Основы мира и гармонии в семье — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1539

Ради чего Всевышний поступается своим почетом?

Рамбам приводит такой вопрос: допустим, человек настолько беден, что к субботе Хануки может купить только одну свечу. Какую свечу следует купить: субботнюю или ханукальную? Ведь заповедь зажигания ханукальных свечей очень важна. Существует даже обязанность просить милостыню, если будет необходимость, но исполнить ее. Но при всем этом, говорит Рамбам, субботняя свеча все же важнее, потому что это – свеча мира в семье. Рамбам приводит два доказательства особой важности мира в семье.

Первое доказательство тому мы находим в нашей святой Торе. Священное Имя Творца стирается ради того, чтобы установить мир между мужем и женой. Когда муж подозревает свою жену, не дай Б-г, в измене (парашат сота), существует особая процедура, проверяющая праведность жены. Часть этой процедуры – стирание написанного Имени Всевышнего в воде, которую женщина пьет. Если она невиновна, то на нее нисходит благословение, а если она действительно изменила мужу, то умирает. Таким образом, ради мира в семье Творец повелел нам стереть Его Имя! Насколько же велика значимость мира в семье для Творца!

Второе доказательство. Говоря об особом отношении Торы к понятию шалом (мир), Рамбам приводит следующую фразу: «Велик мир, ибо вся Тора дана ради того, чтобы привести мир в этот мир, как сказано: ”Пути ее – пути добра, и все тропы ее – мир”». Об этом стихе Рамбам говорит следующее: если перед нами стоит выбор из двух заповедей, одна из которых приводит к миру, а вторая такого достоинства не имеет, мы должны выбрать ту, которая приносит мир.

Для того, чтобы лучше понять слова Рамбама, следует сначала рассмотреть такой вопрос: в чем смысл того, что стирается имя Всевышнего ради мира? Ведь стирать имя Б-га – один из строжайших запретов. Сказано в трактате Шаббат, что Шалом также является одним из имен Всевышнего. Если это так, значит, его тоже нельзя стирать, как и все остальные Имена? Но этого мы не находим ни в Мишне, ни в Гемаре.

В трактате Швуот приводятся семь Имен Всевышнего, которые запрещено стирать, но Имени Шалом среди них нет. И тут есть разногласие законоучителей: одни говорят, что Имя Шалом тоже запрещается стирать, другие же утверждают, что стирать можно, но нельзя пренебрежительно к нему относиться. Маараль говорит, что, когда идет речь об имени Всевышнего Шалом, имеются в виду не буквы шин, ламед, вав, мем, а само понятие «мир». Иными словами, само присутствие мира является раскрытием единства Творца. Говорили пророки, что после прихода Машиаха будут находиться вместе хищники и травоядные животные, и не будут друг друга поедать. Когда есть гармония, мир среди людей, – это и есть само понятие шалом, в этом раскрывается единство Творца. Теперь мы можем лучше понять слова Рамбама, что вся Тора дана, чтобы привести шалом в этот мир, потому что все предназначение, вся суть Торы – раскрытие единства Всевышнего.

Присутствие Творца или огонь пожирающий?

Итак, Рамбам, как мы сказали, приводит два примера: мир между мужем и женой, и мир в целом.

Почему же он не включает все в одно общее понятие шалом, а приводит отдельно мир между супругами? Какое место во всей этой системе занимает мир в доме?

Мир в семье – это частное проявление мира во всем мире. Это значит, что единство Творца раскрывается не только в состоянии гармонии во всем мире в целом, но и тогда, когда в семье, между мужем и женой присутствует мир.

Как известно, мужчина на иврите называется איש (иш), а женщина – אשה (иша). И в слове «мужчина», и в слове «женщина» есть один и тот же корень – אש (эш), что означает «огонь». Кроме этого, есть дополнительные буквы: у мужчины это י (йуд), а у женщины – ה (эй). Эти буквы, в совокупности, являются Именем Всевышнего. Сказали мудрецы: «Муж и жена удостоились – Шехина (присутствие Всевышнего) между ними, не удостоились – огонь (эш) поглотит их».

Первого рожденного человека звали Каин. Почему Каин? Сказала Хава, мать всего человечества: «Приобрела я человека со Всевышним». Почему Хава так сказала? Сказано, что в творении человека участвуют трое – отец, мать и Всевышний. Всевышний проявляет себя в каждом доме, в соответствии с тем, дают ли Ему возможность участвовать. Если супруги удостоились, и в их доме присутствует Шехина, то, таким образом, они впускают в свой дом Всевышнего, что, безусловно отражается в их детях. Если же они Его изгоняют, не дай Б-г, если в их доме нет мира, согласия и гармонии, между ними остается только огонь. И, к сожалению, душа, которую получает ребенок от такого союза, изначально будет иметь множество недостатков. Поэтому одной из причин появления проблемных детей часто может быть отсутствие мира в семье.

Если говорить о гармонии в мире, то основная причина ее отсутствия – это человек. Все в мире было создано гармонично, но пришел человек, и нарушил этот порядок. Рош а-Шана, первое Тишрея – шестой день творения. Почему же этот день называется началом, первым днем? Это день творения человека. Человек – это главный замысел творения, все создано для него и ради него. Поэтому, когда речь идет о понятии шалом, то, в первую очередь, это касается именно человека.

Что такое «единая плоть»?

Когда в Торе говорится о создании человека (мужчины и женщины), сказано, что они были «единой плотью». Раши и Рамбам приводят разные мнения, о том, что имеется в виду под словами «единая плоть»? Раши говорит, что ребенок, рождающийся у отца и матери, – это и есть «единая плоть». Рамбам оспаривает мнение Раши: ведь та же самая «единая плоть» получается и от спаривания животных. Но Тора упоминает понятие «единая плоть» относительно человека. Тогда в чем же наше достоинство? Рамбам объясняет, что это понятие говорит о родителях ребенка, а не о самом ребенке. Человек называется человеком, когда вместе муж и жена. Когда есть полное единение мужа и жены, а не случайная связь, как у кошки или собаки, а единая плоть, которую объединяет Всевышний – тогда у нас есть семья. А если этого нет, то вместо этого в дом приходит огонь, пожирающий все.

О причинах и следствиях греха первого человека

Все несчастья нашего мира являются последствиями греха первого человека. Причиной же этого греха был нахаш (змей).

Давайте задумаемся, как змей поразил этот мир? Он поразил его, в частности, разорвав связь между Всевышним и человеком. Но начал он с другого – он соблазнил Хаву и подбил ослушаться своего мужа.

Говорят наши мудрецы, что Хава сказала змею: Адам повелел не есть от древа познания, а также запретил прикасаться к нему. Змей толкнул Хаву к этому дереву, и… ничего не случилось, Хава не умерла. Все эти вещи не следует понимать буквально, потому что мы не способны понять в полной мере, кем был Адам а-ришон (первый человек), и что представлял собой нахаш (змей). Тем не менее, постараемся выучить на нашем уровне, важнейшую основу.

Величайшее единение мужа и жены достигается, когда жена слушается своего мужа, когда они являются цельным человеком, с общим образом мыслей и взглядами. Именно это он хотел разрушить, и ему это удалось. Он нарушил связь между Адамом и Хавой, она ослушалась своего мужа, оступилась, отведала от запретного плода, а потом, чтобы не пропадать одной, потянула за собой Адама. Венец творения, смысл творения – это человек, а истинное состояние человека – это единство мужа и жены, это то, что называется «цельный человек». Приводится в кодексе «Шульхан Арух» (в разделе «Эвен а-Эзер») в связи с законами бракосочетания: человек, который еще не женат, не называется человеком.

Особенности понятия «шлом байт»

Существует понятие даркей шалом (пути мира). Важная заповедь – поддерживать хорошие отношения со всеми окружающими: с соседями, сотрудниками по работе и т. д. Это, как мы уже упоминали, часть проявления имени Всевышнего Шалом.

Однако шлом байт, мир в доме, занимает особое, важное место. Шлом байт – это не просто «холодный мир», как между соседями или коллегами на работе, это мир, объединяющий супругов в единое целое. В семье, где есть этот настоящий мир, сплоченность между мужем и женой, будет присутствовать Шехина.

Мир создан ради Торы и ради Израиля – цельного человека, который будет руководствоваться волей Всевышнего. А цельный человек – это тот, кто находится в истинном мире со своей женой. То есть, шлом байт, мир в доме, занимает центральное место, и является, по сути, основой творения.

Преступниками рождаются?

Есть понятие из Гемары – бней тейша мидот, «дети девяти качеств»Речь идет о детях, которые становятся преступниками. Все эти девять «качеств» касаются отношений между мужем и женой во время зачатия.

Когда есть цельность в семье, когда отец и мать удостоились присутствия Всевышнего в своей жизни, – в мир приходят дети, являющиеся продолжением потомства наших праотцов. Но если это не так, то, несмотря на все алахическое отношение к своим предкам, рождаются преступники, восстающие против Торы. И это очень важно знать, потому что часто мы не понимаем значимости мира в доме, часто живем, вроде бы соблюдая законы Торы, но ежедневно ссорясь со своей женой (мужем), считая, что такова жизнь, ничего не поделаешь. Так не должно быть, мы обязаны работать над исправлением этого изо всех сил!

Когда я начинал свою учебу в ешиве, мой учитель рав Яаков Фридман сказал мне: «У тебя сейчас есть две основные обязанности в жизни: одна – непрерывно учиться, а вторая – чтобы в доме был мир!»

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

О втором дне творения в Торе не говорится ки тов («что хорошо») – почему? Во второй день творения было создано разделение, махлокет. Всевышний разделил между высшими и нижними водами. Мидраш говорит, что в этот день было создано разногласие. Всевышний, без сомнения, создал разногласие ради самых благих целей. Но само понятие махлокет и слова ки тов не могут сосуществовать. Невозможно, чтобы было разногласие, и вместе с тем было хорошо. Когда разногласие исправит то, что нужно исправить, тогда можно будет сказать ки тов.

Смысл и цель мира – объединение ради раскрытия единства Творца. Мир и единение должны начинаться с нашего дома.

Смысл ктубы и трактата Ктубот

Ктуба – имущественный договор, говорящий об обязательствах мужа перед женой (и при жизни, и после развода или смерти). Казалось бы, слово ктуба, происходящее от слова ктива – написание, не очень подходит для правильного определения этого понятия. Правильней бы было сказать «брачный контракт». Почему же принято торжественно зачитывать ктубу под хупой, приглашая для этого уважаемых людей? В чем заключается величие и важность ктубы, если она – только лишь контракт, имущественный договор?

Мы уже говорили о том, что буква י в слове איש (мужчина), и буква ה в слове אשה (женщина) вместе образуют имя Всевышнего. Но это не полное Имя. Полное Имя состоит из четырех букв: י, ה, ו, ה.

Почему образуется не полное, а сокращенное Имя Творца? Говорит Аризаль, что ктуба, со всеми ее условиями и обязательствами, связывающими супругов, дополняет недостающие буквы Имени Творца. То есть главный смысл ктубы – объединить супругов Именем Всевышнего. Слово ктуба (כתובה) имеет корень כתב – написание, и еще две буквы: ו и ה. Из этого выходит, что ктуба – это дописывание двух недостающих букв Имени Всевышнего.

По закону Торы между мужем и женой практически нет материальных обязательств. Для чего тогда существует целый трактат Ктубот, занимающаяся регулированием отношений, в частности – и имущественных, между мужем и женой (что муж обязан давать жене, и что жена – мужу, и т. д.)?

Существует понятие ишто ке-гуфо – жена человека, как часть его самого. Простое понимание говорит нам о том, что муж и жена должны быть едины, как части одного целого. Смысл всего трактата Ктубот, всех постановлений мудрецов, относительно супругов, в том, чтобы это единение мужа и жены было полным не только в отношении интимной жизни, но чтобы во всех сферах жизни между ними царило единство, гармония и согласие. А это основано на обязанностях – обязанностях мужа по отношению к жене и обязанностях жены по отношению к мужу. Сама ктуба обязывает мужчину заплатить своей жене деньги в случае, если он дает ей гет (разводное письмо). Смысл этого закона – сделать так, чтобы мужу было тяжело расстаться со своей женой. Не просто прийти в ЗАГС и с легкостью развестись, как это принято у других народов, а чтобы это было непросто. Смысл семьи – чтобы супруги были единым целым. Но когда жену можно поменять раз в несколько месяцев, это не единое целое. Когда нет ктубы, и можно развестись с легкостью, когда захочется, такая жизнь подобна разврату. И в ней отсутствует истинное единение мужа и жены.

Наши величайшие мудрецы знали способы, как объединить супругов подобающим образом, чтобы в наших семьях муж и жена стали единым целым ради присутствияШехины в наших домах. В этом и состоит цель ктубы, и этому нас учит трактат Ктубот.

Кто такая «кошерная жена»?

Ко всему сказанному стоит добавить красивые слова наших мудрецов: «Кто такая кошерная жена? Та, что исполняет волю своего мужа».

В трудах Аризаля приводится интересная притча. Когда человек хочет поднять руку, его голова не должна специально «обращаться» к руке, чтобы приказать ей подняться. Нет ни озвучивания приказа, ни принятия приказа – человек просто поднимает руку.

Есть и другая ситуация: отношения царя со своими рабами. Если царь желает чего-то, его рабы об этом не знают. Для того, чтобы желание царя было выполнено, ему необходимо сначала сказать об этом рабу. И после этого раб, согласно своему пониманию, выполняет повеление царя. Если раб понял приказ правильно, он верно исполнит желание царя, но если раб не понял приказа, то он может сделать все с точностью наоборот. И тут возможен разрыв между повелевающим и исполняющим, ведь они не представляют собой единое целое.

В отношениях мужа и жены оба описанных состояния должны присутствовать в гармоничной пропорции.

Когда есть полная гармония и единство в семье, часто случается, что муж и жена думают об одном и том же одновременно. Это происходит в силу невидимой внутренней связи их сердец. Рав Моше Кордоверо, один из величайших каббалистов, говорит, что в главе Берешит мы читаем о том, как из стороны (цела) Адама была создана Хава. После этого они стали единым целым, ведь семья по Торе – когда муж и жена действуют и мыслят буквально, как один человек. У каждого мужчины есть свой духовный источник, от него отрезается часть и передается его жене. Когда он приходит в этот мир, и женится, то получает обратно свою вторую половину.

Важно заметить, что в словах «кошерная жена – исполняющая волю своего мужа» не сказано, что она делает то, что муж приказывает ей делать, а сказано, что она делает то, чего он желает. Особое достоинство жены – способность почувствовать и понять желание мужа, даже когда он не говорит ей об этом.

Есть тут только одно «но»: когда мы касаемся вопроса шлом байт, то слова «кошерная жена – исполняющая волю своего мужа» нельзя говорить мужчине, а только женщине. Почему? Потому что муж, услышав эти слова, придет домой, увидит, что жена не сделала так, как он хотел, и устроит скандал, возмущаясь тем, что его жена не является кошерной!

Сказано в начале трактата Кидушин: Иша никнет («жена приобретается»). Словоникнет объясняется так: жена приобретается с ее воли и согласия. Основа семьи, основа единства семьи – это глава семьи, правящий домом с согласия своей супруги. Если мы хотим, чтобы наши жены исполняли нашу волю, надо строить семью, основываясь на ее согласии. Если дом будет построен именно так, то жена будет исполнять волю мужа. Это не приобретается криком и скандалами. Безусловно, каждый мужчина хочет, чтобы его жена была самой замечательной. Однако слова о кошерной жене – это также претензия и требование к мужу. Если жена не слушается, надо проверить, прежде всего, правильно ли мы ведем себя по отношению к ней.

Известно, что отношения нашего народа с Всевышним сравниваются с отношениями мужа и жены. Еврейский народ уподобляется жене, а Всевышний – мужу. Человек более-менее праведный, может проверить, насколько он ведет себя правильно с Всевышним по тому, как ведет себя с ним его собственная жена. Мера за меру: если он по отношению к Всевышнему, как «кошерная жена», исполняет Его волю, то он удостоится того, что и жена будет слушаться его. Если же он ведет себя с Всевышним не так, а живет по принципу «себе на уме», то и жена его будет вести себя с ним так же…

Дай Б-г, чтобы мы удостоились строить себя и наши семьи так, чтобы из наших домов не исчезало присутствие Всевышнего!

Подготовила А. Ицкович

 


http://www.beerot.ru/?p=28226