Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления покрывал

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

873
порядок изготовления
Продолжение (начало здесь)

(27) Работа «снимать шкуру»

Следующая работа – «снимать шкуру» (מַּפְשִׁיט – мафшит). Снимании шкуры с убитого животного – это основная работа (ав мелаха).

При изготовлении Шатра Откровения снимали шкуры с баранов и тахашей, чтобы сделать из них покрывала Шатра («Мишнат Шаббат», 31).

Минимальным размером снятой шкуры, за который нарушитель ответственен по закону Торы, является такой, на котором можно написать камею (Рамбам, «Шаббат», 11:5; камея – листок с особым текстом для исцеления или избавления от опасности). Вместе с тем, запрещено из Торы снимать шкуру даже в самом малом количестве, но до размера камеи нарушитель не должен приносить грехоочистительную жертву хатат («Мишна Брура», 327:16; «Мишнат Шаббат», 31).

Запрещено снимать лишь шкуру, непригодную в пищу. Но шкурку с варенной или жареной курицы можно снять, поскольку она тоже пригодна в пищу и считается пищей («Кицур Алахот Шаббат», «Мафшит»). Но есть устрожающие и считающие, что снимать такую кожицу разрешено только перед самой трапезой, чтобы не совершить другую запрещённую работу борер («перебирать»).

Производной работой (толада) от основной работы «снимать шкуру» является разделение уже снятой шкуры на два слоя: внутренний, который был обращен к мясу животного (этот слой называют духсостос) от внешнего, который называют клаф (Рамбам, «Шаббат», 11:6; «Мишна Брура», 327:16).

(28) Работа «выделывать шкуру»

Работа «выделывать шкуру» (מְעַבֵּד – меабед) включает обработку шкуры солью, негашеной известью и другими предназначенными для выделки веществами (Рамбам, «Шаббат», 11:5). Это основная работа (ав мелаха).

При изготовлении Шатра Откровения обрабатывали и выделывали шкуры баранов и тахашей, чтобы сделать покрывала Шатра («Мишнат Шаббат», 32).

Минимальным размером выделанной кожи, за который нарушитель ответственен по закону Торы, является такой, на котором можно написать камею (Рамбам, «Шаббат», 11:5).

В мишне из трактата Шаббат (7:2) названо две отдельных работы: «солить» и «выделывать шкуру». Но в Талмуде разъяснено, что засаливание кожи – это только первый этап ее выделки, после которого ее засыпают известью. Поэтому, в сущности, это не две разные работы, а два этапа одной (Шаббат, 75б, Раши; Рамбам, «Шаббат», 11:5). Для названия этой работы, как правило, применяют более общий термин «выделывает» (меабед), но иногда ее называют и по первому этапу: «солит» (молеах).

Производная работа (толада) от основной работы меабед заключается в том, что шкуру топчут ногами, пока она не затвердеет (Рамбам, «Шаббат», 11:6; «Хаей Адам», 32-33:3; «Мишна Брура», 327:12). В связи с этим мудрецы запретили класть невыделанную шкуру на проходе, чтобы по ней ходили («Хаей Адам», 32-33:4).

К производным работам относится также размягчение кожи вручную, как это делают шорники (Рамбам, «Шаббат», 11:6; «Хаей Адам», 32-33:3; «Мишна Брура», 327:12).

Из Торы запрещено размягчать кожу маслом или другими веществами (Рамбам, «Шаббат», 23:10). Поэтому нельзя смазывать обувь маслянистыми веществами, ведь, как правило, при этом нарушается также и запрет «красить» («Хаей Адам», 32-33:5; «Мишна Брура», 327:12).

Согласно закону Торы, запрет «солить и выделывать шкуру» не относится к пищевым продуктам (Шаббат, 75б; Рамбам, «Шаббат», 11:5). Но мудрецы запретили засаливать в Шаббат мясо, чтобы удалить из него кровь, так как это «похоже на засаливание кожи». Это запрещено даже в случае возможных убытков («Хаей Адам», 32-33:10; «Мишна Брура», 321:21).

Этот запрет мудрецов распространяется на все продукты, которые изменяют свои свойства при обработке солью – т.е. становятся более мягкими или более твердыми, утрачивают свою остроту или горечь и т.п. К таким продуктам относятся, например, редька, лук, чеснок, а также огурцы – их обработка солью тоже «похожа на засаливание кожи». Поэтому их запрещено посыпать солью даже для того, чтобы сразу съесть. Но можно обмакнуть каждый кусочек в соль и съесть («Хаей Адам», 32-33:7; «Мишна Брура», 321:14).

Запрещено заквашивать любые виды овощей или фруктов, потому что это тоже похоже на работу «солить» («Хаей Адам», 32-33:8; «Зихру Торат Моше», 36-3; «Мишна Брура», 321:15).

Но разрешено солить даже перечисленные выше овощи, если к ним добавляют уксус или растительное масло, поскольку они ослабляют силу соли («Мишна Брура», 321:14). Поэтому можно приготовить приправу, которую делают из кусочков редьки и лука, ведь в нее сразу же добавляют растительное масло и уксус («Хаей Адам», 32-33:8). И разрешено солить салат из свежих овощей, в который добавляют растительное масло или уксус, ослабляющие воздействие соли («Мишна Брура», 321:14; «Кицур Илхот Шаббат», 31:3; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 11:1). А по мнению ряда авторитетных законоучителей, следует устрожить и налить масло или уксус в салат еще до того, как его посолят («Кцот а-Шулхан», 128:3/5/).

Кроме того, разрешено солить продукты, которые вообще не принято засаливать или мариновать, – например, яйца или вареные овощи («Шулхан Арух», 321:5, «Мишна Брура», 18). Поэтому салат, большинство ингредиентов которого составляют такие продукты, можно посолить даже в том случае, если в него не добавляют уксус или растительное масло («Орхот Шаббат», 7:10/20/). Но лучше посолить салат перед самой трапезой, так как если посолить и оставить его надолго, это будет выглядеть как засаливание («Хаей Адам» 32-33:7; «Мишна Брура», 321:21; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 11:2).

(29) Работа «размечать»

В Талмуде указано, что вместо работы «солит», которая является лишь первым этапом работы меабед («выделывает шкуру»), к перечню 39 запрещенных в Шаббат работ следует добавить работу «размечает» (משרטט – месартет).

Основной работой (ав мелаха) является разметка кожи, чтобы ее нарезать на куски нужной величины, как это делают кожевенники и шорники. По порядку эта работа выполняется после «скоблить» и перед «разрезать».

При изготовлении Шатра Откровения размечали выделанные кожи, снятые с баранов и тахашей, чтобы сделать покрывала Шатра (Раши, Шаббат, 75б).

Однако Рамбам считает, что основной работой месартет является разметка, которая делается для того, чтобы написать буквы. Тогда минимальным размером размеченного участка, за который нарушитель ответственен по закону Торы, является такой, на котором можно написать две буквы (Рамбам, «Шаббат», 11:17; «Шаар а-Циюн», 340:53). А прототипом этой работы при изготовлении Мишкана была разметка, которую делали на брусьях Шатра, чтобы обозначить их буквами («Мишнат Шаббат», 34). При таком понимании работа «размечать» связана с работой «пишет две буквы» (котев штей отийот), о которой речь еще впереди.

К работе «размечать» относится также нанесение разметки на пергамент или бумагу для того, чтобы ровно разрезать их или для письма («Хаей Адам», 34:1; «Зихру Торат Моше», 38:1; «Мишна Брура» 340:22, «Шаар а-Циюн», 340:53-54).

Производной работой (толада) от основной месартет является нанесение разметки на деревянную заготовку или на камень, чтобы ровно отпилить или отколоть необходимый кусок. И не имеет значение, наносится ли разметка с помощью насечек, царапин или краской (Рамбам, «Шаббат», 11:17). Очевидно, что, в соответствии с мнением Раши, разметка на дереве или камне, наносимая для того, чтобы отрезать куски необходимого размера, вероятно, является не производной работой, а основной («Шаар а-Циюн», 340:54).

Запрет «размечать» не относится к пищевым продуктам. Поэтому можно, например, намечать ножом линии на торте, чтобы затем ровно его нарезать («Шмират Шаббат ке-Илхата», 11:15; «Мишнат а-Шаббат», 34).

http://www.beerot.ru/?p=34293

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here