Батим Махер — мастер по «коробочкам»

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1757

Для того, чтобы произвести кошерные тфилин, требуется работа двух мастеров. Один из них – это писарь, «софер», который пишет на специальном пергаменте отрывки из Торы, необходимые для тефилин. Другой мастер – это так называемый батим махер, который производит «коробочки» тфилинов. У тфилинов есть также третья составляющая – это ремни. Они тоже требуют специальной обработки, но ни сложность их производства, ни их стоимость не идут ни в какое сравнение со стоимостью и сложностью производства паршийот, то есть, написанных на пергаменте отрывков из Торы, и батим – «коробочек», которые привязывают к голове и к руке для того, чтобы выполнить заповедь тфилин.

Так же, как софер, батим махер должен знать многочисленные законы, связанные с производством батим, и так же, как соферу, ему приходится выдерживать тяжелые испытания, чтобы устоять перед соблазном и не продать некошерные батим. Ведь во многих случаях постороннему человеку будет чрезвычайно трудно или вообще невозможно определить, соответствуют ли батим требованиям закона.

Например, алаха (закон) требует, чтобы батим были идеально квадратными. Так как их производят из шкур животных, придать им безукоризненную форму – это чрезвычайно сложная задача. Часто в результате этого процесса в баите появляются всевозможные неровности и морщины. Теперь батим махер оказывается перед моральной дилеммой. С одной стороны, он может потратить немало сил и времени для того, чтобы выровнять этот баит. (Это достигается посредством растягиваний, нажатий, зачисток и других методов, которые известны только профессионалам). С другой стороны, он может просто заполнить неровности клеем, все это разровнять и закрасить (все тфилины должны быть покрашены специальной краской). Никто никогда не узнает, что этот прекрасный, идеально квадратный баит некошерный!

Если сейчас Вы думаете: «Такого не может быть! Неужели есть люди, которые на такое способны?!», я бы Вам посоветовал пересмотреть свои взгляды. К сожалению, подобного рода проблемы были обнаружены бессчетное количество раз…

Конечно, есть батим махеры, отличающиеся честностью и Б‑гобоязненностью. Нет никаких сомнений, что в подобной ситуации они поступят правильно.

Для примера, давайте рассмотрим ситуацию, когда в стенке баита появляется дырка, что превращает баит в некошерный. Если эта дырка находится на наружной стенке, то ее можно увидеть невооруженным глазом. Если же она на внутренней стенке, то после того, как камеры баита сжимают вместе, ее обнаружить уже невозможно. (У тефилина, который накладывают на голову, четыре внутренние камеры, что означает, что шесть стенок камер находятся внутри баита.) Добросовестные батим махеры заполняют камеры тфилина спиртом, чтобы убедиться, что в них нет даже микроскопического отверстия. (Если есть отверстия, спирт просачивается сквозь них и капает с наружной части баита.)

Однажды я оказался в мастерской у знакомого батим махера. Я заметил, что в дальнем углу мастерской лежит несколько батим. В ответ на мой вопрос, хозяин мастерской сообщил мне, что в этих батим есть отверстия и указал на них.

Могу с полной уверенностью сообщить Вам, что если бы мастер сам не показал, где находятся дыры, их бы никто никогда не обнаружил!

(По книге рава Реувена Менедловича, «Inside סת״ם»)


http://www.beerot.ru/?p=14277