Введение в законы Шаббата — Порядок изготовления частей Шатра Откровения — Работа «выносить из одного владения в другое»

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

840
выносить

(39) Работа «выносить из одного владения в другое»

Последняя работа из тридцати девяти запрещенных в Шаббат работ – «выносить из одного владения в другое» (מּוֹצִיא מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת – моци ми-решут ли-решут). Основная работа (ав мелаха) заключена в переносе предметов из «частного владения» во «владение многих» (Шаббат, 96б; Раши, Шаббат 2б).

Определяющий признак «частного владения» (решут а-яхид): место закрытое для прохода большого количества людей, – либо с помощью стен и перегородок (мехицот), как здание, либо с помощью естественных преград, например, яма (Шаббат 6а; «Шулхан Арух», 345:2). Термин решут а-яхид не подразумевает, что данное огороженное пространство является частной собственностью, ведь при определенных условиях статусом решут а-яхид может обладать огороженный общий двор и даже огороженный стеной город, если его ворота запираются хотя бы на ночь (Рамбам, Шаббат, 14:1). «Частным владением» могут быть также предметы определенных размеров, стоящие во «владении многих», например, шкаф, сундук, телега или карета («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 345:6, «Мишна Брура», 345:13,16), и даже автомобиль, если высота его внутреннего помещения составляет не менее десяти «ладоней», тефахов («Шмират Шаббат ке-Илхата», 17:2). Минимальная площадь «частного владения» – четыре ладони на четыре ладони, а минимальная высота ограждений – десять ладоней («ладонь» или тефах – мера длины, равная 9,6 см. по мнению Хазон Иша или 8 см. по мнению р. Х. Наэ).

В отличие от решут а-яхид, «владение многих» (решут а-рабим) – это пространство, предназначенное для прохождения большого количества людей, например, дорога, соединяющая два города, или улицы и торговые площади в городах (Шаббат 6а, Раши). Критерии, определяющие решут а-рабим, установлены в соответствии с основными характеристиками стана сынов Израиля в пустыне Синай (Шаббат 98а; Раши, Шаббат 6а). Так, «владение многих» должно быть шириной не менее 16 «локтей», поскольку такой ширины были проезды для повозок в Синайском стане (локоть или ама – это мера длины, равная, по мнению Хазон Иша, 57,6 см., а по мнению р. Х. Наэ – 48 см.).

Приступая к изготовлению Шатра Откровения, сыны Израиля переносили все необходимые материалы из семейных шатров («частное владение») на улицы стана, а затем – в лагерь левитов, который тоже имел статус «владения многих», так как туда приходили все евреи. В Торе прямо указано, что такой перенос из частного владения во владения многих называется «работой». Ведь написано, что, когда евреи принесли для строительства Шатра больше материалов, чем было нужно, Моше объявил по стану: «Мужчины и женщины пусть не делают больше работы (מְלָאכָה – мелаха) для святых приношений» – и перестал народ приносить» (Шмот, 36:6) – т.е. перенос приношений назван «работой» (Шаббат 96б, Раши). Кроме того, в процессе сбора шатра на каждой новой стоянке переносили брусья из повозок («частное владение») на широкие проходы стана, имеющие статус «владения многих». А в процессе сбора Шатра, перед тем как отправиться в очередной переход, брусья переносили из «владения многих» в повозки (Шаббат 49б, Раши; «Мишнат а-Шаббат», 43).

В Гемаре указано, что основной работой является вынос предмета из «частного владения» во «владение многих», потому что это действие совершалось при доставке пожертвований для Шатра в стан левитов, как об этом сказано в самой Торе: «…все приношения, которые принесли сыны Израиля для священной работы…» (Шмот, 36:3). А обратное действие – внос из «владения многих» в «частное владение» – по ряду мнений, считается производной работой, толада (Шаббат 96б; Раши, Шаббат 2б).

Производной работой является также перенос предметов во «владении многих» на минимальное расстояние в четыре «локтя» (Шаббат 96б; Рамбам, Шаббат, 12:8; Ран, Шаббат, «Дапей а-Риф», 31б).

К производным работам относится и перебрасывание или перетягивание предметов из одного «частного владения» в другое через «владение многих», лежащее между ними, а также наоборот (Шаббат 96б, Раши; Рамбам, Шаббат, 12:10 и 13:18).

Минимальный размер вынесенного из одного владения в другое предмета, за который нарушитель ответственен по закону Торы (т.е. в случае неумышленного нарушения должен принести жертву хатат), в отношении продуктов питания равен сухой ягоде инжира, ка-грогерет (Рамбам, Шаббат, 18:1).

http://www.beerot.ru/?p=39237