Аль а-Нисим

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1464

В день праздника Пурим (то есть, начиная с вечера на 14-е Адара в городах, в которых Пурим празднуют 14-го, и начиная с вечера на 15-е Адара в городах, в которых Пурим празднуют 15-го, и до следующего вечера) добавляют вставку «Аль а-Нисим» [עַל הַנִּסִּים] во все молитвы «Шмоне Эсре» и во все благословения после трапезы с хлебом. И сефарды, и ашкеназы должны говорить именно «Аль а-Нисим», без буквы «вав» в начале. Но тот, кто следует хасидской традиции и молится по молитвеннику «сфард», должен произнести «Ве-аль а-Нисим» [וְעַל הַנִּסִּים].

Эта вставка звучит так:

עַל הַנִּסִּים וְעַל הַפֻּרְקָן וְעַל הַגְּבוּרוֹת וְעַל הַתְּשׁוּעוֹת וְעַל הַמִּלְחָמוֺת שֶׁעָשִׂיתָ לַאֲבוֹתֵינוּ בַּיָּמִים הָהֵם בַּזְּמַן הַזֶּה.

בִּימֵי מָרְדְּכַי וְאֶסְתֵּר בְּשׁוּשַׁן הַבִּירָה כְּשֶׁעָמַד עֲלֵיהֶם הָמָן הָרָשָׁע בִּקֵּשׁ לְהַשְׁמִיד לַהֲרוֹג וּלְאַבֵּד אֶת-כָּל-הַיְּהוּדִים מִנַּעַר וְעַד זָקֵן טַף וְנָשִׁים בְּיוֹם אֶחָד בִּשְׁלֹשָׁה עָשָׂר לְחֹדֶשׁ שְׁנֵים עָשָׂר הוּא חֹדֶשׁ אֲדָר וּשְׁלָלָם לָבוֹז; וְאַתָּה בְּרַחֲמֶיךָ הָרַבִּים הֵפַרְתָּ אֶת עֲצָתוֹ וְקִלְקַלְתָּ אֶת מַחֲשַׁבְתּוֹ וַהֲשֵׁבוֹתָ-לוֹ גְמוּלוֹ בְרֹאשׁוֹ וְתָלוּ אוֹתוֹ וְאֶת בָּנָיו עַל הָעֵץ.

За чудеса и за спасение, и за могучие деяния, и за избавления, и за войны, которые Ты вел, защищая наших отцов в те дни в это время:

Во дни Мордехая и Эстер в столичном граде Шушан, когда восстал на них злодей Аман, замыслил он истребить, умертвить и погубить всех евреев, от юноши до старца, младенцев и женщин, в один день в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адар, а имущество их разграбить; Ты же в милосердии Своем великом расстроил замысел его и воспрепятствовал намерению его, и обратил возмездие на него самого, и повесили его и сыновей его на дереве.

В молитве это дополнение вставляют в благословение «Модим» [מודים — благодарим], а в благословении после еды — в благословение «ноде леха» [נודה לך — будем благодарить Тебя].

Тот, кто забыл эту вставку в молитве и вспомнил еще до того, как произнес Имя Всевышнего в заключении благословения «Модим», должен вернуться и произнести эту вставку. Но тот, кто уже произнес Имя Всевышнего, не должен возвращаться и не должен повторять молитву.

Что касается благословения после еды после дневной трапезы в праздник Пурим, в этом вопросе существует разногласие между авторитетами. Поэтому тому, кто забыл произнести пуримскую вставку в благословении после еды, лучше всего еще раз омыть руки, произнести благословение на хлеб, съесть как минимум кезаит хлеба и произнести благословение после еды еще раз, на этот раз – без ошибок. Еще один вариант — попросить кого-нибудь, кто собирается произносить благословение после еды, чтобы тот произносил его вслух и подразумевал выполнить эту заповедь также и для того, кто забыл пуримскую вставку. Забывший же должен внимательно слушать благословение и отвечать «амен». Если ни то, ни другое невозможно, то произносить благословение после еды второй раз не следует.

Тот, кто начал есть до заката солнца на исходе праздника Пурим, и закончил трапезу после заката, или даже после выхода звезд, все равно должен добавить вставку «аль а-ниссим». Но тот, кто забудет ее произнести, уже не сможет исправить ошибку.

(По Р. Йеуда Чезнер, «Шаарей Йамей а-Пурим» 3:9:1-3)


http://www.beerot.ru/?p=24751