Насмешка Амалека — урок рава Игаля Полищука о насмешничестве в наше время

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1623

Тема, с которой мы встречаемся в наших недельных главах, как никогда актуальна именно сегодня. После выхода из Египта и пересечения Ям Суф, наш народ встречается с Амалеком. Мы уже не раз говорили, какие причины (со стророны нашего народа) привели к тому, что на нас напал Амалек: ослабели их руки от Торы, сомневались, с ними Всевышний или нет, имелись разногласия внутри стана Израиля. Но у нападения Амалека есть и другая сторона: духовный источник Амалека. Принципиальный для нас вопрос звучит так: почему между выходом из Египта, с последовавшим за ним переходом через море, и получением Торы на нас нападает Амалек?

Известны слова наших мудрецов: на что похоже нападение Амалека? Есть ванна с кипятком, к которой страшно приблизиться. И находится некто, который решает прыгнуть в эту ванну. В результате он получил страшные ожоги, но и ванна немного остыла. Весь мир был наполнен страхом перед Творцом – в силу великих чудес, которые Он сделал для нашего народа. Это был не только страх перед Всевышним, это был страх и перед нашим народом! Народ, ради которого были совершены Египетские казни и рассечение моря – страшно было даже думать о том, чтобы задеть такой народ! Приходит Амалек и, совершенно не боясь никого и ничего, выходит на войну! О том, что Амалек не боялся Б‑га, написано в книге Дварим. Этот отрывок, известный как «Захор», мы скоро будем читать: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вышел ты из Египта. Случился тебе по дороге и гнался за теми, которые ослабели (кого вытолкнуло наружу Облако Славы), а ты (народ Израиля) был уставшим с дороги… И не боялся Б-га». Объясняет Раши, что значит «Не боялся Б-га»: не было Б-гобоязненности у Амалека.

Наш замечательный учитель рав Ицхак Гутнер в своей книге «Пахад Ицхак» на Пурим занимается вопросом: каков корень скверны Амалека? У каждого человека есть две стороны, две силы: одна – уважение к ценностям, вторая – пренебрежение ценностями. Есть известная поговорка: «Пьяному море по колено». Она говорит о таком состоянии, когда человек фактически отметает любые границы, любые устои. Так вот, объясняет рав Гутнер, что пренебрежение ценностями, нежелание признать какую-либо власть, признать, что есть что-то, что выше него – это и был духовный корень нечистоты Амалека.

Мидраш Раба на главу Итро, комментируя стих из книги Мишлей (19:25): «Насмешника бей, и простодушный – поумнеет», говорит, что насмешник – это Амалек!

Итак, Амалек называется лец, буквально – насмешник. Но где мы видим, чтобы он смеялся? Он шел воевать! Есть определение слова лец, которое я получил от своих учителей. Проблема лейцанута, насмешничества – совсем не в юморе. Лейцанут – сознательное принижение истинных ценностей, битуль (буквально – отмена) истинных достоинств. Одно из основных стремлений сил зла в этом мире – принизить в наших глазах истинные ценности. Так вот, Амалек-насмешник не мог терпеть страха перед Творцом и перед нашим народом. Он был готов на самопожертвование – лишь бы умалить этот страх. И он в этом, к сожалению, преуспел – он остудил ванну.

На то же место в отрывке «Захор», которое мы упомянули выше, есть комментарий «Даат Зкеним» (авторов Тосафот). Этот комментарий говорит, что слова «не боялся Б-га» относятся также к нашему народу. Простое понимание текста, приведенное у Раши, говорит о том, что эти слова относятся именно к Амалеку. Но здесь есть место и для «непростого понимания», друша.

Слово карха (случился), приведенное в отрывке «Захор» имеет сходный корень со словом кар (остудил). То есть замысел Амалека был «остудить» наш народ от страха перед Творцом. Самая страшная сила, которая вытесняет страх перед Всевышним, это лейцанут. Об этом пишет Рамхаль в пятой главе «Месилат Йешарим» (речь идет о причинах, которые отдаляют человека от качества осторожности). Одними из основных причин, отдаляющими человека от осторожности, названы там смех и легкомыслие, то есть лейцанут. Рамхаль объясняет, что, когда к человеку обращаются с порицанием, то у человека есть против этого «оружие»: высмеять того, кто его порицает, или обратить порицание в «шутку». На что это похоже? На надежный, хорошо смазанный маслом щит, который способен отразить летящие в человека стрелы. Так вот, насмешник, лец – это тот, кто не принимает порицание.

Своими действиями Амалек выразил насмешку над Небесами и показал всем, в том числе и самим евреям, что можно не бояться Творца! Как нам хорошо известно, после этого земля не разверзлась и не поглотила этот народ. Амалекитяне принесли нам еще немало горя. Само присутствие Амалека в мире – это демонстрация возможности бунтовать против Всевышнего, презреть страх перед Ним. Это страшный грех, и это – причина того, почему в Торе заповедано стереть память о нем.

Прежде чем мы выясним, почему же Амалек напал именно перед получением Торы, мы должны объяснить еще один важный момент. Известно постановление Эзры, что человеку, у которого есть тумат кери (нечистота из-за выхода семени), запрещено молиться, читать Шма и учить Тору. На самом деле, с точки зрения алахи, это постановление не было принято всем народом, и поэтому у него нет силы закона. Однако наши мудрецы очень рекомендуют очищать себя перед молитвой и изучением Торы в микве. Тем не менее, непонятна причина этого постановления. Коснемся лишь одного аспекта. Гемара в трактате Брахот (22) приводит, что все самые тяжкие виды нечистоты, такие как мецора, нечистота того, кто был с женщиной-нидой, – все эти виды нечистоты не являются причиной того, чтобы запретить человеку молиться, читать Шма и изучать Тору. Почему же именно тумат кери (изначально более слабый вид нечистоты) – это причина постановления Эзры? Гемара приводит брайту: сказано, что мы должны передать нашим сыновьям и внукам знания о получении Торы на горе Синай, о том, как мы стояли перед Творцом. И объясняет Талмуд далее так: акту получения Торы предшествовал и сопровождал его великий страх (души покинули еврейский народ). Мы получали Тору в величайшем страхе и трепете! И во всех поколениях мы должны учить Тору так же – с величайшим страхом и трепетом. Важно сделать оговорку: никто не сказал, что если мы еще не достигли этого уровня, нам нельзя учиться. Но Талмуд, и Рамхаль, и рав Хаим из Воложина в книге «Нефеш а-Хаим» пишут, что для полноценного изучения Торы мы должны пробудить в себе Б-гобоязненность.

Из этого правила – Тора требует величайшего страха и трепета – вывели наши мудрецы следующее: все виды нечистоты, даже самые тяжелые, не препятствуют изучению Торы. А вот тумат кери – препятствует! Почему так? Объясняет Раши: тумат кери сопровождается легкомыслием. Легкомыслие противоположно трепету! Именно это легкомыслие и мешает получению человеком Торы, ведь ее нужно учить так, как будто мы получаем ее заново (в страхе и трепете!).

Так в чем был замысел Амалека, когда он напал на нас перед получением Торы? Он хотел «остудить» нас от страха и трепета перед Творцом, принизить чудеса Всевышнего! Чего он пытался достичь? Принизить в наших глазах сам факт обретения Торы, умалить тот страх и трепет, которым это должно было сопровождаться! И очевидно, что вес и значение этого события в истории были бы в результате совсем иными, но наш народ сделал тшуву перед получением Торы. Именно поэтому испытание Амалеком было послано нашему народу до получения Торы.

Мы уже не раз приводили от имени наших мудрецов объяснение, почему Амалек напал в месте, которое называется Рефидим. Рефидимрафу ядаим мин а-Тора – ослабели руки от изучения Торы. Мы также объясняли, почему написано бе-Рефидим – каково значение приставки бе. Амалек пришел, чтобы «ослабить наши руки» в Торе, оторвать нас от нее. Один из способов оторвать еврейский народ от Торы – сделать нас недостойными, неполноценными, для ее получения. В чем это выражается? Поразить наш страх перед Небесами, умалить серьезность наших намерений. Это могло помешать нашему народу полноценно получить Тору.

Важно отметить один момент. Наши величайшие мудрецы и праведники были радостными и веселыми людьми. Тора не требует от нас постоянного состояния печали, депрессии, грусти, это – не хорошие состояния. Мы должны учить Тору и служить Творцу в радости. Но есть радость, а есть – лейцанут. Радость – не причина пренебрежения истинными ценностями, в отличие от лейцанута. Если человек ищет Тору, то нужно искать там, где нет места лейцануту. Можно (и нужно) начать урок Торы с чего-то легкого и веселого, ведь радость раскрывает сердце, помогает легче впитывать слова Торы. Радость – это причина получения Торы. Но принимать слова Торы нужно со страхом перед Творцом.

Очень многие замечательные люди, которые занимаются распространением Торы среди наших братьев, оторванных от нее, пользуются лейцанутом в разрешенной форме. Какой лейцанут разрешен? Рав Гутнер пишет, что насмешка над идолопоклонством разрешена. Идея насмешки – принизить какие-либо ценности. Нет более лживой «ценности» в мире, чем идолопоклонство! В такой ситуации насмешка разрешена, и даже – является заповедью. Более того, рав Гутнер пишет, что имеется в виду не только идолопоклонство, но и любое зло! Любое «достоинство» зла достойно осмеяния, и это заповедано! Таким образом, у насмешки, лейцанута, есть две стороны. С одной стороны – принижение истинных ценностей (и именно про эту сторону пишет Рабейну Йона, что насмешники не принимают Лика Шехины). Но есть и разрешенная сторона, которой и пользуются те, кто занимается распространением Торы, зачастую высмеивая сомнительные устои общества, далекого от жизни по Торе. Они насмехаются над идолами и кумирами этого общества. И это – вещь разрешенная.

Но следует держаться рамок: дозволенная насмешка не должна перейти границы. Люди вполне могут понять, что насмешка – это такой стиль преподавания Торы. Это – ложь! Тора должна передаваться с великим страхом и трепетом! Мы передаем слова Торы, слова наших великих мудрецов, которые учились в великом трепете и ужасе перед Творцом! Есть опасность, что человек, не знающий о том, что значит пошутить вначале серьезного урока, не знающий, что есть то, что разрешено и заповедано высмеивать, сделает вывод, что в нашем поколении так учат Тору. Это страшная фальсификация Торы! Тора несовместима с лейцанутом!

Есть огромная проблема нашего поколения, которую мне очень тяжело обойти. К сожалению, в наше время многие люди участвуют в так называемых социальных сетях. Это места, где властвует полная безнаказанность: что хочу, то и говорю. Безусловно, если использовать эти сети для того, чтобы нести евреям слова Торы, то проблемы нет. Если еврей находится в глубокой яме – нужно помочь ему оттуда вылезти. Если у еврея нет возможности по-другому услышать, прочитать слово Торы, как только в социальных сетях – нужно, чтобы там было слово Торы. Услышав это слово, он сможет воспользоваться им и вытащить себя из ямы, очиститься от скверны. Но если слова Торы превращаются в легкую светскую беседу, когда нивелируется разница между величайшими светочами народа Израиля, и теми, кто ставит себя на один уровень с ними, не имея на то ни малейших оснований, – это истинный лейцанут!

Рав Цадок а-Коэн из Люблина пишет, что все те события, о которых мы читаем в Торе, несут свой великий духовный свет в каждом поколении. У нас есть годовой цикл праздников, которые освящают нас из поколения в поколение. И есть цикл чтения Торы, когда мы заново читаем о получении Торы, рассечении моря, строительстве Мишкана и многих других великих событиях. Так вот, читая обо всем этом заново, мы пробуждаем в высших духовных мирах свет этих событий, который освящает нас. И так же Амалек восстает против нас в каждом поколении, стремясь ослабить нас в Торе, высмеять наши ценности. И это – то, что мешает нам полноценно получить Тору.

Наш народ ушел из места Рефидим и пришел к горе Синай с тшувой. Амалек пришел испортить получение Торы, но в заслугу величайших людей того поколения – Моше, Аарона, Мирьям – это зло было обращено в добро. Хотя имя Амалека не было стерто, он был побежден, и совершенное им зло было исправлено. Таким образом наш народ удостоился получения Торы.

Отдельно стоит упомянуть еще одну причину прихода Амалека – раздоры и споры. Об этом говорит Раши, что к горе Синай наш народ пришел единым – без раздоров.

Очень важно понимать, что Амалек – это проблема не физическая. Это проблема духовной борьбы. Многие наши мудрецы связывают Катастрофу европейского еврейства с Амалеком. Надо понимать, что это страшное событие началось в Германии – в месте, в котором до этого наш народ был поражен духовным Амалеком – реформистами, отходом от Торы и т. д.

В наши дни нас также окружает Амалек. Наша задача – все легкомыслие, насмешки и пренебрежение окружающего мира, отрицание истинных ценностей – изжить из себя. Нужно оградить себя от грязи и лейцанута, которые несут те самые социальные сети. И при этом мы должны учить Тору и жить с радостью и воодушевлением!

Подготовил Арье Кац

http://www.beerot.ru/?p=11567

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Есть не только внешний Амалек, но и внутренний. Гематрия Слова «Амалек» и «софэк» (сомнение) одинаковые — это говорит о том, что сомнение в Торе или принятие только таких мицвот (заповедей), которые я могу понять разумом — это наш внутренний «Амалек». Как раз в нашей недельной главе Мишпатим говорится о тех и о других, и мы принимаем их все — «наасэ вэ нишма» «сделаем и услышим», т.е. будем выполнять все заповеди, даже те, которые непостижимы нашим разумом.

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here