От редакции. Эти слова написаны, когда боль и горечь о трагедии в Питтсбурге еще очень свежи. Безусловно, для погибших это — величайшее искупление грехов. Об этом говорится в наших святых книгах, что еврей, погибший от рук ненавистников только потому, что он еврей, считается освятившим Имя Творца. Такой человек удостаивается искупления грехов.
Случившаяся трагедия — еще одно напоминание и предупреждение для нашего народа. Всевышний правит миром, и, хотя убийца несет полную ответственность за погубленные человеческие жизни, он бессилен сделать что-либо без согласия Свыше.
О сути этого предупреждения нам видится важным привести слова одного из величайших раввинов прошлого поколения — рава Меира Симхи а-Коэна из Двинска, автора книг «Ор Самеах» и «Мешех Хохма». Текст приводится по книге нашего учителя, рава Ицхака Зильбера «Чтобы ты остался евреем».
Рав Меир-Симха скончался задолго до того, как на евреев Германии обрушилась беда. А работу над своей книгой «Мешех Хохма» (в печать он ее отдал в конце жизни) начал и вовсе в ранней молодости, когда немецкие евреи пребывали в необычайном благополучии и процветании.
В девятнадцатом веке, открывшем эпоху эмансипации, евреи европейских стран были уверены, что наступило время свободы и равноправия. В Германии началось движение реформизма. Евреи, которые ни во что не верили и тем не менее хотели сохранить за собой свое национальное имя, заговорили о реформе иудаизма. «Мы хотим быть евреями, — объясняли они, — но при этом считаем нужным осовременить наши законы, кое-что в них изменить. Вполне можно оставаться евреем, даже если ешь трефное и ездишь по субботам». Сегодня, располагая известным историческим опытом, мы знаем, что преемственность реформизма не выдерживает более двух-трех поколений — как правило, реформисты изменяют своей вере. Я говорил об этом явлении[1] в книге «Пламя не спалит тебя» (Иерусалим, 1984).
Но задолго до того, как эти события совершились в истории, рав Меир-Симха, комментируя в «Мешех Хохма» главу Торы Бехукотай, где речь идет об изгнании и рассеянии, сказал удивительные, пророческие слова:
«Уже более тысячи лет евреи пребывают в изгнании. Это долгий срок, а человек всегда хочет чего-то нового. Появятся ошибочные мысли, начнут критиковать то, что наши отцы дали нам в наследство… Еще немного, и скажут: ”Ложь то, что передали нам отцы”. Евреи начнут забывать свое происхождение… оставят учение своей веры, начнут учить чужие языки и сочтут Берлин Иерусалимом. Еврей забудет, что он — пришелец в чужой стране, и назовет ее родиной. И будет учиться у народов плохому. Но не радуйся, еврей, радостью других народов. Грянет внезапно страшная буря, напомнит громовым голосом: “Ты — еврей! Кто тебя сделал человеком? Уходи отсюда!” Вырвет его с корнем, зашвырнет далеко, и дадут ему знать, что он чужой, что его настоящий язык — это лашон кодеш (святой язык, иврит. — И. З.), а чужие языки — как одежда. Чтобы не забывал он, что происходит от евреев. И будут ему утешением только слова Б-жьих пророков, что пришлет Всевышний Машиаха, и придет он, и спасет…»
Это написано предположительно в конце девятнадцатого столетия, ну, в начале двадцатого. Автор этих слов умер за семь лет до прихода Гитлера к власти! Жил он в Латвии, а пишет о Берлине! Не понимаю, как он мог во времена процветания писать о страшной буре! Он был святой человек, нечего говорить.
- «В… эпоху расцвета немецкой гуманистической философии благодарные евреи стали преклоняться перед “культурной” Германией… Реформисты строили для себя синагоги по образцу немецких кирх, стали молиться под аккомпанемент органа, включили в службу пение женского хора… Самые “прогрессивные” из реформистов перенесли день заповеданного Торой отдыха с субботы на воскресенье, выбросили из молитвы слова “…и приведи нас в Сион, город Твой, с песнями и в Иерусалим, место Храма Твоего, с вечной радостью”, ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: “Нельзя лукавить, обращаясь к Всевышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в темной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!” Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие 19-20 веков — отход евреев от Торы. Как и следовало ожидать, именно Германия явилась вскоре тем орудием мщения, которое избрал Всевышний, чтобы в очередной раз наказать Свой распутный народ».↑