Выборы в США: кого выбирают евреи?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2760

В США снова выбирают президента. Евреи по всему миру пристально следили за перипетиями избирательной кампании. Считается, что Трамп — «большой друг» Израиля, а его соперник Байден может быть опасен. То, какое значение придают этому событию многие евреи, какой смысл в это вкладывают, требует разъяснений с позиции Торы. Для этого постараемся ответить на два вопроса. Во-первых, правда ли, что в день выборов решается, кто победит? Во-вторых, так ли принципиален этот выбор и на что он реально может повлиять для нашего народа?

Начнем с истории, которая произошла в Америке много лет назад. Один еврей подошел ко мне в синагоге, и поинтересовался, за кого бы я проголосовал на выборах, которые в те дни проходили в Израиле. От тех выборов, как казалось, зависело многое. Я ответил словами Торы: «И выбери жизнь» (Дварим, 30:19). Тот человек, очевидно, решил, что я принадлежу к «Нетурей Карта» – общине, отрицающей любое участие евреев в жизни государства Израиль. Однако это не так, и я в выборах участвую. Сейчас важно понять, почему именно приведенные слова Торы должны определять наше отношение к выборам.

Религиозные евреи хорошо знают, что все события, которые произойдут в будущем году, предопределены Свыше в дни Рош а-Шана, Йом Кипур и, отчасти – Ошана Раба. Поэтому то, что произойдет в США (а равно и во всем мире) не определяется в день президентских выборов. Этот выбор уже сделан. Однако сказанное не означает, что от наших усилий в этом мире ничего не зависит.

До Трампа президентом США был Барак Обама. В те дни евреи испытывали понятные опасения: было известно, что среди его предков есть мусульмане. Я относился к его возможному избранию на пост президента США достаточно спокойно. Есть у нас большое правило: «Сердца царей – в руках Всевышнего» (Мишлей, 21:1), которое и определяет поведение всех без исключения царей и президентов.

Когда тридцать восемь лет назад началась Первая ливано-израильская война, я спросил моего учителя рава Хаима Камила, что он думает об этом событии, оправданно ли было ее начинать со стороны Израиля. Он ответил так: «Меня это не интересует. Сердца правителей – в руках Всевышнего. Нам лишь нужно знать, что евреи находятся в опасности и молиться, чтобы они вернулись домой невредимыми». Не нам обсуждать действия властителей – их сердца в руках Всевышнего.

Другой пример того, как это работает на практике, приводит в своей книге рав Шломо Лоренц.

«Встретив Давида Бен Гуриона после того, как тот оставил должность главы правительства, я спросил его, сожалеет ли он, оглядываясь назад, о чем-либо из того, что сделал за время пребывания на этом посту. “Нет! – ответил тот. – Кроме одного моего решения: об освобождении учащихся ешив от военной службы”. “Интересно, – спросил я, – почему же это сожаление пробудилось только теперь, когда у Вас уже нет возможности что-либо предпринять, а не раньше, пока были у власти?” Бен Гурион, застигнутый этим вопросом врасплох, задумался. Он долго колебался и размышлял… Прошли десять, пятнадцать минут; он покрылся потом от напряжения, а ответа не было.

И тогда я сказал ему: “Жаль Ваших усилий. Слушайте, и я отвечу. С точки зрения человеческой логики нет ответа на этот вопрос, – но для нас, людей, вооруженных верой, тайна здесь простая и давно известная: сердца царей – в руках Г-спода (Мишлей, 21:1)! Все время, пока Вы были главой правительства и военным министром, Ваше сердце было в Его руках, и Вы не могли осуществить свое личное желание – мобилизовать учащихся ешив. Но теперь, когда Вы оставили должность, Ваше сердце вновь в Вашей власти, и Вы раскаиваетесь – в соответствии с Вашим личным желанием!”

Я должен отметить, что задавал тот же самый вопрос и Моше Даяну, который был военным министром в течение многих лет и много помогал, самыми разными путями, делу освобождения от службы учащихся ешив. Его ответ был точно таким же, как ответ Бен Гуриона».

Очень важно понять, как работает этот принцип. Через царей и президентов в этом мире раскрывается правление Всевышнего. Поэтому если мы удостоились в силу своих поступков хорошего приговора Свыше, то каким бы ни был правитель сам по себе, Творец через его правление даст нам благо. Но если мы недостойны хорошего приговора, то даже самый лучший правитель может стать проводником великих бед для нашего народа.

В Танахе есть два случая, когда великим праведникам – Моше и Элияу – было заповедано почитать двух злодейских царей – фараона и Ахава. Ахав, хотя и сделал в итоге тшуву, был очень большим злодеем. Несмотря на то, что оба этих царя были величайшими негодяями, величайшим праведникам было заповедано почитать их в силу того, что через них раскрывалось в нашем мире правление Творца. Правитель сам по себе волен выбирать между добром и злом. Но что касается его правления, то тут проявляется сказанное «сердца царей – в руках Всевышнего».

Именно поэтому все разговоры о важности того, кто стал президентом США, должны вестись только в контексте того, будет ли для нас этот правитель проводником блага Свыше.

И это благо зависит не от дня выборов и не от имени президента. Оно зависит от того, удостоились мы хорошего приговора в Рош а-Шана и Йом Кипур. Более того, в Израиле в недавнем прошлом мы наблюдали как люди, которых считали большим благом для нашего народа, своим правлением приносили большие несчастья. Пятнадцать лет назад в Израиле пришел к власти человек, которого считали великим воином, который силой должен был решить проблему террора раз и навсегда. Этим человеком был прославленный израильский генерал Ариэль Шарон. Чем это закончилось? Ариэль Шарон провел «блестящую» военную операцию по насильственному выдворению десятков тысяч евреев из их домов. Многие из них до сих пор не устроены, а на месте поселений в Газе появился анклав террора гораздо более опасный, чем был до так называемого «одностороннего размежевания».

Именно поэтому, когда люди полагаются на правителей, как на реальную силу, они выводят себя из-под явного персонального наблюдения Творца.

Когда явное правление Творца переходит в скрытое, над людьми воцаряется правитель со всеми своими желаниями. Это становится также причиной того, что царь как бы выводит себя из-под правления Творца, и начинает устанавливать свою волю, не считаясь ни с кем и ни с чем. Но все это – в любом случае – лишь последствия приговора, который вынесен нам. Все зависит от этого приговора, то есть – от воли Творца. Если будет воля Творца и тяжкий приговор – может начаться очередная интифада, какими бы ни были усилия полиции и армии. Если будет хороший приговор, то мы сможем ездить на арабском такси в Хеврон, чтобы помолится в Меарат а-Махпела, без опасения. Это не фантастика – я сам так делал много лет назад.

Когда мы считаем, что от правителя что-то реально зависит, то, мера за меру, он обретает власть над нами.

Мы не должны преувеличивать возможностей правителя и его истинной власти. Наше участие в выборах – то, что называется иштадлут, необходимое усилие. Если мудрецы говорят, что такой-то кандидат может принести пользу еврейскому народу, то за него стоит проголосовать. Но не дай Б-г нам верить и думать, что сейчас, выбирая президента или партию, мы выбираем «спасителя». Таким образом мы лишь выводим себя из-под личного управления Творца. Такой подход приводит тиранов, которые несут неисчислимые беды нашему народу. Достаточно вспомнить, что Гитлер (да сотрется его имя и память о нем!) пришел к власти благодаря идолу демократии, которому поклоняются многие наши собратья. Именно поэтому печально слышать о религиозных людях, думающих, что от выбора президента США что-то зависит.

Мы не верим в нового президента США и не поклоняемся идолу демократии.

Все зависит от Творца и того приговора, который Он выносит в святые дни Рош а-Шана и Йом Кипур. А на нас лежит обязанность слушать мудрецов Торы и делать попытки, путем участия в выборах, улучшить состояния нашего народа. Именно это я имел в виду, сказав тому еврею в Америке: «И выбери жизнь». Выбор жизни – это выбор между исполнением воли Творца и отходом от нее. Человек, созданный по образу и подобию Творца, имеет возможность выбора. И наш выбор – выбор Торы и жизни по воле Творца. Мы не выбираем президента или правительство, мы выбираем то, как Всевышний будет править нашим миром. И от нашего выбора зависят действительно важнейшие для нашего народа события – приход Машиаха и восстановление нашего Храма. И если участие в выборах президента или правительства помогут реализации воли Творца, то мы обязаны в них участвовать. Но это всего лишь часть того, что скрыто в словах «И выбери жизнь». Все остальное – это наша жизнь согласно воле Творца и верой в Него каждый день.

Подготовил Арье Кац, отрывок из приложения к книге «В кругу великих» в переводе рава П. Перлова


http://www.beerot.ru/?p=29197