Мера суда и мера милосердия

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1903

К сожалению, в Израиле началась вторая волна эпидемии коронавируса, и мы вновь наблюдаем значительный рост количества заболевших почти каждый день. Бывший директор израильского Минздрава очень точно охарактеризовал эту ситуацию. После первой волны вируса многих людей в Израиле охватила эйфория и гордость от победы — как после Шестидневной войны. Вот только тяжкого провала Войны Судного дня не пришлось ждать несколько лет.

Когда на земле свирепствует эпидемия — кто является «исполнителем» приговора Всевышнего? Это ангел смерти. Источник силы ангела смерти — это высший приговор Творца. Когда Свыше пробуждается мера строго суда (мидат а-дин), в нашем мире ее «исполнителями» становятся силы зла.

За последние три-четыре месяца мы могли очень ярко наблюдать проявления меры суда.

Это и пандемия с огромным количеством заболевших и умерших, и тяжелейшее экономическое положение во многих странах, в том числе и в Израиле. Даже такая «мелочь», как необходимость постоянно носить маску — это проявление меры суда, которая ограничивает нас. При худшем развитии событий мера суда наказывает, но даже ограничение — это уже проявление, которое должно подтолкнуть нас к изменениям в поведении. Более того, такое ограничение — благо для нас.

Мера суда — всегда к добру. Когда у больного внешне все в порядке и нет симптомов, боли — он думает, что здоров. Такая ситуация очень опасна. Боль и другие симптомы — это причина, чтобы обратиться к врачу и спастись. В нынешних обстоятельствах (а «симптомов» у нас предостаточно) мы должны думать о том, как изменить ситуацию, как исправить положение, которое привело к тому, что мера суда начала столь явно проявляться. Но если мы не реагируем и не изменяемся, то последствия, не дай Б-г, могут быть тяжелыми.

В Торе описано несколько способов «пробуждения» меры суда.

Один из самых известных способов — хилуль Шаббат, нарушение святости Шаббата. Об этом мы много раз говорили в прошлом. Сказано в Торе (Шмот, 35:3): «Не разжигайте огонь во всех поселениях ваших в Шаббат». Объясняют наши комментаторы, что это означает: не «разжигайте» меру суда нарушением Шаббата. К сожалению, наши заблудшие братья, ведомые злонамеренными руководителями, снова возобновили в Израиле подвозки по субботам. И вместо ослабления проявлений меры суда, мы еще больше ухудшаем свое положение.

В главе Корах мы читаем о том, что мор приходит после раздора.

Перед Второй мировой войной в еврейском мире, к сожалению, было очень много раздоров. По этому поводу есть одна история. Как известно, Хафец Хаим очень хотел подняться на Святую Землю, для него даже сняли жилье в Петах Тикве. Раввины Восточной Европы были против этого переезда. Хафец Хаим возражал, что он уже старый и не может в полной мере справляться с обязанностями главы поколения. На это раввины ответили главе поколения: «Когда уважаемый дедушка сидит за столом — внуки не ссорятся». Даже просто присутствие Хафец Хаима в Европе спасало то поколение от многих раздоров.

В чем причина раздоров? Безусловно, это очень глубокая тема. Но если взглянуть на общину Кораха, то можно выделить несколько причин. Одна из них — зависть из-за нехватки почета. Из-за этого они судили о Моше рабейну в худшую сторону, и в результате дошли до отрицания Торы. Моше рабейну — буквально «отец всех пророков» (самый главный из пророков), и это одна из основ веры, сформулированных Рамбамом. Отрицая это, последователи Кораха пришли и к отрицанию того, что Тора Всевышнего — с небес. Стремление к почету приводит человека к тенденциозности мышления и искривлению истинного видения действительности. Но началось все с «нехватки» почета у Кораха.

К сожалению, в еврейской истории есть еще примеры того, как стремление к почету стало причиной многих бед.

Достаточно вспомнить о караимах. Как появилась караимская секта? Когда одного из вавилонских гаонов не уважили, он откололся и основал свою секту, которая пришла к отрицанию Устной Торы. Поэтому стремление к почету очень опасно.

В пустыне стан Израиля был окружен Шехиной и облаками Славы Всевышнего. Никто извне не мог поразить наш народ. Амалек нападал на тех, кто был вне стана. Шехина защищает и ограждает народ Израиля не только в пустыне. Одним из известных проявлений этого является история о ешиве Мир в Шанхае. В какой-то момент местные жители начали искать убежища во время бомбардировок в помещении ешивы — они заметили, что на это здание не падают бомбы и снаряды. Тора защищает и спасает от ангела смерти! Это не имеет ограничения по времени или месту. И об этом очень важно помнить в наше тяжелое время.

Что же нам делать, чтобы ослабить меру суда?

Есть несколько способов. Во-первых, нужно укрепиться в вере, что все — от Всевышнего, и все, что Он делает — к добру.

Во-вторых, поскольку Творец правит миром в соответствии с принципом «мера за меру», мы должны относиться к другим не по мере суда, а по мере милосердия. По этому поводу есть одна история. К одному мудрецу пришли отец и сын. Они «делили» пальто. Холодной зимой спорили, кому из них оно нужнее. Сын говорил, что пальто нужно ему, чтобы идти работать, зарабатывать на жизнь. А отец говорил, что пальто нужно ему, чтобы пойти молиться в синагогу. Мудрец посоветовал им обратиться в суд, но сказать все наоборот: «Пусть каждый из вас будет утверждать то, что говорит другой». Отец и сын пошли в суд, и там сын заявил: «Отцу пальто нужнее, ведь они молится и за меня тоже!» А отец, в свою очередь, сказал: «Мой сын заботится о пропитании для нас обоих и выходит из дома для заработка. Зимой он должен носить пальто». Судьи удивились такому «спору», но дело нужно было разрешить. И они собрали деньги, купили им еще одно пальто. Эта история учит нас, как мы должны относиться к ближним, когда мера суда столь явно проявляет себя в мире. Когда каждый из нас стоит на своем, не уступая ближнему, он пробуждает меру суда. Когда мы уступаем, ставим себя на место ближнего – обращаем меру суда в меру милосердия.

Общий принцип, который нам важно усвоить, таков. Когда мы видим проявление меры суда, мы обязаны думать о том, как делать добро ближним, как быть более милосердными друг к другу. Когда есть хесед — милосердие — внизу, это пробуждает хесед Свыше.

Коронавирус в Израиле стал причиной многочисленных добрых дел.

Как сказано, «мудрый сердцем — удостоится заповедей». Еще до Песаха тысячи людей добровольно начали помогать тем, кто попал из-за вируса в тяжелую ситуацию. Многие семьи были разделены из-за того, что кого-то из взрослых перевозили в специальные отели для заболевших в легкой форме, некому было заботиться об одиноких стариках, которые просто не могли выйти на улицу из-за карантина. Далеко не везде в Израиле потребностями таких людей занималась армия. На помощь приходили добровольцы и благотворительные организации.

В многих случаях в отели для больных людей вывозили целыми семьями. Одна из замечательных историй, которая произошла в этих отелях, заслуживает отдельного упоминания. Богатый еврей, хозяин сети магазинов, привез в один из таких отелей множество еврейских книг — Талмуды, книги мудрецов, чтобы мужчины могли полноценно учить Тору. Однако это была только половина дела. Чтобы папы могли полноценно учиться, нужно чем-то занять детей. Поэтому на следующий день он за свой счет послал в отель грузовик с играми, детскими книгами и сладостями.

Недавно больница «Адасса» в Иерусалиме начала совместно с одной из израильских фармацевтических компаний производство и применение пассивной вакцины для лечения больных в тяжелом состоянии. Для этого нужно было собрать большое количество плазмы тех, кто переболел коронавирусом. Руководство больницы обратилось к ортодоксальной общине Иерусалима, и нужное количество было собрано в очень сжатые сроки.

Еще один важнейший фактор — изучение Торы. В дни эпидемии изучение Торы сопряжено со многими трудностями. Но заслуга и защита, которые дает труд над Торой в дни эпидемии — бесценны.

Наша задача сейчас — прекратить наращивать меру суда и максимально усилить меру милосердия.

Для этого нужно укрепить себя в изучении Торы (как тем, кто учится, так и тем, кто поддерживает изучение). А вместе с тем — прекратить раздоры и делать как можно больше добрых дел и милосердия. Только так мы сможем отменить тяжкий приговор Свыше.

Подготовил: Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=52944