В момент наступления праздника Рош а-Шана на исходе субботнего года, долг, на которой не был оформлен прозболь, отменяется. Конечно, это относится только к долгам, которые отвечают определенным критериями (которые мы подробно описали раньше). Теперь, по закону, бывший должник ничего не должен своему заимодавцу! Тем не менее, моральный долг вернуть ссуженные ему деньги или вещи остается. Ведь заимодавец и так сделал ему большое одолжение тем, что дал ему ссуду! Пользоваться тем, что тот не может требовать возвращения долга — это прямо противоположно чувству признательности, которое должник должен испытывать по отношению к своему кредитору. (Ведь речь идет только о беспроцентных ссудах — ибо только такие ссуды разрешены алахой.)
Мишна в трактате Швиит пишет, что мудрецы довольны человеком, который возвращает долги, отмененные субботним годом. Из этого можно сделать вывод, что мудрецы не довольны тем, кто пользуется отменой долгов, и не возвращает деньги.
Как должен поступать должник? Ведь его долг уже отменен!
Если должник придет к заимодавцу и скажет ему: «вот деньги, которые я был тебе должен до того, как мой долг был аннулирован; я хочу дать тебе эту сумму в подарок» — в этом случае, заимодавцу разрешается принять деньги от своего бывшего должника.
Но если должник возвращает деньги молча, или говорит «вот сумма, которую я тебе должен», или «я хочу расплатиться с тобой», то заимодавец обязан сказать ему «я отменяю твой долг, и ты мне ничего не должен». Если должник ответит ему: «тем не менее, я хочу, чтобы ты принял от меня эти деньги» — то деньги разрешается взять. Но если должник этого не сказал, то деньги брать нельзя.
Заимодавцу разрешается прозрачно намекнуть или даже объяснить должнику, что он был бы не против получить деньги. Но заставлять его вернуть ссуду, или настаивать на ее выплате, запрещено.
Еще лучше, чтобы третье лицо объяснило должнику закон, чтобы это не выглядело, как будто заимодавец пытается выдавить из должника деньги.
Если должник понял, что от него хочет заимодавец, он должен сказать: «это мои деньги, но я даю их тебе в подарок». Благодаря этому станет понятно, что он отказался от своего первоначального намерения отдать долг и понял, что по закону этот долг аннулирован. Но если должник не знает закон, не понимает, что от него хотят, и продолжает настаивать на возвращении долга, принимать от него деньги запрещено.
(По книге рава Йеуды Чезнера «Шаарей Шмита», 8:4:1-4)