Кто должен есть мацу, и сколько?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2943

Есть мацу в первую ночь праздника Песах — это заповедь Торы, как сказано (Шмот 12:18): «Вечером ешьте мацу». Эта заповедь действует в любое время и в любом месте. Даже тот, кто не может принести пасхальную жертву, не находится в Иерусалиме и даже в земле Израиля, должен есть мацу. (И этим заповедь есть мацу отличается от заповеди есть марор, которая по закону Торы сопряжена с принесением пасхальной жертвы, и поэтому сегодня действует как постановление мудрецов.)

Женщины тоже обязаны есть мацу наравне с мужчинами. И хотя Тора освободила женщин от повелительных заповедей, зависящих от времени, данная заповедь является исключением из этого правила.

Дети, достигшие возраста, в котором их можно приучать к исполнению заповедей, тоже должны съесть кезаит мацы, так же, как и взрослые. (Что такое кезаит мацы, мы обсудим в следующем выпуске, с Б-жьей помощью.)

По закону Торы, достаточно съесть один кезаит мацы. Но мудрецы постановили, что в память о пасхальной жертве съедают еще один кезаит после окончания пасхальной трапезы. Эту мацу называют «афикоман». Кроме того, есть традиция есть «корех» — мацу и марор вместе. Получается, что в процессе пасхального седера съедают три кезаита мацы. Есть также мнение, что когда первый раз произносят благословения «а-моци лехем мин а-арец» и «аль ахилат маца»  и ломают две мацы, следует съесть два кезаита — по кезаиту от каждой сломанной мацы. Есть также мнение, что надо съесть два кезаита на афикоман. Получается, что даже тот, кто хочет учесть все мнения, должен съесть всего пять кезаитов мацы! Но тот, кому по какой-то причине есть мацу очень трудно, или тот, кто не может достать достаточное количество мацы, должен знать, что, съев всего лишь один кезаит, он выполнил заповедь Торы. А тот, кто съел два кезаита, — один в начале трапезы, и один на афикоман — выполнил также заповедь мудрецов.

Таким образом, мы приходим к четырем уровням выполнения этой заповеди:

  1. Больной или пожилой человек, которому чрезвычайно трудно (или вредно) есть мацу, должен попытаться съесть хотя бы один кезаит, чтобы выполнить заповедь Торы. Рав Чезнер пишет, что эта заповедь напоминает нам, насколько Всевышний любит еврейский народ, и какие великие чудеса Он сделал для Своего народа при исходе из Египта.

Тем не менее, если съедение мацы чревато опасностью для жизни (например, для тех, у кого есть аллергия на глютен), мацу не следует есть ни в коем случае.

  1. Тот, кому тяжело есть мацу, может съесть два кезаита. При этом он не выполнит традицию корех, которая является частью пасхального седера, но выполнит заповедь Торы и постановление мудрецов.
  2. Съев три казаита, мы выполняем все заповеди и традиции пасхального седера.
  3. Тот, кто хочет выполнить заповеди по самому строгому мнению, должен съесть пять кезаитов мацы.
  4. Важно не забывать, что для выполнения заповедей первой ночи праздника Песах предпочтительно использовать ручную мацу.

(По Раби Йеуда Чезнер, «Шаарей йамей а-Песах», 7:6:1-4)


http://www.beerot.ru/?p=25037