Эффективный шидух — Cоветы из Торы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1903

Книга Берешит повествует о становлении династии наших праотцов – о семьях Авраама, Ицхака и Яакова. Для нашего народа «деяния отцов – знак для потомства». Поэтому тот факт, что Тора, в которой нет ни одной лишней буквы, довольно подробно описывает вопросы женитьбы и устройства семей наших праотцов, говорит о многом.

В недельной главе Хаей Сара центральное место занимает захватывающая история сватовства. В истории этой присутствуют все необходимые для успешного шидуха «ингредиенты»: жених из уважаемой и обеспеченной семьи, невеста из знатного рода, отвечающая требованиям семьи жениха, шадханим (сваты) – дамесек Элиэзер и Всевышний. Затем – помолвка в доме невесты с застольем и подарками (золотыми украшениями), и, наконец, свадьба и создание новой семьи. Остановимся подробнее на некоторых моментах этой истории.

Итак, наш праотец Авраам понимает, что для его сына Ицхака пришла пора жениться, и тщательно обдумывает, какая девушка достойна стать женой его сына. Казалось бы, логичнее искать девушку среди своих последователей, в ближайшем окружении. Однако Авраам решает идти другим путем, и далее мы поймем, почему. Он отправляет дамесека Элиэзера искать подходящую пару для Ицхака. Элиэзер идет в место не просто отдаленное, а еще и полное идолопоклонников, но, как мы знаем, дамесек Элиэзер не просто привез Аврааму невестку, но и выбрал ее с помощью Всевышнего. Это был истинный зивуг, пара, предназначенная Ицхаку Свыше.

Важно отметить, что и сам Элиэзер был не просто рабом или управляющим для Авраама. Наши мудрецы объясняют, что слово дамесек означает «питающий других Торой своего учителя». Иными словами, Элиэзер был главой ешивы Авраама. Авраам заставил Элиэзера поклясться перед тем, как тот тронулся в путь – настолько важным было поручение. Элиэзер был человеком чрезвычайно умным и проницательным, хорошо разбирающимся в людях. Но при всем этом, он полагался не на собственный выбор, а главным образом – на помощь Всевышнего. Поэтому, в первую очередь, он молится Всевышнему с просьбой о помощи в поиске пары для Ицхака.

Здесь стоит сделать некоторое важное отступление от основной темы и вспомнить главу Берешит. В Торе четко указана причина того, почему Хава назвала своего старшего сына Каином. Каин – от слова канити, «приобрела со Всевышним». Каждой паре дана невероятная сила сотворить нового человека, величие этого дара и постигла Хава.

На первый взгляд, продолжение своего рода – нечто естественное, данное от природы. Каждое животное, птица и насекомое стремится оставить после себя потомство. В Ноев ковчег вошло «каждой твари по паре» именно с этой целью. Технически рождение котенка мало чем отличается от рождения человеческого ребенка. Но при всей кажущейся естественности процесса, появление на свет человека настолько совершенно и загадочно, что людям, несмотря на величайший технический прогресс, так и не удалось создать подобного механизма.

При этом, то, что в создании нового человека вместе с мужчиной и женщиной участвует Всевышний – есть нечто совершенно особенное. Об этом говорит Мишна в 5 главе трактата Авот: «Десятью речениями был создан мир». По мнению многих комментаторов, десятое речение – это заповедь «плодитесь и размножайтесь». Творение мира – это не творение скал и воды. Основа мира – это человек. Поэтому, нам, людям, было сказано «плодитесь и размножайтесь». Особую важность при этом имеет шлом байт, мир в семье, и тем, кто ищет свою пару, стремится создать семью, важно понимать, что именно они хотят создать, и на какой основе это построить.

В недельной главе Хаей Сара мы видим, что Всевышний Сам подобрал пару для Ицхака, или, говоря современным языком – выступил в роли шадхана. Когда дамесек Элиэзер молился Всевышнему о помощи в нахождении пары для Ицхака, он перечислил некие симаним, признаки, по которым сможет признать невесту. Тора показывает нам, что Всевышний благосклонно ответил на его молитвы. (Хотя Гемара обсуждает возможность того, что просьба могла найти отклик и в ущербной, немой, хромой и духовно убогой девушке. Таким образом, Элиэзер привел бы «кота в мешке». И тот факт, что для Ицхака нашлась лучшая жена, сам по себе является отдельным свидетельством благосклонности Всевышнего.)

Еще один аспект успешной женитьбы, который выделяет Тора: в вопросах сватовства важен иштадлут, личные усилия человека, что не противоречит необходимости полностью полагаться на Всевышнего. И поэтому Авраам не пускает все дело на самотек.

Когда мы ищем компаньона, нам важно, прежде всего, понять, в чем заключается сотрудничество. Какое общее дело нас объединяет? На основании этого мы решаем, подходит данный человек в компаньоны, или нет.

Допустим, мы выбираем партнера для бизнеса. На примете есть человек, гений биржевых махинаций, сведущий в финансовых схемах и знающий, куда и как наиболее выгодно вложить капитал. У этого потенциального партнера только один недостаток – нечестность. Гениальный бизнесмен и финансовый эксперт нечист на руку! Доверяя свой капитал такому «специалисту», мы, с одной стороны, рассчитываем увеличить свое благосостояние, а, с другой – совершенно не можем быть уверенными в том, что наш капитал не станет его капиталом! Получается, что изначально идеальный кандидат в компаньоны совсем нам и не подходит.

Точно так же обстоят дела при выборе супруга – партнера и помощника в построении еврейского дома. Есть два четких подхода к поиску пары. Если человек ищет партнера для взаимных удовольствий, то в этом случае значение играют только внешние данные и специфические навыки и умения, а душевные качества, порядочность, скромность, религиозность, в лучшем случае, отойдут на второй план. Если же, как хотелось бы верить, для каждого из нас, шидух – это начало построения еврейского дома, дома по Торе, места обитания Шехины, то внешняя привлекательность партнера, при всей важности, уже не играет решающую роль и точно не станет решающим фактором. Несмотря на то, что сказано в «Эшет Хаиль» «лжет миловидность и тщетна красота» – внешняя привлекательность супругов важна в семье. Ложью и тщетой она становится, если будет единственным решающим фактором. Глубокий вопрос, которым занимается Каббала – единство тел и единство душ между мужем и женой. То, о чем мы говорим – единство душ, как цель, к которой стремится каждая еврейская пара. Физическое притяжение супругов – один из инструментов, помогающих приблизиться друг к другу и раскрыться во всей духовной полноте и красоте.

Подход наших праотцов верен и для нас. Дамесек Элиэзер проверяет невесту Ицхака именно на наличие у нее милосердия и отзывчивости, потому что это принципиально важно. Вопрос, который задают наши мудрецы: почему Авраам послал Элиэзера в дом Бетуэля, если известно, что живущие там были идолопоклонниками? Почему было не найти невесту Ицхака среди дочерей своих учеников? Например, у самого Элиэзера была дочь, которую тот хотел выдать замуж за Ицхака.

Решающее значение тут играли душевные качества, которыми обладали родственники Авраама из дома Бетуэля. В Кнаане, несмотря на то, что многие стали учениками Авраама, душевные качества были не столь хороши. Даже, если кнаанейцам и удалось исправить какую-то их часть, все равно эти качества не были настолько хорошими, как у людей в доме Бетуэля, несмотря на идолопоклонство. Пишут наши мудрецы, что качества характера связаны с нефеш – самой низкой частью человеческой души, связывающей Б-жественную душу с животным, земным началом в человеке. Говорят Рамбан и Ран, что душевные качества передаются по наследству, и они особенно важны при создании потомства. Внешность – это важно, но при выборе супруга следует помнить о том, что дети унаследуют душевные качества родителей.

Теперь понятно, почему Авраам делал упор именно на хорошие душевные качества потенциальной невесты. Это то, что по-настоящему важно, то на чем будет строиться семья и то, чем будут обладать его внуки. Вместе с тем, идолопоклонство дома Бетуэля – вопрос убеждений, и никак не отражается на детях, выросших в другой семье, с другими ценностями.

В той же недельной главе Хаей Сара мы читаем о том, что произошло после смерти Сары: облако над ее шатром (символ Шехины), благословение в свете свечей и тесте исчезли с уходом праведницы из этого мира. И все это вернулось, когда Ицхак ввел Ривку в шатер своей матери! Понятно, что цель еврейской семьи – сделать дом местом присутствия Шехины, присутствия Всевышнего. Следует очень хорошо проанализировать, как качества вашей будущей половины будут соединяться с вашими личными качествами для того, чтобы вместе вы смогли построить место обитания Шехины.

Еще одно место в Торе, о котором стоит задуматься в связи с рассматриваемой темой. Когда Саре сообщают, что у нее будет ребенок, она говорит, что это невозможно, потому что «господин мой стар». Обратите внимание на то, как Всевышний передает Аврааму ее слова: «потому что я стара». Незначительное изменение принципиально важно, когда речь идет о мире в семье. Так и пишут наши комментаторы: Всевышний специально изменил слова Сары, чтобы у них с Авраамом (а вспомним, на каком высочайшем духовном уровне находилась эта пара) не возникло проблем в шлом байте. Возникает вопрос: почему именно в этом месте Тора учит нас о допустимости лжи ради мира в семье?

Я слышал такой ответ. Эта история в Торе приводится там, где говорится об обрезании и о том, что в заслугу заповеди брит мила у Авраама и Сары родится сын Ицхак. Для того, чтобы родился Ицхак, даже у таких праведников, как Авраам и Сара, должен быть настолько совершенный шлом байт, что даже незначительное изменение в этой сфере может нарушить совершенство гармонии. И в этой ситуации речь идет не о том, что мы привыкли называть «проблемой в шлом байте». Для них была недопустима даже малейшая «тень», брошенная на цельность отношений.

Наш учитель, рав из Бриска, потерял в Катастрофе жену и троих детей, и всю оставшуюся жизнь он помнил о трагической утрате. Его успокаивали, говорили: посмотри, ты спасся сам и спас семерых детей, а ведь большинство или не выжили сами, или потеряли всех родных! Рав из Бриска отвечал, что для него эти трое детей – как потеря трех колен Израиля, трех сыновей Яакова. Это не было выражением гордыни. Поведение рава из Бриска это пример для нас того, как надо относиться к своей семье. Ведь мы все хотим удостоиться семей, в которых будет присутствовать Шехина, и детей, которые будут передавать Тору дальше, из поколения в поколение.

Подготовила Адасса Швальб


http://www.beerot.ru/?p=30150