На фоне событий, происходящих в мире, стоит обратить особое внимание на то, что мы читаем в книге Берешит. Слова Торы о том, что Яаков был йошев оалим («сидящий в шатрах»), имеют два объяснения. Одно из них принадлежит Раши, и там говорится, что речь идет о шатрах учения Шема и Эвера. Есть еще объяснение каббалистов: «Шаарей Ора» и других. Там утверждается, что имеются в виду дома учения Авраама и Ицхака. Эти два дома учения были очень разными. Как известно, Авраам раскрыл в этом мире мидат а-хесед (меру милосердия Творца). Авраама называют меркава мидат а-хесед, то есть колесницей, через которую миру раскрылась мера милосердия Всевышнего. Ицхак же был совершенно другим. Благодаря ему мы постигаем, насколько важно бояться Всевышнего и трепетать перед Ним, и чем чревато отступление от исполнения Его воли. Вершиной служения Ицхака явилась его готовность быть принесенным в жертву. Раши говорит, что еще задолго до акедат Ицхак он сказал Ишмаэлю, что готов стать жертвой, если этого захочет Всевышний.
Различие между домами учения Авраама и Ицхака проявляется и сегодня. Есть люди, которые, в первую очередь, обеспокоены тем, как сделать добро другому. У них, безусловно, есть страх пред Творцом, но, в первую очередь, ими движет желание творить добро. А некоторые волнуются, как бы чего не нарушить, и вкладывают в это очень много сил. Это два разных пути служения Творцу и источники их – пути служения Авраама и Ицхака. Безусловно, невозможно идти только одним из этих путей, но в каждом человеке что-то одно может быть основным направлением. Когда же мы говорим о том, что Яаков сидел в шатрах учения Авраама и Ицхака, имеем в виду, что он объединил в себе эти два начала. Называя себя сыновьями Яакова, мы говорим, что несем в себе оба этих направления в разных пропорциях. Более того, Маараль в своем комментарии к Пиркей Авот объясняет, что оба этих пути проявились и в передаче Торы. Были так называемые зугот (пары), через которые передавалась Тора во времена Второго Храма. Эти пары состояли из наси (главы Санедрина) и ав бейт дин(главы суда). В них воплощались пути милосердия и пути строгого суда. Как это проявляется сегодня? Есть величайшие главы ешив, основная задача которых – передача Торы следующим поколениям, и есть раввины, основной труд которых – это принятие решений в соответствии с еврейским законом. Примером тому могут служить наши великие учителя: рав Элазар Менахем Шах и рав Йосеф Шалом Эльяшив, благословенна память о праведниках. И, конечно, все мы – это потомство Яакова, сочетающее в себе эти два начала в разной пропорции.
Если Авраам раскрыл в этом мире меру милосердия Творца, то Ицхак – меру страха перед Ним. Нам очень не хватает ощущения того, насколько Творец грозен и страшен. Есть известное высказывание одного из великих хасидских ребе: «Я хочу, чтобы мои хасиды боялись Всевышнего так, как они боятся волков». Всевышний, безусловно, не волк, однако, я понимаю, что имелось в виду. Речь идет об отсутствии у многих из нас физического страха перед Всевышним.
Наши праотцы раскрыли в этом мире различные проявления Творца. Поговорим о том, что раскрыл в мире Яаков. Я слышал объяснение рава Шимшона Пинкуса к одному стиху из Шир а-Ширим (5:10). Там сказано: Доди Цах ве-Адом («Друг мой светел и румян»). Доди – это намек на Всевышнего, а кала, «невеста», о которой говорится в Шир а-Ширим – намек на еврейский народ. Что такое «Цах ве-Адом»? Адом (красный цвет) намекает на меру суда. Цах соответствует белизне, символизирующей меру милосердия. Рав Пинкус сказал: «Это говорит нам о том, что Всевышний открывается нам как своим великим милосердием, так и своим великим судом. В Бней Браке живет, дай Б-г ему многие годы сил и здоровья, очень достойный еврей – рав Ицхак Эльханан Гибралтар. Он издал три тома своих воспоминаний. Вырос он в Ковно, и пережил весь ужас ковенского гетто. Вся его семья, кроме матери, чудом спаслась из этого гетто. Воспоминания его очень интересны. Там он приводит разговор с одним большим мудрецом и праведником из Ковно, равом Мордехаем Погроманским, также чудом спасшимся из гетто. Тот сказал следующую вещь: “Мы видим, что огромная часть нашего народа осуждена на смерть, но есть и такие, которым суждена жизнь. Нужно постараться увидеть, сколько чудес Всевышний совершит для тех, кому суждено выжить”».
Речь идет об удивительных вещах. Мы все знаем слова «Голос Яакова, а руки – руки Эсава». «Руки Эсава» в нашем мире проявляются по-разному. Иногда они поражают наших ненавистников, а иногда, не дай Б-г, нас самих. Самое страшное из деяний «рук Эсава», которое живо в нашей памяти – это последняя Катастрофа. Но во время той же Катастрофы «руки Эсава» охраняли Тору и помогали ей спастись. Самое большое чудо, которое мы знаем – это история спасения ешивы Мир.
Удивительная вещь! С одной стороны, «руки Эсава» безжалостно уничтожают все вокруг. С другой стороны, там, где слова Торы и молитвы были на должной высоте, там, где был настоящий «голос Яакова», и евреям была Свыше дарована жизнь, «руки Эсава» спасали их. Ни у кого нет и не будет силы причинить нам вред, кроме, как по воле Творца! Если есть приговор строгого Суда тому, кто его заслужил, то найдутся и исполнители этого приговора. То есть, силы зла в этом мире не выносят приговор, они его только исполняют. Сатан может быть соблазнителем и обвинителем, но он не властен ни над чем. И мы видим, что в одно и то же время, руками одних и тех же людей, делаются страшнейшие злодеяния и величайшие благодеяния по отношению к нашему народу. И это то, что заложено в словах Доди Цах ве-Адом.
Разберемся, с Б-жьей помощью, на примере событий в мире. Во-первых, резня, которая произошла в Париже. О чем это нам говорит? Об очень простой вещи. То, что произошло в Париже, наши ненавистники хотели бы сделать с нами в Земле Израиля, и в гораздо больших масштабах. Почему же они этого не сделали? Потому, что Всевышний не дает им сделать это. Это буквальное исполнение слов Агады о том, что в каждом поколении враги хотят нас уничтожить, а Всевышний спасает свой народ от их рук.
Есть еще одно, о чем следует задуматься. Мы переживаем очень тяжелое время, как в Земле Израиля, и по всему миру. Ошибочно думать, что парижские убийцы не мечтали уничтожить как можно больше евреев. А с другой стороны, давайте просто увидим то великое добро, которое сделал Всевышний нашему народу в Париже. Говорят, что там не убили ни одного еврея. Одновременно в нескольких местах города с немаленькой еврейской общиной происходит страшная бойня, и именно в это время ни одного еврея там нет. Почему? Есть у парижских евреев такое достоинство (а большинство из них – это наши сефардские братья; они более привержены традиции, чем ашкеназы): даже те из них, кто не очень тщательно соблюдают Шаббат, вечером в субботу сидят дома за субботней трапезой.
Есть такие слова: «Больше чем евреи соблюдали субботу, суббота хранила евреев». Давайте же увидим, что в Париже Шаббат сохранил евреев. У меня нет никакого другого объяснения этому, кроме того, что так запланировал Всевышний. Безусловно, выродки, совершившие страшные теракты, не планировали беречь евреев. В этом я не сомневаюсь. Но в реальности, они выбрали для своего злодейства единственное время, когда в публичных местах будет меньше всего евреев.
Скоро будет двадцать пять лет со времени войны в Персидском заливе. Мы тогда испытывали большой страх, но и видели очень большие чудеса. Хорошо помню, что после того, как все закончилось в ешиве а-Ран выступал рав Шимшон Пинкус. Он сказал: «События Войны в Персидском заливе были поцелуем Всевышнего». Как это понять? Когда у человека есть нарывающая рана, он весь сконцентрирован на ней. Жизнь ему не мила, даже если все остальное у него в порядке. Так вот, нам нужно научиться не жить среди окружающих нас событий только с ощущением «раны». Нужно вдуматься: а чего на самом деле хотят наши враги? Что они замышляют? У меня нет никакого сомнения, что по Земле Израиля ходят тысячи убийц с ножами. Это огромное, аккумулированное зло, у которого есть свой источник. И этот источник – наши грехи, другого источника у этого зла нет. При этом Всевышний держит это зло «на привязи», и не дает убийцам осуществить кровавые замыслы.
В произошедшем в Париже нужно увидеть еще один аспект. Давайте посмотрим не только на то, как много у нас боли, но и на то, сколько у нас добра. И мы увидим, что боль и добро находятся в той же пропорции, что нарывающая рана и остальной здоровый организм. Причем мы должны научиться делать такие выводы, видя, что происходит с народами мира. Давайте осмыслим то, что сейчас происходит у наших арабских соседей: в Сирии, Ливане, Египте. Во всех этих странах так или иначе идут войны. В Сирии погибли более ста тысяч человек. Давайте задумаемся над этим. Ведь они должны были воевать с нами! Но Всевышний сделал так, что они воюют друг с другом!
Есть место, которое Всевышний защищает, и есть места, которые он не защищает. И нужно понять, что возможна, не дай Б-г, ситуация, когда и нас не будут охранять. Этот урок нам необходимо осознать: нужно исправляться. Ведь Всевышний и в Сирии, и в Европе показывает нам силу зла, когда ему дана свобода действий. Мы должны, в первую очередь, постоянно благодарить Всевышнего за ту милость, которую он нам оказывает. Ведь мы живем на пороховой бочке, и каждый год видим, как Всевышний спасает нас от тех, кто хочет нас уничтожить. С другой стороны, есть проблема в том, что человек привыкает к жизни на пороховой бочке и его уже ничего не волнует. Это очень опасная ситуация. Нам нужно знать, что мы нуждаемся в исправлении, и чтобы нас наполнял истинный «голос Яакова», включающий в себя Тору и молитву. Когда мы забываем об этом и привыкаем, что все в порядке, тут же получаем напоминание… Бывают два вида таких напоминаний: это события, происходящие далеко, в Париже, и события происходящие здесь, в Земле Израиля. Нужно учиться делать выводы из страшных событий, происходящих в Париже, не дожидаясь, пока они произойдут у нас дома.
В связи с произошедшим в Париже, я хочу коснуться еще одной важной темы. Мы наяву увидели силу охраны нашего народа Шаббатом. Существует так называемый «мусар добром»: «Ты видишь, как бывает хорошо, когда поступаешь правильно». Когда человек не воспринимает наставления добром, на него могут, не дай Б-г, свалиться наставления злом. Мы немного увидели в этих событиях силу соблюдения Шаббата: сколько евреев спаслись просто в силу того, что они в эту ночь праздновали Шаббат со своими семьями! Давайте подумаем о том, что если бы мы усилили соблюдение Шаббата, то много чего могло бы измениться. Усиление соблюдения Шаббата требуется нам всем: мы не всегда знаем алахот, и, к сожалению, иногда оказываемся далеки от того, что называется шмират Шаббат ке-илхата (соблюдение субботы по Закону). Об этом пишет Хафец Хаим в своей книге «Шем Олам». Поэтому, я думаю, что в благодарность Всевышнему за то, что Шаббат оградил евреев от бойни в Париже, нам было бы очень хорошо укрепиться в соблюдении Шаббата.
В период Катастрофы мера суда (адом) была очень сильной. Что касается меры милосердия (цах), то она проявлялась гораздо более узко, и касалась гораздо меньшего количества людей. Сегодня мы живем, слава Б-гу, в период, когда все происходит наоборот. Нужно просто понять, что мы живем в период, когда милосердие Творца к нам огромно. Да, у нас есть свои трагедии, и чужие трагедии тоже надо чувствовать. Но при этом нужно не забывать об общей картине, и не жить с ощущением раны и боли.
Подготовил рав Ц. Маламуд