Введение в законы Шаббата — Порядок выпечки хлеба. Работы «веять», «перебирать», «молоть», «просеивать», «замешивать»

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

962

(6) Работа «веять»

Работа «веять» (זּוֹרֶה – зорэ) заключается в отделении зерна от шелухи с помощью ветра.

После обмолота зерно смешано с шелухой – мякиной и другими мелкими остатками колосков. Для того, чтобы отделить зерно, эту смесь подбрасывали на ветер: более легкая шелуха относилась ветром в сторону, а тяжелые зерна падали вниз («Орхот Шаббат», 1, 3, с. 126 и 185). Обычно эту процедуру повторяли два раза. Первый раз смесь подбрасывали широкой деревянной лопатой, называемой רַחַת (рахат) – от רוח (руах – «ветер»). Второй раз – инструментом, называемым מִּזְרֶה (мизрэ – «веяло»). Эти инструменты упомянуты в стихе Танаха (Йешаяу, 30:24): «…провеянный лопатой и веялом» (Раши, Ибн Эзра, «Мецудат Давид» и «Мецудат Цион»,). Причем в первый раз отсеивались более крупные частицы (обломки колосьев), а во второй – более мелкий сор (Маари Кара).

Основной работой (ав мелаха) является такое отделение зерен, которое совершается на ветру с помощью специальной лопаты («Иглей Таль», «А-Зорэ», 4; см. Раши, Шаббат, 73а).

При изготовлении Шатра Откровения работу «веять» выполняли в отношении растений, из которых изготовляли красители («Мишнат а-Шаббат», 9, «А-Зорэ»).

Производная работа (толада) совершается, когда смесь бросают на ветер руками или дуют на смесь зерен (или орехов) и шелухи, чтобы сдуть шелуху («Иглей Таль», «А-Зорэ», 5; см. «Кицур Илхот Шаббат», «Зорэ»).

Минимальным объемом, за который нарушитель ответственен по закону Торы, является, как и в предыдущих случаях, ка-грогерет – с ягоду инжира (Рамбам, «Шаббат», 8:11).

(7) Работа «перебирать»

Работа «перебирать» (בּוֹרֵר – борер) совершается, когда из смеси отбирают несъедобную часть и оставляют съедобную. Ведь после того, как зерна уже провеяли, они все еще перемешаны с мелкими камнями, комочками земли и другим мелким сором. Поэтому перед тем, как молоть зерно, его очищали от этих примесей, – это и была работа борер(«Орхот Шаббат», 1, 3, с. 126).

При изготовлении Шатра Откровения отбирали мелкий сор от частей растений, из которых изготовляли красители («Мишнат а-Шаббат», 10, «А-Борер»).

Основной работой (ав мелаха) является отделение сора с помощью специального приспособления (например, сита или фильтра), а также отбор сора руками («Иглей Таль», «А-Борер», 1). И хотя сама работа заключается в удалении из смеси сора, ее цель сводится к тому, чтобы «исправить» оставшуюся пищу, сделав ее пригодной для еды или для другого использования («Беур Алаха», 319:3, «Леэхоль мияд»; «Орхот Шаббат», 1, 3/133/).

Согласно закону Торы, запрещено «перебирать» только так, как это делают в будни: вынимать отбросы (псолет) от пригодного в пищу (охель) с помощью специальной утвари (например, сита) для того, чтобы использовать оставшуюся пищу не сразу, а спустя некоторое время. Если присутствует хотя бы одно из этих условий – например, человек отбирает из смеси пищу рукой, но не собирается ее сразу съесть, или отбирает пищу, чтобы сразу ее съесть, но делает это с помощью специального приспособления (например, фильтра), он ответственен по закону Торы («Мишна Брура», 319). И если человек отбирает еду из смеси с отбросами для того, чтобы съесть ее позднее (например, на следующий день) – это производная работа (толада) от основной работы борер («Иглей Таль», «А-Борер» 2; см. «Шулхан Арух», 319:2).

Но отбирать пищу рукой, вынимая еду из смеси, чтобы сразу же съесть, безусловно, разрешено. Это обычный «способ еды» (дерех ахила), а не работа борер («Шулхан Арух», 319:1, «Мишна Брура», 3; «Орхот Шаббат», 1, 3, с. 127-128).

Условие, согласно которому необходимо съесть пищу «сразу» (ле-алтар), не подразумевает, что она должна быть съедена в ту же секунду или сразу же по завершении отбора. Достаточно того, что ее отбирают для ближайшей субботней трапезы непосредственно перед ней – по отношению к «отбору» это тоже называется «сразу» («Мишна Брура» 319:4; «Орхот Шаббат», 1, 3:4). И не важно, отбирает ли человек пищу для себя или для того, чтобы ее «сразу» съели другие (Тосафот, Шаббат 74а, «Борер»).

На протяжении Шаббата человек много раз сталкивается с опасностью совершить работу борер, часто по невнимательности или незнанию («Мишна Брура», 319). Так, запрещено вынимать из миски с фруктами сгнивший плод, но можно при подготовке к ближайшей трапезе отодвинуть от него и убрать другие плоды, чтобы есть их во время трапезы.

Нельзя отделять в тарелке кость от мяса или рыбы, ведь кость – это псолет, а пока она соединена с куском пищи, это считается «смесью». Поэтому следует отделить пищу (охель) от кости. Для этого нужно одной рукой придержать кость, а другой потянуть к себе кусок пищи («Беур Алаха», 319:4, «Митох охель»). И также разрешено отделить псолет вместе с небольшим количеством пищи («Мишна Брура», 504:20). В частности, есть разрешающие вынуть кость с мясом на ней («Беур Алаха», 319:4, «Митох охель»; «Орхот Шаббат», 1, 3:66) или подгнивший плод, часть которого еще пригодна в пищу («Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:25; «Орхот Шаббат», 1, 3:70/77/).

По мнению ряда законоучителей, запрещено отделять с помощью ситечка чайную заварку от плавающих в ней чаинок. Но разрешено наливать прозрачную заварку из заварочного чайника, в носик которого вмонтирован фильтр, – даже если на дне находятся чайные листья, ведь при этом отбора не происходит («Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:57/165/). А есть законоучители, разрешающие наливать через вмонтированное в носик ситечко даже такую заварку, в которой плавают чаинки, поскольку заварочный чайник в первую очередь предназначен для того, чтобы разливать заварку в стаканы, а отсеивание чаинок происходит лишь попутно. И в этом вопросе принято облегчать, так как чай можно пить и в том случае, когда в нем остаются чаинки, и поэтому отсеивание не является необходимым (там же 3/125/, 3:57/167/; «Орхот Шаббат», 3:77/86; «Мишнат а-Шаббат», 10:7/9-91/). И все же лучше всего приготовить заварку в канун Шаббата с помощью заварочных пакетиков и извлечь их из заварки еще до наступления Шаббата. Но если пакетики остались в заварке, то необходимо проявить осторожность: ведь внутри пакетиков заварка смешана с чаинками, и когда в чайнике осталось лишь немного заварки, получается, что при выливании заварка отделяется от чаинок, а бумага, из которой сделаны пакетики, служит в качестве фильтра, – и это запрещено. А если пакетики забыли вытащить до Шаббата и вытаскивают в Шаббат, запрещено отряхивать их над чайником или стаканом, так как это тоже отделение заварки от чаинок с помощью фильтра. И чтобы избежать этого, лучше вытащить их не рукой, а ложечкой. А если несколько капель заварки самопроизвольно проливаются из вынутого пакетика, никакого нарушения в этом нет («Орхот Шаббат», 3:78).

Важно подчеркнуть, что в процессе самой еды, когда пища уже во рту, разрешено отделять даже псолет от охель – например, вытащить косточку изо рта, ведь это не отбор, а обычный способ еды (Хазон Иш, «Орах Хаим», 54:1; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:11). А некоторые законоучители считают, что можно отделить кость от рыбы или косточку от плода, даже когда пища еще в руке, по пути ко рту («Мишна Брура», 321:84; «Орхот Шаббат», 1, 3:97/110-111/). Но, поскольку многие законоучители оспаривают это мнение, считая, что при этом нарушается запрет Торы, следует устрожить (примеч. редактора).

Разрешается снимать кожуру с овощей и плодов для того, чтобы съесть их не позже ближайшей трапезы. И хотя при этом отделяют псолет от охель, это не «отбор», а обычный способ еды (дерех ахила), ведь другим путем добраться до самого плода невозможно. Соответственно, при приготовлении в Шаббат салата из вареных яиц и лука нужно обратить внимание на то, чтобы очищать скорлупу с яиц и кожуру с лука только непосредственно перед той трапезой, на которую салат предназначен (Рамо 321:19, «Мишна Брура», 83-84; «Орхот Шаббат», 1, 3:91).

Согласно закону Торы, запрещено не только отделять отбросы от пищи, но и вынимать один вид пищи, который не собираются есть, из смеси с другим, который желают съесть (Шаббат, 74а, Тосафот; Рамбам, «Шаббат», 8:12-13; «Шулхан Арух», 319:1 и 3). При этом вид, который не собираются есть, рассматривается как псолет по отношению к пище, предназначенной сейчас для еды (Тосафот, Шаббат, 74а; «Мишна Брура», 319:12). Поэтому, если на блюде или в тарелке смешались различные плоды, нельзя убирать те, которые не собираются есть, но надо извлечь те, которые собираются есть в ближайшей трапезе. Но если разные плоды навалены друг на друга в несколько слоев, то разрешено разгрести и переместить верхний слой, чтобы добраться до нужных плодов, лежащих внизу («Мишна Брура», 319:12 и 15; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:4).

Запрет «перебирать» нарушается только в том случае, если два вида пищи действительно «смешаны» (т.е. либо плотно прилегают друг к другу, либо положены близко друг к другу, без всякого порядка). Но если они просто лежат недалеко друг от друга, в одном месте, или даже прикасаются друг к другу, но при этом они строго упорядочены и разделены по сортам, тогда их можно отделять друг от друга и перекладывать любым образом («Беур Алаха», 319:3, «Леэхоль мияд»; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 3:3).

Согласно мнению большинства авторитетных законоучителей, запрет «перебирать» не относится к смеси продуктов одного вида, и даже когда смешаны большие и маленькие куски одного вида пищи (Рамо, 319:3). И если на блюде находятся большие и маленькие яблоки или большие и маленькие куски курицы, разрешено убрать те, которые сейчас не желают есть («Мишна Брура», 319:15). А если некоторые куски одного вида пищи лучше, чем другие, например, одни приготовлены из «живой» рыбы, а другие – из мороженой, тогда такие куски считаются «двумя видами», и по мнению большинства законоучителей «перебирать» их запрещено. И также считаются «двумя видами» жареные и вареные куски курицы («Мишна Брура», 319:15).

Минимальным объемом, за который совершивший «отбор» ответственен по закону Торы, как и в предыдущих случаях, является ка-грогерет – «с ягоду инжира» (Раши, Шаббат, 74а; Рамбам, «Шаббат», 8:11). Но совершать эту работу по отношению к меньшему объему тоже запрещено Торой («Беур Алаха», 319:1, «Бе-канон»).

В отличие от ряда других работ, запрет «перебирать» относится не только к пище, но и к любым предметам («Мишна Брура», 319:15). Так, например, из образовавшейся на столе груды книг можно взять только ту, которой хотят воспользоваться сейчас («Орхот Шаббат», 1, 3:24). И если на полу в куче лежат игрушки, то нельзя сортировать их по видам. Но когда они просто разбросаны и разрозненно лежат на полу, можно возвратить каждую на свое место (там же, 3:12).

Как уже отмечалось, «отбор» (борер) является одной из самых распространенных работ, связанных с подготовкой к трапезе, самой трапезой, мытьем посуды и уборкой в доме, например, разборкой книг и одежды. Вместе с тем, «отбор» часто не воспринимается людьми как работа. Ведь при этом человек не совершает какого-то особого действия, как при жатве или помоле – он «просто» перекладывает продукты или предметы с одного места на другое. А поскольку при отборе и сортировке человек легко может нарушить запрет Торы, каждое совершаемое в Шаббат действие требует особенного внимания и предварительного обдумывания. И особенно важно тщательно изучать законы Шаббата со всеми частностями и подробностями, чтобы ясно понимать, что является нарушением, а что разрешено. Причем особенно много тончайших нюансов связано именно с законами, относящимися к работе борер («Мишнат а-Шаббат», 10, «А-Борер»,с. 55).

(8) Работа «молоть»

Следующая работа – «молоть» (טּוֹחֵן – тохен). При этой работе измельчают пищу или другое твердое тело, чтобы использовать его в измельченном виде (Рамбам, «Шаббат»,7:5).

При изготовлении Шатра Откровения толкли в ступе части растений, из которых изготовляли краски для полотнищ («Мишнат а-Шаббат», «а-Тохен»).

Основной работой (ав мелаха) является перемалывание зерна в муку при помощи жернова, а также измельчение растений в ступе – например, для изготовления пряностей (Рамбам, «Шаббат», 8:15).

Производная работа (толада) совершается при нарезке овощей ножом на мелкие куски (Шаббат, 74б; Рамбам, «Шаббат», 7:5, 8:15, 21:18; «Шулхан Арух» 321:12) – например, для салата. Между основной работой «молоть» и производной от нее «нарезать» есть существенное отличие: при перемалывании зерно полностью изменяет свой вид, но при измельчении овощей куски и дольки сохраняют исходный цвет и фактуру – поэтому это производная работа, а не основная.

Минимальным объемом плодов, за размельчение которого нарушитель ответственен по закону Торы, является, как и в предыдущих случаях, ка-грогерет – «с инжир» (Рамбам, «Шаббат», 8:15). Но совершать эту работу по отношению к меньшему объему тоже запрещено Торой.

Вместе с тем, нарезать на мелкие куски овощи или фрукты непосредственно перед самой трапезой и тем более по ходу трапезы разрешено, ведь это «способ еды» (дерех ахила), а не работа «молоть» (Рамо, 321:12, «Мишна Брура», 44). Однако и тогда лучше не резать на чересчур маленькие кусочки. И даже перед самой трапезой запрещено размельчать с помощью терки или другого подобного приспособления для измельчения, так как это выглядит «будничным делом» – увда де-холь («Мишна Брура»,45).

Запрещено растирать авокадо или банан, хотя при этом образуются не мелкие куски, а единая масса. Соответственно, запрещено намазывать эти мягкие плоды на хлеб в качестве бутерброда («Шмират Шаббат ке-Илхата», 6:7; «Орхот Шаббат», 5:11-12). Некоторые авторитетные законоучители разрешают делать это в том случае, когда плоды настолько мягкие и рыхлые, что если потянуть за одну сторону, например, банана, он распадется, ведь такой плод как будто уже «размолот» («Шмират Шаббат ке-Илхата», 6:7), но другие считают, что и это запрещено («Орхот Шаббат», 5:12/25-26/).

Однако вареные овощи, которые уже основательно размягчились благодаря термической обработке, разрешено размельчать и растирать, например, приготовляя пюре, ведь они уже стали хрупкими и рассыпчатыми в результате другой работы – «варить». Это можно делать лишь столовым прибором – вилкой или ложкой, но не специальным приспособлением для размельчения. А если при варке при варке овощи не размягчились как следует, то в Шаббат их не измельчают (там же, 5:9/22/).

Разрешено также крошить хлеб или кусок пирога, даже на очень мелкие крошки, так как при приготовлении любых хлебобулочных изделий зерно уже было подвергнуто процессу помола, а «нет помола после помола» (Рамо, 321:12, «Мишна Брура», 40). Но измельчать даже хлеб нельзя с помощью специального приспособления для измельчения пищи, например, в ступке или на терке, так как это, как уже указывалось, считается «будничным делом» («Беур Алаха», «Лефарер»).

Если в Шаббат необходимо растолочь перец или другие пряности, это можно сделать измененным способом, не так, как делают в будни, – например, ручкой ножа на столе или днищем миски и т.п., но не в ступке пестиком. И хотя мудрецы запретили выполнять любую запрещенную из Торы работу даже измененным способом, данный случай является исключением, и в Талмуде прямо указано, что это разрешено (Шаббат, 141а, Раши). Но подчеркивается, что необходимо делать хотя бы два изменения: толочь не пестиком, а ручкой ножа, и не в ступке, а на столе или в тарелке («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 321:7, «Мишна Брура», 25; «Орхот Шаббат», 5:17-18). Однако измельчение таких плодов, как авокадо или банан, зубьями вилки не считается изменением, ведь подобным образом поступают и в будни. Но, если это необходимо, например, для маленького ребенка, можно размельчить их действительно измененным способом – ложкой или ручкой вилки («Шмират Шаббат ке-Илхата», 6:8).

Работа «молоть» запрещена не только в отношении растений, предназначенных в пищу. Тот, кто расщепляет кусок дерева на мелкие щепки, чтобы разводить ими огонь, тоже совершает производную работу от «молоть» (Шаббат, 74б, Раши). Подобная же работа совершается при распиливании дерева для того, чтобы воспользоваться опилками, а также при обработке металла для того, чтобы использовать металлические стружки (Рамбам, «Шаббат», 8:15; «Мишна Брура», 321:45; «Мишнат а-Шаббат», «а-Тохен», с. 82).

Запрещено размельчать комок земли (Раши, Шаббат, 74б; «Мишна Брура», 321:45). А если к одежде или обуви присохла глина или другая грязь, запрещено оттирать или соскребать ее ногтем, так как при этом она будет крошиться, а это нарушение запрета «молоть» («Шулхан Арух», 302:7). Но из уважения к человеческому достоинству (квод а-брийот) разрешено, чтобы нееврей сделал это для еврея («Мишна Брура», 302:36; «Орхот Шаббат», 5:24/46/). А если грязь еще влажная, то разрешено потереть ее изнутри – т.е. взять ткань с внутренней стороны, напротив запачканного места, и потереть, пока грязь не отвалится («Шулхан Арух», 302:7, «Мишна Брура», 32). Однако если одежда черного цвета и за ее чистотой обычно придирчиво следят, тогда и это запрещено, так как при этом совершается работа «выбеливать», о которой речь еще впереди.

Запрет «молоть» не распространяется на продукты нерастительного происхождения. Поэтому разрешено измельчать в Шаббат яйца, мясо и т.п. виды пищи. Но и в этом случае не следует делать это с помощью специальной утвари, предназначенной для размельчения пищи, так как это «будничная работа» – в частности, запрещено натирать сыр на терке («Шулхан Арух», 321:9-10, «Мишна Брура», 31, 33 и 36).

Мудрецы также запретили в случае небольшого недомогания совершать в Шаббат специальные лечебные действия и медицинские процедуры. Этот запрет был установлен из опасения, как бы люди не стали приготовлять лекарственные средства, измельчая целебные растения, а при этом был бы нарушен запрет «молоть» (Рамбам, «Шаббат», 21:20; «Шулхан Арух», 328:1). Однако этот запрет мудрецов действует и в том случае, когда все лекарства готовы с кануна Шаббата. Ведь если разрешить применять лекарства, готовые с кануна Шаббата, люди могут по ошибке подумать, будто разрешено толочь лекарственные средства в Шаббат.

Но этот запрет мудрецов касается лишь практически здоровых людей, которые испытывают различные недомогания, но при этом крепятся и продолжают ходить как все здоровые люди. Однако если человек серьезно болен, и тем более, когда его жизни угрожает опасность, применяют все необходимые медицинские средства – на такую ситуацию запреты мудрецов не распространяются, а в случае опасности для жизни заповедано преступать даже запреты Торы («Шулхан Арух», 328:1-2, «Мишна Брура», 1, 4 и 6). Связанные с этим законы требуют особого углубленного изучения, чтобы человек знал, как поступить в час опасности.

(9) Работа «просеивать»

Работа «просеивать» (מְרַקֵּד – меракед) заключается в отделении муки от отрубей с помощью сита или решета (Раши, Шаббат, 73а). Ведь после помола мука все еще смешана с перемолотыми отходами. Эту смесь засыпают в сито с мелкими отверстиями: мука падает в отверстия, а более крупные отруби и другие отходы (сор и мелкие насекомые) остаются в сите. Это основная работа – ав мелаха («Мишнат а-Шаббат», «а-Меракед»; см. «Сефер а-Арух», «Зар», 2; Меири, Шаббат, 73б).

Минимальным объемом, за просеивание которого нарушитель ответственен по закону Торы, является, как и в предыдущих случаях, ка-грогерет – «с инжир» (Рамбам, Шаббат, 8:16).

При изготовлении Шатра Откровения просеивали измельченное сырье для красителей, чтобы отделить примешавшиеся отбросы (Раши, Шаббат, 73а, «а-Офе»; «Мишнат а-Шаббат», «а-Меракед»).

Производной работой (толада) является процеживания вина с целью отделить от него осадки (Шаббат, 138а), а также процеживание других напитков ради удаления отбросов (Рамбам, «Шаббат», 8:11; «Мишна Брура», 319:31-32, «Беур Алаха», «Мешамерет»).

Мудрецы запретили просеивать в сите слежавшуюся муку с целью отделить комки – даже если при просеивании комки разобьются, и в сите не останется вообще никаких отбросов («Хаей Адам», 18:2; «Мишнат а-Шаббат», «а-Меракед»).

В Талмуде отмечается, что три работы «веять» (зоре), «перебирать» (борер) и «просеивать» (меракед) схожи между собой (Шаббат, 73б), ведь все они заключены в отделении отходов от съедобной части смеси. На первый взгляд, их можно было бы отнести к одной основной работе, а не к трем (Раши). Однако объяснено, что, поскольку все эти три работы были необходимы при изготовлении красителей для Мишкана, все они выделены в качестве основных (авот) – несмотря на то, что они, действительно, схожи между собой (Шаббат, 73б-74а; Рамбам, «Шаббат», 8:11).

Вместе с тем, они отличаются способом отделения. При работе «веять» отделяют отбросы с помощью ветра, но «перебирают», как правило, вручную. А просеивают с помощью решета или сита (Раши, Шаббат, 73а; «Сефер а-Арух», «Зар», 2). Правда, в другом месте указано, что работа «перебирает» тоже совершается при помощи решета или сита, а не рукой (Раши, Шаббат, 74а, 138а).

В связи с этим необходимо подчеркнуть различие этих трех работ в еще одном аспекте: при работе «веет» отделяют зерна от обломков колосьев, при работе «перебирает» – зерна от мелких камешков и прочего сора, а при просеивании – муку от отрубей (Раши, Шаббат, 75б, «Арей у орег»). Эти три работы совершаются на трех разных этапах изготовления хлеба или красителей (р. Овадья из Бартануры, Шаббат, 7:2).

К этим трем работам близка также работа «молотить» (даш), но при ее выполнении отделяют отходы, которые не просто смешаны, а еще соединены со съедобной частью.

(10) Работа «замешивать»

Следующая работа «замешивать» (לָּשׁ – лаш) заключена в смешивании сыпучего вещества с жидкостью до образования единой массы. В качестве «жидкости» могут выступать не только вода и другие напитки, но и такие вязкие продукты как мед, гусиный жир и т.п. («Мишна Брура», 321:50).

Этот запрет подразумевает не только пищевые продукты. Ведь при изготовлении Шатра Откровения замешивали измельчённые растения для приготовления из этой смеси красителей (Раши, Шаббат, 49б и 73а).

Основной работой (ав мелаха) является замешивание муки с водой для изготовления теста. Минимальным объемом, за замешивание которого нарушитель ответственен по закону Торы, является, как и в предыдущих случаях, ка-грогерет – «с инжир» (Рамбам, «Шаббат», 8:16). Но совершать эту работу по отношению к меньшему объему тоже запрещено Торой («Хаей Адам», 19:1).

В Талмуде приведено мнение раби Йеуды а-Наси (Раби), согласно которому работа «замешивать» совершается даже в том случае, когда воду просто добавляют в муку (Шаббат, 18а), ведь при этом уже начинается образование замеса. И принято устрожать в соответствии с этим мнением («Хаей Адам», 19:1; «Мишна Брура», 324:11). Но, по другому мнению, добавлять воду в муку – это запрет мудрецов («Беур Алаха» 324:1, «Эйн»).

Однако если сыпучие вещества (такие, например, как семена кунжута и льна) при смешивании с водой образуют тесто даже без всякого дальнейшего замешивания, то, по всем мнениям, такое добавление воды запрещено Торой (Рамбам, «Шаббат», 8:16; «Орхот Шаббат», 1, 6) – это производная работа (толада) от основной работы «замешивать» («Мишнат а-Шаббат», «а-Лаш»).

И также для тех веществ, которые при смешении с жидкостью вообще не образуют единой массы, подобной тесту, а так и остаются взвесью (например, смесь воды с пеплом), по ряду мнений, соединение с жидкостью и есть запрещенное Торой «замешивание» – ведь, сколько эту взвесь потом не мешай, ее консистенция существенно не изменится («Мишна Брура», 321:50, «Беур Алаха», 324:1, «Эйн»; «Орхот Шаббат», 1, 6, с. 227).

Производной работой от основной «замешивать» является также замешивание комков земли с водой (Рамбам, Шаббат, 8:16).

Из Торы запрещено делать только густой замес – блила ава. А мудрецы запретили делать даже жидкий замес – блила рака (Шаббат, 156а, Раши; «Мишна Брура», 321:66). Критерий, по которому различают эти два вида замеса, таков: смесь, получившуюся при жидком замесе можно переливать из сосуда в сосуд, а густое тесто утрачивает текучесть и перелить его уже невозможно (Хазон Иш, «Орах Хаим», 58:9; «Орхот Шаббат», 1, 6, с. 226).

Работа «замешивать» отличается от большинства других работ тем, что в ряде случаев мудрецы не запретили выполнять ее измененным способом (Шаббат, 156а; «Орхот Шаббат», 1, 6, с. 228). К таким изменениям в замешивании разрешено прибегать, только если данный вид пищи невозможно приготовить в канун Шаббата. И если в Шаббат необходимо смешать порошок с водой, чтобы приготовить кашу для ребенка, то замес делают измененным способом («Орхот Шаббат», 1, 6:15).

Наилучшим изменением является замешивание крест-накрест – шти ва-эрев (Шаббат, 156а, Раши; «Орхот Шаббат», 1, 6:17). Разрешено также взбалтывать смесь, потряхивая сам сосуд, а также замешивать маленькими порциями, по чуть-чуть (Шаббат, 156а; «Беур Алаха», 321:14, «Ше-ма яво»). Можно прибегать и к другим изменениям: например, если обычно замешивают ложкой или вилкой, замешивать ручкой ложки или вилки, или ножом («Игрот Моше», «Орах Хаим», 4, 74, «Лаш»). При этом желательно изменить и сам способ соединения вещества с жидкостью: например, если обычно, в будни, его заливают жидкостью, то в Шаббат, наоборот, его помещают в сосуд с уже налитой жидкостью (Шаббат, 156а; «Орхот Шаббат», 1, 6:15).

Важно отметить, что запрет «замешивать» относится также к смеси измельченных овощей или фруктов с жидкостью (оливковым маслом или уксусом) («Орхот Шаббат», 6:22). Но такую смесь разрешено замешать с майонезом измененным образом – крест-накрест (там же, 6:25). А если смесь приготовили еще до Шаббата (например, салат из мелко нарезанных баклажанов), но теперь жидкость (например, оливковое масло) всплыла на поверхность, эту смесь разрешено размешать, ведь она уже была замешана до Шаббата (там же, 6:30).

Разрешено добавлять растительное масло в обычный овощной или фруктовый салат, а затем перемешать его – ведь, поскольку плоды не нарезаны слишком мелко, это «замешиванием» не является («Мишна Брура» 321:68; «Орхот Шаббат», 6:34). И также разрешено перемешивать варенную пищу с жидкостью до образования единой массы (например, рассыпчатую картошку с подливкой), ведь это не «замешивание», а «способ еды» – дерех ахила («Орхот Шаббат», 6:13/26/).

Разрешено смешивать с жидкостью растворимые сыпучие вещества (сахар, кофейный порошок и т.п.), потому что при этом замеса не образуется, а сыпучее вещество полностью растворяются («Игрот Моше», «Орах Хаим» 4, 74, «Лаш»).

С запретом «замешивать» связано множество дополнительных подробностей и нюансов, которые требуют особого, серьезного изучения.

Продолжение следует


http://www.beerot.ru/?p=29346