Что противопоставить иранской угрозе?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1991
иранской угрозе

Многие простые, на первый взгляд, вещи, необходимо повторять заново для того, чтобы по-настоящему их понять. Если мы не будем делать этого, многое будет скрыто от нас в силу сокрытия лика Творца. Рамхаль в своей книге «Даат Твунот» объясняет, что у Всевышнего есть два пути управления миром: внешний и внутренний. Внешний путь управления Всевышнего хотя и открыт для нас, тем не менее, непонятен. Внутренний путь скрыт от нас. Однако, углубившись в Тору, мы можем постичь некоторые основы, позволяющие отчасти понять окружающие события. Сквозь призму этого подхода мы и должны взглянуть на окружающий нас мир.

В наши дни опять звучат угрозы уничтожения нашего народа со стороны Ирана. В ответ звучит бравада израильских политиков о военной силе Цахала и великих достижениях израильской разведки.

Угрозы со стороны Ирана сами по себе достаточно иррациональны. Мы давно привыкли к претензиям к нам со стороны окружающих арабских народов, до прихода к власти аятоллы Хомейни у Израиля были прекрасные отношения с Ираном (да и со многими мусульманскими странами было состояние «холодного мира»). Во времена правления шаха нефть поступала в Израиль из Ирана. И вдруг ситуация переменилась: окружающие нас арабские народы готовы идти с нами на компромисс, а иранцы, с которыми у Израиля не было проблем, сегодня являются самой явной силой, желающей нашего уничтожения. Они этого не скрывают, и к этому готовятся.

Однажды вечером 9 Ава, когда мы еще жили в Офаким, рав Шимшон Пинкус говорил об этом в синагоге. Он стал говорить о Нюрнбегских расовых законах, введенных Гитлером (да сотрется его имя!). Известно, что направлены они были, в первую очередь, против евреев. Они привели к тому, что евреев поставили в Германии вне закона, сделали людьми даже не второго сорта, а намного хуже. Помимо запрета браков с немцами, который был прямо прописан в этих законах, евреи, ставшие изгоями в нацистской Германии, очень скоро лишились права питаться в немецких ресторанах и обучать детей в немецких школах. «А разве нам можно там кушать и посылать туда учиться своих детей?», — спросил рав Пинкус. Он объяснил, что в уста Гитлеру Всевышний вложил тяжелейшее обвинение нашему народу в том, что мы, евреи, в Германии стали частью немецкой культуры и образа жизни.

То, что Всевышний вкладывает Свои обвинения нашему народу в уста преступников и негодяев – не ново. Рав Эльханан Вассерман говорил, что в эпоху пророчества нас порицали и наставляли наши пророки. Когда же пророки отсутствуют, Всевышний вкладывает обращенные к нам порицания в уста наших ненавистников. Управление миром осуществляется Всевышним и через преступников, обладающих большой скверной. Кроме того, стоит помнить, что «сердца правителей — в руках Творца».

Очень важно сказать, что мы наблюдаем сейчас столь явное противодействие именно со стороны Ирана, а не со стороны окружающих арабских стран. Для меня это знак, что ненависть иранцев к нам не является естественной. Большому и богатому нефтью Ирану есть дело до Израиля? Эта ненависть внушена им Всевышним. Недельная глава Торы Ахарей Мот заканчивается запретом близкородственных связей и различных видов разврата. Тора предупреждает нас, что народы, жившие на Святой Земле до прихода евреев, были исторгнуты из нее именно за нарушение этих запретов. Тора предупреждает нас, чтобы та же участь не постигла евреев, если мы пойдем по их пути, как сказано (Ваикра,18:28): «И не исторгнет земля вас за то, что делаете ее нечистой, как исторгла она народ, который был перед вами». И еще раз сказано об этом в конце главы Кдошим (Ваикра, 20:22): «И соблюдайте все законы и правопорядки Мои, и исполняйте их, и не исторгнет вас земля, куда Я веду вас, чтобы жить на ней».

Нам необходимо знать, что наше пребывание на Святой Земле, возрождение здесь крупнейшего центра Торы, — все это не случайно. То, что Земля Израиля стала таким местом, полностью противоречило замыслам основателей нынешнего еврейского государства. Это осуществление обещания Всевышнего, записанного в нашей святой Торе, о том, что земля эта будет оставаться пустынной в ожидании нас, и мы вернемся на нее, как сказано в главе Бехукотай. Нам также обещано, что Тора в нашем народе не забудется и наш народ останется еврейским народом. Именно в силу осуществления этих пророчеств мы сегодня находимся на Святой земле и учим здесь Тору.

Одной из первых книг рава Ицхака Зильбера, изданных на Святой земле, была книга «Пламя не спалит тебя». Основная идея книги — что слова Торы и пророков исполняются. Тора дана на века, и истинна в любое время. Правило, которое будет действовать всегда — Святая Земля отталкивает разврат и народы, которые ему предаются. Мы должны понять, что с Ираном как таковым можно воевать с помощью оружия, а вот с тем, что говорит Тора, не повоюешь. У Святой земли есть особое качество: здесь особенно явно видно непосредственное управление Всевышнего. Раши и Рамбан подчеркивают, что у Земли Израиля есть особое качество: она не терпит нарушителей Торы. И это актуально для любой эпохи. Воевать можно и нужно против разврата, противопоставив ему свет Торы.

Творец может управлять этим миром, руководствуясь как мерой суда, так и мерой милосердия. Но даже Его величайшее милосердие не отменяет написанного в Торе. Поэтому, когда мы слышим, что кто-то хочет нас уничтожить, к этому нужно относиться серьезно. Предупреждения и наставления, адресованные еврейскому народу, Всевышний вкладывает в уста наших ненавистников. И нашей реакцией на эти предупреждения должен стать поиск истинных возникших опасностей. А они скрыты в сказанном в наших недельных главах: Святая земля не терпит мерзости нарушения Торы.

Безусловно, мера милосердия Всевышнего гораздо выше, чем мы можем себе представить. Но при этом она не отменяет меру Его суда. Поэтому идея о том, что мы как-то просуществовали на этой земле 70 лет за счет своих специфических израильских качеств, и еще сможем в дальнейшем – за счет новейших американских боевых самолетов, является ничем иным, как бредом. Есть такое понятие: эрех апаим (отсрочка гнева Всевышнего). Суть его в том, что Всевышний не торопится проявить Свой гнев. Но рав Шах не раз напоминал нам о сказанном в Иерусалимском Талмуде: Всевышний дает время, но в итоге взыскивает. Эрех апаим – это не прощение, а предоставление шанса исправиться. И если мы этим шансом не пользуемся, то отсрочка, данная Всевышним, заканчивается, и следует неизбежное взыскание.

У нас есть одна проблема: мы уже настолько привыкли к всевозможным внутренним и внешним опасностям, что нам трудно услышать очередное предупреждение Всевышнего о необходимости исправления. Я хорошо помню, как 27 лет назад, когда Саддам Хусейн угрожал сжечь половину Святой Земли, рав Моше Шапиро сказал на одном из своих уроков, что нам сейчас нужно было бы выйти на улицы и кричать, что через 40 дней Святая Земля будет перевернута, как пророк Йона кричал о Ниневии.

Но наша проблема в том, что никто нас не услышит. Я сейчас, увы, имею в виду не только нерелигиозных евреев…

Перейдем к важнейшему аспекту изучаемой нами темы. В этом вопросе все мы должны укрепиться, и это не так сложно. Речь идет о вере исключительно в собственную силу, которую постоянно демонстрируют израильские политические деятели. Это бред. Мир, ненавидящий нас, в сотни раз больше нашего народа и в тысячи раз богаче. Наши ненавистники обладают современной военной техникой. Есть известная история, как перед Шестидневной войной ребе из Цанз-Клойзенбурга обратился к израильскому премьер-министру Леви Эшколю со словами: «Мы полагаемся на Всевышнего, а на что полагаетесь вы»?

Наша проблема в том, что мы привыкли к окружающему нас бахвальству израильских политиков и чувствуем себя «как у Б-га за пазухой». Нам необходимо выйти из этого состояния.

Человеку свойственно внушать себе, что он стоит на твердой почве. Но мы должны знать: слова Торы о том, что Святая Земля отторгает грешников, означают, что твердой почвы под нами нет. Нерушимыми являются только вера во Всевышнего, страх перед Ним, изучение и исполнение Его Торы. И не новейшим оружием мы победим наших врагов. Все находится только в руках Всевышнего. Только если мы будем молиться и делать тшуву, у нас появится шанс на победу. Всевышний проявляет Свое милосердие по отношению к нам только для того, чтобы мы исправились. Когда мы используем милость Творца по отношению к нам для собственного исправления, а не воспринимаем ее как согласие Всевышнего с нашими действиями, мы получаем отсрочку исполнения наказания для осуществления этого исправления.

Необходимо начать с того, чтобы хорошо усвоить, что не наши иранские ненавистники правят миром, и не Нетаньягу с Либерманом наши защитники.

На одном из съездов партии «Ликуд» был провозглашен лозунг: «Биби (неформальное прозвище Биньямина Нетаньягу) – страж Израиля». Не дай Б-г! Спаси нас Всевышний от таких лозунгов! В начале известного мидраша к книге Эйха говорится, что раби Йеуда а-Наси послал своих учеников рава Ами и рава Аси в поселения Святой Земли. Заходя в поселения, они попросили показать им стражей города. Им показали стражников с оружием. Увидев их, мудрецы сказали, что это не стражи, а разрушители города, а истинные стражи – те, кто изучает Тору. И тут возникает вопрос. То, что не охранники являются стражами города, – это понятно. Но почему же они являются его разрушителями? Я это понимаю очень просто. Когда полагаются на армию и полицию, и не работают над изменением себя к лучшему, это становится причиной разрушения города.

Нам необходимо понять: если мы укрепимся в вере в то, что только Всевышний в условиях сокрытия Его Лика охраняет нас через естественные явления, а не Нетаньягу и не армия, то через эти же естественные явления Всевышний сделает нам много чудес, как уже делал раньше, и спасет нас от наших врагов. В этом случае мы удостоимся того, чтобы физическая «охрана города» исполнила свои функции нашей защиты, но не как самостоятельная сила, на которую следует полагаться, а как инструмент в руках Творца.

В качестве примера можно привести ситуацию с Войной Судного дня. Перед ее началом израильские газеты были полны хвастливых реляций о неприступности израильской линии Бар-Лева, проходившей по берегу Суэцкого канала. Планировалось даже построить резервуары с нефтью, которая в случае египетской атаки должна была быть вылита на поверхность канала и подожжена, превратив его в сплошную стену огня (этот план не довели до конца). Египтяне форсировали канал и перешли хваленую линию Бар-Лева очень быстро. Израильская армия понесла тяжелейшие потери в первые часы боев. Несмотря на то, что угрозу удалось отвести, израильское общество не простило «кумирам» тех дней — Голде Меир и Моше Даяну — тяжелейших потерь в ту войну.

Мы не имеем права поддаться атмосфере возвеличивания силы оружия. Мы должны знать, что нас охраняет только Всевышний.

Нужно побороть в себе самодовольство и самоуспокоение от «великих успехов» израильской разведки. Необходимо понимать, что, как и во время Шестидневной войны и во время Войны Судного дня, — мы спасаемся лишь благодаря Всевышнему. Именно Его следует благодарить и молиться, чтобы эти успехи действительно пошли нам на пользу. (Отмечу, что, слава Б-гу, среди сотрудников израильских спецслужб и разведки резко выросло число религиозных людей. И я уверен, что и те служащие этих структур, кто «официально» не считает себя религиозным, в трудные минуты обращается к проверенному еврейскому оружию — «голосу Яакова».) После каждого успеха необходимо благодарить Творца и просить о будущем.

Если будет на то воля Всевышнего, то все зло, направленное против нас, будет обращено к добру. Есть известная сгула рава Хаима из Воложина: если человек укрепится в сильной вере, то никакая сила в мире не сможет ничего сделать ему — ни зла, ни добра — не по воле Творца. Этой сгулой пользовались многие великие люди в народе Израиля. Для того, чтобы она была доступна и нам, необходима некоторая наша предварительная работа. Когда мы читаем слово «Эхад» в «Шма, Исраэль», мы должны четко осознавать единство и единственность не только Всевышнего, но и Его силы и власти в этом мире. Не должно быть даже мысли о том, как сделать, чтобы наш начальник на работе не рассердился. Он, строго говоря, вообще не начальник. Это то, о чем нужно постоянно напоминать себе при каждой возможности, несмотря на любые жизненные перипетии. Наше усиление в вере само по себе отменяет множество вынесенных нам приговоров.

Мы должны понимать, что сегодня очень мало толка от того, чтобы призывать людей, погрязших в грехах, к тому, чтобы они обратились к вере, к трепету и страху перед Всевышним. Им можно только пытаться объяснять на простых примерах, что у этого мира есть Хозяин. Если они поймут это, то сами откроют Тору и многое в ней увидят.

Людям, соблюдающим и старающимся соблюдать Тору, нужно в первую очередь обратить внимание на самих себя. Вспомнить предупреждения Торы об изгнании, смерти, наказании карет за разные виды разврата.

Сегодня у многих есть изданная книга Рамхаля «Месилат Йешарим» в русском переводе. В главах, посвященных качеству некиют (чистота), Рамхаль подробно разбирает очищение от разных видов разврата. Эта тема касается разврата в действиях, словах и мыслях. Нам есть над чем работать — каждому на своем уровне. В частности, иногда нам стоит оградиться от близости (не интимной в данном случае) к запрещенным нам женщинам в большей степени, чем мы это делаем. Что касается разврата в словах и мыслях, то в святом языке есть такое понятие нивуль пэ. Это понятие часто переводят как сквернословие, но в святом языке оно имеет другой смысл. Сюда входят любые шутки и анекдоты, касающиеся интимной части нашей жизни. В Талмуде сказано, что все знают, для чего невеста входит под хупу, но тот, кто говорит об этом, очень тяжело наказывается. Нам необходимо поработать над собой для нашего внутреннего очищения от всех видов разврата.

Я хорошо понимаю, что современные системы коммуникации, включая интернет и социальные сети, мягко говоря, не способствуют такому очищению. Эти системы являются буквально посланниками Сатаны, несущими разврат в нашу жизнь. Нужно понимать, что силы зла в эпоху перед приходом Машиаха и общим исправлением тяжело работают в этом мире. Нам необходимо от всего этого оторваться.

Очень помогает сохранить чистоту помыслов хороший шлом байт в собственной семье. В этом случае данные человеку Всевышним силы жениться и иметь потомство он проявляет в рамках своей семьи в чистоте, и это ограждает его от многих нарушений.

Я слышал от наших учителей очень красивое определение: смысл раздельного общества в том, чтобы единственной женщиной для мужа была его жена, а для женщины единственным мужчиной был ее муж. Мы не монахи, и не призываем к воздержанию от семейных отношений. Наоборот, есть заповедь построить семью, иметь детей и вести хорошую, праведную семейную жизнь, и проявить в этом все данные нам силы. Но когда эти силы проявляются в разврате, в мыслях и сквернословии на эту тему, это страшнейшее извращение и осквернение святыни.

Еврейская семья – это место присутствия Шехины. Истинные семейные отношения являются источником передачи Торы по цепочке поколений. Так рождаются праведные еврейские дети. В силу великой святости всего этого, силы зла пытаются увести нас в сторону мерзости. И это – наша война. Нам нужно знать, что святая Тора нас предупреждает об этом, и слова ее – вечны. Для того, чтобы нам выжить в этой войне, нужно укрепить себя в изучении, соблюдении и распространении Торы. Слова Торы о том, что Творец нас охраняет, и о том, как наказывается отход от Торы, никто никогда не сможет из нее стереть. Это – вечная и абсолютная истина. Мы можем только принять ее и жить по ней. Когда мы живем по Торе, у нас есть прочная основа существования, дающая нам силу жить на Святой Земле и в любом месте мира.

Перед Шавуотом мы читаем недельную главу Бехукотай. Как пишет Раши, все благословения строятся на фундаменте труда над Торой, а все проклятия приходят в силу отхода от нее. Изучение, поддержка и распространение Торы чрезвычайно усиливают меру милосердия Творца в мире. В начале мидраша Эйха сказано, что Всевышний не взыскал за разврат, идолопоклонство и кровопролитие, но взыскал за битуль Тора — пренебрежение Торой. Почему? Объясняет мидраш, что изучение Торы озаряет нас скрытым в ней светом, светом Творца, и этот свет возвращает нас к добру.

И дай Б-г, чтобы Всевышний, в силу Своего великого милосердия, помиловал наш народ и дал нам еще отсрочку, чтобы мы сами сделали тшуву и привели к ней других.

Подготовил р. Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=41760