зло, и увидеть добро. Мы можем выбрать одну из сторон – добро или зло. И Всевышний заповедал нам выбрать добро и жизнь. Великий дар, который мы должны получить от Г-спода – это не постыдный подарок, а награда за наш правильный выбор. Истинный же источник зла, который касается каждого человека в мире – это отход от воли Творца. Также, как воля Творца – это источник жизни, так и отход от воли Творца – это причина смерти и зла.

Первый источник зла и бед, о котором мы сказали – это грех Адама и Хавы. Следующие поколения добавляли «масла» в огонь зла. Наши праотцы, а затем поколение, принявшее Тору на горе Синай, исправляли первый грех возвращением к воле Творца. Но затем был грех золотого тельца, и, в последующих поколениях, грех отхода от Торы принес неисчислимые беды нашему народу. Все ужасы изгнания и разрушения Храмов – последствия отхода от воли Творца. Поэтому нет смысла абстрактно жаловаться на наши беды и вопрошать «за что?». У бед есть один источник: мы отошли от воли Творца.

В книге нашего великого мудреца Рабейну Йоны «Шаарей Тшува» есть место, где автор объясняет, как приблизиться к Творцу. Он пишет, что человек должен исповедаться не только за свои грехи, но и за грехи своих предков. Как-то я был у рава Ицхака Зильбера и попросил его объяснить мне это место в книге. Как понимать то, что я должен исповедаться за грехи моих предков? Я вспомнил про своего деда, который, будучи коммунистом, многое напортил. Но рав Ицхак смотрел глубже. Он ответил так: надо помнить, что наши с тобой предки служили идолам во времена Первого Храма! Смысл его ответа, как мне видится, в том, что наши беды начались не вчера, не во время Октябрьской революции, и даже не во время Аскалы в Германии, а намного раньше. Еще во времена Первого Храма произошло то, за что мы расплачиваемся по сей день! У всех мировых бед в целом, и наших личных трагедий – в частности, есть один корень: отход евреев от истинного Источника жизни. Те грехи запечатлелись в наших душах, мы страдаем от их последствий. Наша задача в этом мире – исправить их. Тора – это раскрытие воли Творца в нашем мире. Поэтому, когда мы говорим, что наш народ принял на себя Тору на горе Синай, подразумеваем принятие на себя воли Творца. Никакого другого источника, из которого мы можем узнавать волю Творца, у нас нет. Поэтому, пишет рав Шимшон Рафаэль Гирш, – источник нашей национальной катастрофы – разрушения Первого Храма – «порча отношений с Торой». И это – не его личные соображения. Об этом написано у пророка Ирмияу, это разъясняется в Талмуде и в Мидраше Эйха: «Почему погибла страна? Потому что оставили Тору».

Наше относительно спокойное и благополучное время – самое подходящее для того, чтобы увидеть истинное величие нашего народа, связанное с Торой, все чудеса, благодаря которым мы сохранились на протяжении всего нашего изгнания. Талмуд сравнивает наш народ с овцой, которую опытный пастух провел сквозь стаю из семидесяти волков. Однако такой проход не остался для нашего народа без последствий – «овцу» сильно потрепали. Продолжая аллегорию, стоит заметить, что когда овца убегает от пастуха, то ее настигают волки! Наш народ много раз пытался «убежать от пастуха», и упомянутые в начале статьи смешанные браки – лишь одна из таких попыток.

Источник наших бед – это порча отношений с Творцом и Его Торой. Результатом этих раздумий должно стать возвращение к воле Творца. Найти волю Творца мы можем только в Торе, которой надо заниматься, изучать, и потом исполнять изученное. Это – истинная жизненная сила нашего народа, истинный источник радости. Но нынешнее положение, в котором находится наш народ – источник великой скорби, причина для молитв и самоотверженной работы для возвращения наших братьев к Торе. Катастрофа, происходящая в наши дни страшна, хотя часто, к сожалению, мы этого просто не ощущаем.

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=23763