Авдала. Что делать, если забыли произнести авдалу?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1730

На исходе субботы в вечерней молитве маарив произносят специальную вставку, которая разделяет между субботой и буднями. Эту вставку добавляют в благословение «дарующий знание», первое благословение буднего дня, не включенное в субботние и праздничные молитвы.

Комментаторы назвали несколько причин, по которым формула авдалы вставляется именно в это благословение. Одна из них связана с содержанием самого благословения, которое является мольбой о мудрости. Ведь тот, у кого нет мудрости и понимания, не способен отличить святое от будничного!

Другая причина заключается именно в том, что данное благословение является первым благословением буднего дня. В Субботу запрещено молить Всевышнего о необходимом. Для того, чтобы приступить к благословениям, являющимся мольбой о личных нуждах, требуется покинуть святость Субботы и вернуться к рутине будних дней. Поэтому в начале первого будничного благословения произносят формулу авдалы.

Тот, кто забыл произнести авдалу в молитве на исходе Субботы, не должен возвращаться к благословению «дарующий знание». Тем более, тот, кто вспомнил об этой оплошности после того, как закончил молитву, не должен молиться еще раз.

Но того, кто не произнес отрывок авдала в молитве, а также не сделал авдалу на бокал вина, как того требует закон, и начал есть, мудрецы обязали молиться еще раз. Но тот, кто сделал авдалу на бокал вина, уже не должен исправлять ошибку в молитве ни при каких обстоятельствах.

Тот, кто, вопреки установленному порядку, сделал авдалу на вино до молитвы маарив, все равно должен добавить соответствующую вставку в молитву маарив.

Тот, кто вообще забыл или не смог произнести вечернюю молитву маарив, но сделал авдалу на бокал вина, не должен произносить авдалу ни когда произносит молитву шахарит в первый раз, ни когда произносит ее во второй раз, чтобы восполнить пропущенную молитву маарив. Но тот, кто не сделал авдалу вообще, должен вставить соответствующий отрывок, когда будет произносить молитву шахарит во второй раз для восполнения пропущенной молитвы маарив.

Рав Шломо Залман Ойербах пишет, что тот, кто произнес отрывок авдала в молитве маарив, но совершил другую ошибку в молитве, из-за которой ему необходимо произнести ее еще раз (например, забыл вставку, связанную с полупраздничным днем, или забыл зимнюю вставку «дай росу и дождь» [תן טל ומטר]), не должен произносить авдалу еще раз.

(По Шулхан Арух 294:1 и Мишна Брура там 1 и 2, Беур Алаха, Диршу 7)


http://www.beerot.ru/?p=26334