Песах — Маца шруя

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2326

Звук записал Александр Саликов.

Мы уже упоминали, что муку, которая используется для выпечки мацы, следует стеречь от соприкосновения с водой. Только из муки, которую не мочили до того, как начали месить тесто, можно сделать кошерную мацу. Однако это относится именно к муке. После того, как мацу испекли, вода уже не может сделать ее квасной, поэтому по закону ее можно смешивать с водой или готовить из нее различные блюда.

[Для того чтобы выполнить заповедь есть мацу в первую ночь праздника (а за пределами земли Израиля – и во вторую), необходимо чувствовать вкус мацы. Тот, кто по какой-то причине не может жевать сухую мацу, может вымочить мацу в воде. Если даже этого недостаточно, то можно вымочить мацу в вине, но здоровый человек, который способен жевать мацу, таким образом заповедь выполнить не может.]

Есть общины, придерживающиеся традиции не есть мацу, которая была вымочена в воде («маца шруя» или «геброхтс»), или блюда, изготовленные из мацы, которая соприкасалась с водой. Причина этого в том, что теоретически, после того как тесто для мацы замесили и раскатали, в нем могли остаться небольшие выемки с непропеченной мукой, которая может превратиться в хамец (квасное), смешавшись с водой. Также существует опасение, что на мацу могла осесть мука, находящаяся в воздухе пекарни, и что на тесто перед выпечкой могли случайно просыпать муку.

Для того чтобы мука превратилась в квасное, требуется как минимум восемнадцать минут. Поэтому, даже принимая во внимание вышеупомянутые опасения, можно макать мацу в воду. Тем не менее существует традиция вообще не допускать никакого соприкосновения мацы с водой. Есть также люди, которые не едят мацу, попавшую в сок или в оливковое масло.

Те, кто не соблюдает традицию не есть «маца шруя», утверждают, во-первых, что упомянутые выше проблемы маловероятны, и поэтому не следует принимать их во внимание. Виленский Гаон добавляет к этому, что даже если на тесте или внутри него оставалась какая-то сухая мука, побывав в печке, она уже не может стать квасной, так как жареная мука не заквашивается.

Рав Йеуда Чезнер в книге «Шаарей Йемей а-Песах» пишет, что тот, у кого в семье нет традиции избегать «маца шруя», не должен принимать на себя это устрожение, так как оно влечет за собой определенное облегчение в выполнении заповедей. Ведь тот, кто не ест «маца шруя», тем самым сильно ограничивает разнообразие блюд, которые он сможет приготовить на праздник, и это уменьшает возможность радоваться и наслаждаться праздником. Кроме того, это может отрицательно повлиять на мир в семье, так как это сильно затруднит приготовление еды на Песах.

Каждый должен поступать по традиции, полученной от отцов, или в соответствии с тем, что принято в общине, к которой он принадлежит, ибо все традиции святы.


http://www.beerot.ru/?p=12636