Варка в субботу — «Кли ришон» и «кли шени»

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

398
кли ришон

Продолжение

Производные огня

Варить в субботу с помощью производных огня запрещено точно так же, как варить с помощью прямого воздействия огня. Производные огня – это источники тепловой энергии, нагретые от огня или посредством электричества, что тоже считается огнем. Производные огня делятся по степеням воздействия, что имеет принципиальное значение в отношении законов варки в субботу.

Производное огня первой степени («кли ришон») – это предмет, нагревшийся на самом огне, даже если в данный момент он с огнем не соприкасается. Пример: горячая кастрюля – пустая или с содержимым, – которую сняли с огня.

Производное огня второй степени («кли шени») – это горячий предмет, который не соприкасался напрямую с огнем. Пример: посуда, в которую переложили нагретую на огне пищу или перелили нагретую на огне воду. Если содержимое «кли шени» переместить в другую посуду, оно становится производным огня третей степени («кли шлиши»).

В «кли ришон» теоретически может свариться почти всякий продукт (об исключениях более подробно будет рассказано ниже). Поэтому в кастрюлю с супом, которую сняли с огня, запрещено класть продукты, к которым относится запрет варки. В «кли шени» и в производных огня последующих степеней («кли шлиши», «кли ревии» и т. д.) могут свариться только продукты, которые очень легко и быстро развариваются («калей бишуль»).

«Кли ришон» и «кли шени»

«Кли ришон» – это посуда и ее содержимое, нагретые непосредственно на огне, причем неважно, был огонь под этой емкостью или внутри нее, как это, например, происходит при нагревании воды в электрочайнике. Эта посуда и ее содержимое считаются «кли ришон» также и после того, как их сняли с огня или выключили из электросети.

Посуда, в которую перекладывают содержимое «кли ришон», считается «кли шени».

«Кли ришон», температура которого 45 градусов и выше, теоретически может сварить почти все виды продуктов (об исключениях из этого правила будет сказано ниже). Поэтому запрещено положить не сваренный продукт в «кли ришон», температура которого 45 градусов и выше (ранее говорилось о том, что к полностью сваренному твердому, а если он не остыл, то и к жидкому продукту, не относится запрет варки, поэтому его разрешено класть в горячий «кли ришон»).

«Кли шени», даже если его температура 45 градусов и выше, может сварить только те виды продуктов, которые очень легко и быстро развариваются. В комментарии Тосафот к Вавилонскому Талмуду дается объяснение отличия «кли ришон» от «кли шени»: «Поскольку “кли ришон” грелся непосредственно на огне, он сохраняет воспринятое от него тепло, что дает ему “силу” варить практически любые продукты. В отличие от него, никогда не стоявший на огне “кли шени” не только не сохраняет температуру переложенного в него содержимого, но напротив, поглощает часть его тепла».

Законы «кли шени»

Перечислим случаи, в которых запрещено класть продукт, к которому относится запрет варки в субботу, в «кли шени», а затем рассмотрим каждый из них более подробно.

  1. В «кли шени» запрещено класть продукты, которые легко и быстро развариваются («калей бишуль»), т.к. они могут свариться даже в «кли шени».
  2. В «кли шени» запрещено класть продукты, о которых достоверно не известно из Талмуда, что они не могут свариться в «кли шени».
  3. Согласно некоторым мнениям, запрещено класть продукты в «кли шени», если в нем находится горячий твердый продукт («двар гуш»), который из «кли ришон» переложили в «кли шени». Придерживающиеся данной точки зрения законоучители считают, что такой продукт сохраняет статус «кли ришон», и пока он не остынет до температуры меньше 45 градусов, теоретически может сварить почти любой прикоснувшийся к нему продукт.
  4. Согласно специальному постановлению мудрецов, запрещено класть в «кли шени» продукт, если это внешне напоминает варку.
  5. Согласно некоторым мнениям, запрещено класть продукты в «кли шени», если он настолько горячий, что можно обжечься («яд нихвет бо»).

Исходя из вышесказанного, для того чтобы было разрешено положить продукты в «кли шени», необходимо, чтобы выполнялись сразу все условия, позволяющие пользоваться «кли шени». Другими словами, необходимо следующее: известно из Талмуда, что данный продукт не может быть сварен в «кли шени»; «кли шени» не настолько горяч, чтобы об него обжечься; в нем не находятся твердые горячие продукты, переложенные в него из «кли ришон»; помещение продукта в «кли ришон» не напоминает варку. Рассмотрим каждое из перечисленных условий более подробно.

Продукты, которые легко и быстро развариваются («калей бишуль»)

В трактате Шаббат рассказывается об определенных продуктах питания, которые настолько быстро и легко развариваются, что, даже если их просто промыть в воде, температура которой 45 градусов и выше, произойдет варка, поскольку это приводит к их полной готовности. Комментаторы Талмуда объясняют, что речь идет о ситуации, когда воду наливают из «кли шени». Отсюда видно, что существуют такие продукты, варка которых с помощью струи, льющейся из «кли шени» («ируй кли шени») а, тем более, с помощью самого «кли шени», запрещена Торой.

Автор книги «Хазон Иш» пишет, что в отношении законов варки нет принципиальной разницы между «кли шени», «кли шлиши» (третий), «кли ревии» (четвертый) и т. д. Исходя из этого, продукты, которые особенно легко и быстро развариваются, запрещено класть в любое производное огня. Поэтому пакетики чая и молотый «турецкий» кофе, которые завариваются очень легко и быстро, запрещено класть в воду, температура которой 45 градусов и выше, каким бы производным огня она ни была.

Продукты, о которых в Талмуде не сказано, что они не могут свариться в «кли шени»

В трактате Шаббат Вавилонского Талмуда в отношении варки соли приведено три мнения. Согласно одному мнению, соль может свариться исключительно в «кли ришон», который находится на огне. Согласно другому мнению, она может свариться в «кли ришон», даже если его сняли с огня. По третьему мнению, соль варится даже в «кли шени». В силу того, что в Талмуде приведены столь противоречивые мнения, некоторые авторитеты Торы (например, так считал великий мудрец Торы, рав Элиэзер из Меца, автор книги «Йерэим») делают вывод, что существуют разные виды продуктов, способных свариться в «кли шени», и не в нашей компетенции это установить. Поэтому только продукт, о котором в Талмуде ясно сказано, что он не может свариться в «кли шени», как-то: специи, вода, оливковое масло и бычье мясо (в Талмуде сказано, что бычье мясо может свариться только на огне или в посуде, которая находится непосредственно на огне), разрешено класть в «кли шени». Остальные продукты, о которых прямо не сказано в Талмуде, что «кли шени» не может их сварить, запрещено класть в «кли шени». В качестве примера авторы, занимающие данную позицию, приводят запрет класть хлеб в горячий суп, который находится в «кли шени» (напомним, что варить испеченный продукт запрещено).

Среди авторитетов Торы существует и иная точка зрения по данному вопросу. Если по первому мнению все, о чем специально не сказано, что оно разрешено – запрещено, то по второму мнению, все, о чем специально не сказано, что оно запрещено – разрешено. Другими словами, любой продукт, о котором напрямую не сказано в Талмуде, что он особенно легко и быстро варится («калей бишуль»), разрешено положить в «кли шени».

Вот как данный закон представлен в «Шулхан Арухе»: «Согласно некоторым мнениям, запрещено класть хлеб в “кли шени”, температура которого достигает “яд соледэт бо”, а другие считают, что это разрешено». Рамо в примечаниях к «Шулхан Аруху» постановил следовать более строгому мнению. Но даже по мнению Рамо существует отличие между продуктами, которые Талмуд явно причисляет к разряду «калей бишуль», и продуктами, в отношении которых этого не сказано, а лишь есть опасение, что они могут таковыми являться. Если первые запрещено класть в любое производное огня (температура которого 45 градусов и выше), какой бы степени оно ни являлось, то вторые запрещено класть в только в «кли шени», а в последующие производные огня («кли шлиши» и далее) — разрешено. Объяснение этому таково: первое мнение законоучители приняли лишь в качестве устрожения и отнесли его только к «кли шени» и, возможно, также к «ируй кли шени», но на остальные производные огня запрет не распространили. Поэтому ломтик лимона или листья мяты запрещено положить в стакан с чаем, статус которого «кли шени», а если его статус «кли шлиши» — разрешено.

Рассмотрим еще один практический пример. В бульон, который из «кли ришон» с помощью половника налили в тарелку, разрешено положить хлеб, мацу, сухарики или «шкедей марак». Такое разрешение связано с тем, что в данном примере пересекаются несколько спорных вопросов, что дает основание законоучителям склониться в сторону облегчения. Объясним это. Согласно второму мнению, приведенному выше, в «кли шени» разрешено положить любой продукт, о котором нам не известно, что он относится к разряду «калей бишуль». Кроме того, существует мнение, хотя и не установленное в качестве закона, о том, что запрет варки не распространяется на испеченный продукт. Согласно некоторым мнениям, половник, несмотря на то, что он был в горячем «кли ришон», имеет статус «кли шени», а тарелка, соответственно, является «кли шлиши», а в «кли шлиши» даже согласно Рамо разрешено класть продукты, о которых доподлинно не известно, что они являются «калей бишуль». Хотя все эти облегчающие мнения не вынесены в качестве закона, и полагаться на каждое из них по отдельности мы не можем, все же в случае, когда, как в нашем примере, они собрались воедино, законоучители, учитывая их все, посчитали, что можно в нашей ситуации облегчить.

Твердые продукты, нагревшиеся на огне («двар гуш»)

Выше было объяснено различие между «кли ришон» и «кли шени». «Кли ришон» находился на огне, и его раскаленные стенки сохраняют температуру содержимого настолько хорошо, что попавший в него продукт может свариться. У «кли шени» возможность варить резко снижается, т. к. его холодные стенки не только не сохраняют температуру его содержимого, но даже, наоборот, поглощают часть тепла попавшего в него из «кли ришон» продукта.

Как известно, твердые продукты, такие, как мясо, картофель, рис и т. д. («двар гуш»), сохраняют тепло достаточно продолжительное время. По этой причине, а также поскольку, в отличие от жидкости, «двар гуш» не обязательно должен соприкасаться со всей поверхностью посуды, согласно некоторым мнениям, сколько бы раз «двар гуш» не перекладывали из одной посуды в другую, он сохраняет статус «кли ришон». На практике это мнение учитывают. Поэтому запрещено сдобрить «двар гуш» невареными специями, в каком бы производном огня он ни находился, будь то «кли шлиши» или «кли ревии». Запрещено положить сливочное масло на горячую картошку, даже если она находится в тарелке, статус которой «кли шени» или «кли шлиши». Класть «двар гуш» в сырую воду или лить сырую воду на «двар гуш» запрещено, даже если в результате этого температура воды не достигнет 45 градусов.

Запеканка из вермишели («Кугель»), одно из традиционных блюд еврейской кухни, которое принято подавать горячим, является классическим примером «двар гуш». Согласно ряду мнений запрещено допустить, чтобы невареные продукты, как-то: сельдь, салат из свежих овощей, маринованные огурцы и т.п., которые кладут в одну тарелку с «кугелем», прикасались к нему, пока его температура не станет ниже 45 градусов (в «кли шени» такие продукты запрещено класть в любом случае, т.к. мы не уверенны, что они не могут свариться в «кли шени»). Однако, по мнению великого законодателя нашего времени рава Шломо Залмана Ойербаха, в случае, когда от соприкосновения с горячим «двар гуш» вкусовые качества сырого продукта портятся, это варкой не считается и не запрещено.

Поскольку не все комментаторы Талмуда считали, что «двар гуш» сохраняет статус «кли ришон», сколько бы раз его не перекладывали из одной посуды в другую, учитывая их мнение, в некоторых случаях к «двар гуш» относятся менее строго, чем к «кли ришон». Так, например, хотя претерпевшую процесс варки соль желательно не класть в «кли ришон», но разрешено сдобрить ею твердую пищу, которая находится в «кли шени». Остывшую полностью сваренную жидкость разрешено наливать на «двар гуш», который находится в «кли шени», хотя наливать ее в «кли ришон» запрещено. «Двар гуш» разрешено полить холодным кетчупом, все компоненты которого полностью сварены, даже если предположить, что кетчуп считается жидким продуктом. Но положить горячий «двар гуш», который достали из «кли ришон», в холодную подливу запрещено.

Запрет мудрецов класть продукты в «кли шени», когда это напоминает варку

В «Мишна Брура» приводится дополнительное ограничение, принятое мудрецами в отношении «кли шени». Предположим, что мы имеем дело с продуктом, который не является горячим «двар гуш» и не принадлежит к разряду «калей бишуль». Более того, в отношении его нет опасения, что он может свариться в «кли шени». Тем не менее, в случае, когда это похоже на варку, и такого типа продукты запрещено класть в «кли шени». Данный запрет был вызван опасением, что человек, не сведущий в законах субботы, может решить, что в «кли шени» разрешено класть любые продукты, и сварит в нем «калей бишуль», нарушив тем самым запрет Торы.

Запрет класть продукты в «кли шени» из-за того, что это похоже на варку, действует не во всех ситуациях. Это постановление не распространяется на «кли шлиши», на полностью сваренную пищу, даже если она жидкая и окончательно остывшая. Постановление не распространяется также на специи, поскольку ими пользуются для того, чтобы придать вкус пище, и, когда их добавляют в горячую пищу, ясно, что цель этого действия – улучшить вкус блюда, а не сварить специи, и это не выглядит, как варка. Запрет не включает в себя воду, поскольку смешивание холодной и горячей воды больше похоже на охлаждение горячей воды, чем на варку холодной. Он не включает в себя также ситуации, при которых продукт, помещаемый в «кли шени», находится в свою очередь в какой-либо посуде, поскольку так обычно поступают, когда хотят разогреть пищу, а не сварить. Поэтому разрешено подогреть бутылочку с детским питанием в емкости с горячей водой, даже если она является «кли шени» (при этом бутылочка не должна быть полностью погруженной в воду, как это будет подробно разбираться в уроках, посвященных теме укутывания продуктов, чтобы они оставались горячими в субботу). Данное постановление также не запрещает налить жидкость из горячего «кли шени» («ируй кли шени») на продукт, поскольку подобным образом не принято варить.

«Кли шени», который настолько горяч, что можно обжечься («яд нихвет бо»)

Автор книги «Хаей Адам» пишет, что отличие между «кли ришон» и «кли шени» существует только в случае, когда температура «кли шени» определена не как «яд нихвет бо». Но если «кли шени» настолько горяч, что прикоснувшаяся к нему рука не только отдернется, но и обожжется («яд нихвет бо»), он варит не хуже, чем «кли ришон». Поэтому если сырой продукт (конечно, кроме мяса быка и, согласно одному из приведенных в Талмуде мнений, соли), положить в такой «кли шени», он может свариться.

Автор книги «Хазон Иш» считает: поскольку другие законоучители не говорили, что закон в отношении «кли шени» зависит от его температуры, это значит, что они не разделяли мнение автора книги «Хаей Адам». Все же, поскольку речь идет о строгом запрете Торы, следует учесть даже одиночное мнение. Принимая во внимание тот факт, что мы не можем указать четкую границу между температурой «яд нихвет бо» и «яд соледэт бо», не следует класть в «кли шени», температура которого 45 градусов и выше, любой сырой продукт, даже такой, о котором прямо говорится в Талмуде, что он в «кли шени» не варится (т. е. специи, вода, оливковое масло и бычье мясо). Поскольку мнение автора книги «Хаей Адам» было принято на практике только в качестве устрожения, запрет не распространяется на полностью сваренную остывшую жидкую пищу, а также на «кли шлиши».

Продолжение следует

http://www.beerot.ru/?p=44955

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here