Леках

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1559

По мнению автора Шулхан Арух, один из видов печеных изделий, на которые следует произносить благословение «боре миней мезонот» – это хлеб из теста, которое замесили не только на воде, но также на масле, молоке или на меду. Если в хлебе чувствуется вкус добавленной в него примеси, то он теряет статус хлеба. Поэтому на него надо произносить благословение «боре миней мезонот».

Но Рамо (так, как его объясняет комментарий «Турей Заав») считает, что только если большая часть жидкости, на которой было замешано тесто, это не вода, данное изделие теряет статус хлеба. В противном случае, перед тем, как его есть, надо омыть руки и произнести благословение «а-моци лехем мин а-арец». Таким образом, только на сладкий пирог «леках», который по вкусу совсем не похож на хлеб, требуется произносить благословление «боре миней мезонот». Ашкеназские евреи (выходцы из Европы) должны вести себя в соответствии последним мнением. Это означает, что для них даже булочка, испеченная на смеси воды и фруктового сока, является полноценным хлебом, со всеми вытекающими отсюда законами.

Хазон Иш пишет, что в данном случае необязательно знать точную пропорцию между водой и другой жидкостью, которая использовалась при замесе теста. Главное, чтобы у теста был вкус печенья, пирога или другого сладкого изделия, а не хлеба. Если данное изделие едят в качестве сладости, то на него следует произносить благословение «боре миней мезонот».

Из написанного выше можно сделать вывод: если вначале спекли хлеб из обычного теста, а потом начинили или намазали его чем-то сладким, то он не теряет статус хлеба, и на него следует произносить благословение «а-моци лехем мин а-арец». Тем не менее, рав Шломо Залман Ойербах написал, что на круассаны (которые делают из обычного теста и только после выпечки пропитывают сладким сиропом) нужно произносить благословение «боре миней мезонот». Причина в том, что никто не делает трапезу из круассанов. Их пекут только в качестве сладости.

Еще раз напомним, что благословения, которые произносят на печенье, круассаны и пироги, зависят от того, как эти изделия употребляют. Если их едят в качестве сладости или для того, чтобы совсем немножко перекусить, то произносят на них благословление «боре миней мезонот». После того, как оканчивают их есть, произносят «аль а-михья». Но если их едят в больших количествах или как часть трапезы и насыщаются, то следует относиться к ним как к настоящему хлебу. Перед тем, как их есть, следует омыть руки с соответствующим благословением, потом следует произнести на них благословение «а-моци лехем мин а-арец». Закончив трапезу, надо сказать благословение после еды, биркат а-мазон.

(По Шулхан Арух, Орах Хаим 168:7, «Мишна Брура», 29-34, дополнение «Диршу»)


http://www.beerot.ru/?p=15241