Как выбрать софера?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1479

Вопрос: действительно ли столь важно знать, насколько квалифицированы люди, которые участвуют в производстве и продаже свитка Торы, мезузот, и тфилин, которыми пользуюсь я и моя община? В особенности мой вопрос относится к соферу – писарю.

Ответ: Это чрезвычайно важно!

Талмуд в трактате Эрувин (13а) рассказывает о том, как раби Ишмаэль предупредил раби Меира, узнав, что раби Меир был софером: «Сын мой, будь очень осторожен в своей работе, так как это – работа во славу Небес. И если ты опустишь или добавишь хотя бы одну букву – ты разрушишь целый мир!»

Законоучители посвятили великое множество книг вопросу о том, насколько важно выбрать софера, обладающего истинным трепетом перед Всевышним. Это даже более важно, чем выбрать Б‑гобоязненного шохета (резника). Почему же?

Многие люди не осознают, в какой степени они полагаются на софера, когда покупают у него свиток Торы, тфилин или мезузу (сокращенно СТАМ). Для того, чтобы их правильно написать, нужно знать огромное количество законов. Еще до начала письма софер должен произнести слова «ле-шем кедушат мезуза» («во имя святости мезузы»); он обязан знать, в каких случаях можно соскрести лишние чернила, чтобы разделить слившиеся буквы, а в каких – нельзя, и т. д.

Перед тем, как покупать СТАМ, совершенно необходимо убедиться, что софер получил разрешение от одной из признанных организаций, контролирующих качество продукции. Эти разрешения действительны только в течение ограниченного времени. От софера требуется пересдать экзамен, чтобы возобновить сертификат, дающий ему право писать СТАМ. Благодаря этому у софера возникает стимул постоянно повторять соответствующие законы. Софер, который этого не делает, обязательно начнет писать СТАМ, который не является меудар (то есть, его продукция не будет считаться кошерной по всем мнениям). Более того, забыв законы, он может дойти до того, что начнет писать вообще некошерную продукцию.

Это что касается знаний софера. Не менее важно проверить (насколько это возможно), что софер является честным и Б-гобоязненным человеком. Во многих случаях, даже если софер написал или исправил свою работу таким образом, что она является абсолютно некошерной, это совершенно невозможно определить. Кроме того, у него может быть соблазн продать что-то, что кошерно не по всем мнениям, как первосортный продукт, [и взять с клиента цену, которая совершенно не соответствует качеству]. Даже клиент, хорошо знакомый с законами написания СТАМ, далеко не всегда сможет это определить. Поэтому очень важно найти софера (или дилера СТАМ) высокого духовного уровня, человека, на которого можно полностью полагаться.

(По книге рава Реувена Мендловича «Inside סת״ם»)

Софер должен обладать особенной Б-гобоязненностью, так как перед ним часто возникает тяжелое испытание: он уже потратил три дня на написание тфилина, и вдруг, неосторожным движением руки, он испортил его таким образом, что по закону его невозможно исправить. При этом он может легко скрыть тот факт, что была сделана ошибка, и исправить его так, что никто никогда не узнает, что тфилин некошерный. Поэтому Шулхан Арух (Орах Хаим, 32:20) пишет: «Необходимо очень внимательно относиться к недостающим или лишним буквам, ибо если одной буквы не хватает, или если одна буква лишняя, тфилин будут некошерными. И получится, что его владелец накладывает их, и впустую произносит на них благословение, и всю жизнь свою проживет, не выполнив заповедь тфилин. И соферу полагается за это суровое наказание. Поэтому каждый, кто занимается написанием или исправлением тфилинов, должен обладать огромной Б-гобоязненностью и трепетать перед словом Всевышнего».


http://www.beerot.ru/?p=14080