Пища для души и для тела

Дата: | Автор материала: Рав Моше Вае

1647
пища
Предлагаем вашему вниманию сокращенную версию статьи, открывающей трехтомник «Проверка пищи на наличие в ней насекомых согласно еврейскому закону», изданный выдающимся законоучителем современности равом Моше Вае.

О пагубном воздействии запрещенной пищи на человека

1. Отупение сердца

«Не оскверняйте душ ваших всяким насекомым, населяющим землю, и не загрязняйтесь ими, дабы не отупели бы вы из-за них. Ибо Я — Г-сподь, Б-г ваш, и освятите себя и будьте святы, ибо свят Я, и не оскверняйте души свои всякими насекомыми, ползающими по земле» (Ваикра, 11:43-44).
«Сказали в доме учения раби Ишмаэля: нарушение закона Торы отупляет сердце человека, как сказано: “И не загрязняйтесь ими, дабы не отупели бы вы из-за них”» (Йома, 39а).

Пища, которую употребляет человек, становится частью его самого. Она влияет на его духовную сферу, поэтому запретил нам Творец, благословлен Он, употреблять в пищу продукты, вредящие нашему организму, сердцу и душе.

Рав Моше Хаим Луцатто (Рамхаль) в книге «Месилат Йешарим» (11) уподобляет запрещенную пищу яду, вредящему не только организму человека, но и его душе.

В кодексе «Шулхан Арух» приведено, что, хотя по букве закона отец не обязан препятствовать ребенку, который еще не в состоянии осознавать свои поступки (то есть до возраста двух-трех лет), есть продукты, запрещенные постановлением мудрецов (см. Рамо, «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 343:1; «Мишна Брура», там же, 3), все же ему следует постараться оградить его от этого. Ибо употребление в пищу запрещенных продуктов повредит ребенку, когда он вырастет, так как некошерная еда отупляет сердце человека и порождает в нем дурные наклонности («Сифтэй Коэн» к «Шулхан Аруху», «Йоре Деа», 81:26).

Подобно этому, по возможности, желательно постараться, чтобы грудного ребенка не вскармливала нееврейка или еврейка, которая была вынуждена ради сохранения жизни употребить в пищу некошерные продукты («Шулхан Арух» и Рамо, «Йоре Деа», 81:7). Эту рекомендацию законоучителя выводят из истории о Моше Рабейну. В Торе рассказывается, что, когда Йохевед, мать Моше, уже больше не могла прятать своего ребенка от слуг фараона, она сделала ему водонепроницаемую колыбель и опустила ее в воды Нила.

Дочь фараона «обнаружила» колыбель, в которой находился младенец, и решила его усыновить. Сестра Моше, Мирьям, которая находилась неподалеку, чтобы понаблюдать, что произойдет с братом, предложила привести кормилицу для малыша из евреек. В мидраше говорится следующее: «Почему кормилица должна была быть именно из евреек? Разве запрещено Моше есть грудное молоко египтянки? Почему же Мирьям сказала так? Но она сказала так после того, как приносили Моше ко всем египтянкам, а он “забраковал” их всех. А почему “забраковал”? Сказал Всевышний: “Могут ли уста, которые в будущем будут говорить со Мной, впитывать нечистое!?”» («Шмот Раба», 1:25; Сота, 12б; «Биур а-Гро», «Йоре Деа», 81:31).

Автор комментария «При Хадаш» («Йоре Деа», 81:26) пишет: «Из-за того, что сейчас стали пренебрегать вопросами кошерности продуктов, большинство наших детей отходят от еврейских традиций, многие из них вырастают наглецами и их сердца лишены Б-гобоязненности. И даже если их пытаться порицать и наставлять на путь истинный, они не в состоянии прислушаться».

Так объясняет автор комментария к Торе «Ор а-Хаим» стих «Не оскверняйте душ ваших всяким насекомым» (Ваикра, 11:43): «Писание учит нас, что поедание насекомых ведет к тому, что душа сама превращается в насекомое… Если совершают нарушение осознано, то душа превращается в насекомое, а если нарушение совершают непреднамеренно, то душа загрязняется и отупляется. И необходимо каждому особо остерегаться всего того, в отношении чего может возникнуть сомнение, не является ли это мерзостью».

Подобно этому пишет так же и Мальбим (Ваикра, там же): «…и не оскверняйтесь ими, дабы не отупели бы вы из-за них, то есть причина отупения в том, что насекомые могут осквернить вас до такой степени, что сердце отупеет, и не увидит света Торы и заповеди».

2. Отупение мысли

«”Отупляет” — блокирует и изолирует от проникновения любой мудрости» (Раши, Йома, 39а).

Наши мудрецы открыли нам, что запрещенная пища пагубно влияет также и на разум человека, лишая его возможности постижения истины. Она даже может пробудить в нем сомнения в вопросах веры.

В мидраше «Псикта» сказано: «…дабы не отупели бы вы из-за них — научить нас, что духовная нечистота отупляет сознание и преумножает глупость» (конец главы Шмини). Рамбан в комментарии к Торе (Дварим, 22:6) пишет: «Какая разница между чистой (то есть, разрешенной) пищей, и нечистой (то есть, запрещенной), о которой Тора говорит: “Нечистые они вам”? Запрет употреблять нечистую пищу вызван желанием Творца, чтобы мы оставались с кристально чистой душой, были мудрыми, способными постичь истину». Абарбанель (в конце главы Шмини) так же подробно разбирает тему пагубного влияния запрещенных продуктов на человеческий разум.

В книге «Дегель Махане Эфраим» приведен случай, как жители определенной местности спросили Рамбама, почему у них стали возникать сомнения относительно возможности воскрешения из мертвых (что является одним из тринадцати постулатов веры). Рамбам ответил, что, несомненно, их разум затуманен запрещенной едой, и поэтому они не в состоянии понять «сладость высказываний мудрецов, освещающих эту тему».

Автор книги «Месилат Йешарим» (11) пишет: «Запрещенная еда вводит реальную нечистоту в сердце и в душу человека так, что Б-жественная святость покидает и отстраняется от него. Именно об этом сказали мудрецы: “не читай: дабы не осквернились бы вы из-за них, но читай: дабы не отупели бы вы из-за них”, то есть нарушение закона отупляет сердце человека. Ибо отстраняется от него сознание истинное и дух разума, которые Всевышний дарует любящим Его, как сказано: “Ибо Г-сподь дарует мудрость” (Мишлей, 2:6). А человек этот остается на животном уровне, будучи погружен в материальность и грубость этого мира. И запрещенная пища действует на человека гораздо сильнее, чем все другие нарушения, поскольку она проникает в его организм и становится частью его самого».

В книге «Решит Хохма» сказано: «Причина того, что Всевышний, Благословен Он, отдалил нас от ряда запрещенных продуктов, в том, что часть их отупляет сердце, как, например, запрещенный жир (хелев) или кровь. А некоторые, такие, как мясо хищных животных и птиц, делают человека наглым и дерзким. А некоторые из них, как, например, кроличье и заячье мясо, свинина и подобное им, затворяют врата разумения и мудрости. А некоторые, такие, как наземные и водные насекомые и пресмыкающиеся, порождают тяжелые и омерзительные болезни» (приведено в книге рава Хаима Фаладжи «Каф а-Хаим», 24).

3. Пагубное влияние запрещенной пищи на духовную сферу человека

«Учили мудрецы: …и не загрязняйтесь ими, дабы не отупели из-за них. Человек загрязняет себя немного — загрязняют его много. Загрязняет себя снизу — загрязняют его сверху. Загрязняет себя в мире этом — загрязняют его в мире Грядущем» (Йома, 39а).
Запрещенная пища отрицательно действует на святую душу, которую Творец вложил в человека, а также на вечную жизнь в грядущем мире.

После приведенной цитаты из трактата Йома, в Талмуде сказано следующее: «Учили мудрецы: “И освящайтесь, и будьте святы”. Человек освящает себя немного — освящают его много, освящает себя снизу — освящают его сверху, освящает себя в мире этом — освящают его в мире грядущем».

А вот, что говорится в мидраше («Ваикра Раба», 13:2; «Ялкут Шимони», Шмини, 535): «Вот то животное, которое вы будете есть. Сказал раби Танхум бар Ханилай: это подобно врачу, дающему предписания двум своим пациентам, один из которых может выжить, а второй — нет. Тому, который может выжить, он сказал: “Эти продукты ешь, а эти — не ешь”. А о том, который не может выжить, сказал: “Все, что он захочет (есть), дайте ему”. Так же и тот, кто не является потенциальным жильцом в мире грядущем, в праве есть все, что возжелает, как сказано: “Подобно траве полевой, дал Я вам все”. Но в отношении Израиля, жизнь которого продолжается и в мире грядущем, сказано: “Вот то животное, которое вы будете есть”».

В мидраше «Ялкут Шимони» (Шмини, 536) приводится: «В конце дней Всевышний скажет: Тот, кто не ел свинину, насекомых и пресмыкающихся, пусть придет и получит плату свою».

4. Физическое здоровье

«Причина того, что Всевышний, Благословен Он, отдалил нас от ряда запрещенных продуктов, в том, что часть их как, например, запрещенный жир (хелев) или кровь, отупляет сердце… А некоторые, такие, как наземные и водные насекомые и пресмыкающиеся, порождают тяжелые и омерзительные болезни» (рав Хаим Фаладжи, «Каф а-Хаим», 24).

Выше речь шла о строгом запрете запрещенной еды и ее пагубном влиянии на духовную сферу человека. Дополнительный аспект, связанный с поеданием насекомых, это вред, который они причиняют физическому здоровью человека.

В Талмуде (Хулин, 94б) сказано, что еврею запрещено продавать мясо некошерно забитых чистых животных неевреям (представляя его кошерным), из-за того, что он этим вводит их в заблуждение. Данный закон не может не вызвать недоумение: разве нееврею запрещено употреблять в пищу мясо некошерно забитых животных?! О каком же заблуждении идет речь? Автор комментария «Приша» к кодексу «Арбаа Турим» («Хошен Мишпат», 228:6) объясняет это так: «Некошерно зарезанное животное не так полезно для здоровья, как то, которое зарезано в соответствии с законами кашрута».

Ребе из Цанза доказывает из этого комментария, что запрещенная еда вредит человеку не только духовно, но и физически. Поскольку Всевышний заповедовал в Торе не употреблять в пищу определенные виды продуктов, а природа подчинена Торе, поэтому, само собой разумеется, что запрещенные Торой продукты вредят здоровью. И не только организму еврея (которому они запрещены), но и организму нееврея!

Интенсивно развивающаяся в последние годы наука приводит массу подтверждений этому феномену. Вот, например, что говорится в отчете исследования, подводящего итог шестидесяти медицинским экспериментам, проведенным с начала двадцатого века. Эти эксперименты были связаны с тем, как поедание насекомых влияет на здоровье человека: «Все больше и больше опытов доказывает тот факт, что насекомые могут представлять опасность для здоровья человека различными и помимо переноса патогенных микробов. Имеет смысл углубленно проанализировать собранные факты, доказывающие вред, который наносят здоровью человека контакт с насекомыми, их личинками, частичками и выделениями. Они служат причиной таких болезней, как бронхиальная астма, ринит (воспаление слизистой оболочки носа), сенная лихорадка, зуд, воспаление кожи, пурпурный пигментный дерматоз, чесотка, экзема» (отрывок из статьи И. Рота «Насекомые в пище: опасность для здоровья или вопрос эстетики», опубликованной в периодическом издании «Здоровье пищи» номера 1 и 2 за 1977 год).

Известно также о негативном влиянии свинины на здоровье человека. В данном виде мяса, к примеру, часто встречаются личинки свиного цепня, которые попадая в организм человека (в желудок, спинной или головной мозг), могут представлять для него смертельную опасность.

5. Величие человека

«Предание, полученное из дома учения раби Ишмаэля: “Сказал Всевышний: даже ради одной только заповеди не оскверняться насекомыми, было бы достаточно вывести евреев из Египта”. Спросили: неужели плата за соблюдение этого закона выше, чем за исполнение заповеди не давать деньги в рост, заповеди цицит или заповеди не иметь неточных гирь? Ответ: хотя плата и не выше, но есть насекомых омерзительно» (Бава Меция, 61б).

Рав Моше Файнштейн спрашивает: в чем особая значимость заповеди не употреблять в пищу насекомых по сравнению с другими запретами, связанными с едой? И сам же предлагает следующее объяснение: мудрецы, благословенной памяти, выделяют именно это нарушение по следующей причине. Природа человека такова, что ему омерзительны насекомые, которые заметны невооруженным глазом. Величие исполнения заповеди не употреблять в пищу насекомых заключается в том, чтобы не допустить попадания в пищу даже самых мелких жучков, которых почти не видно глазом. Для этого человек должен трудиться и педантично проверять продукты, чтобы не совершить нарушение («Диброт Моше», Бава Меция, 61б).

Рав Йехезкель Левинштейн пишет, что некоторые виды пищи, которые не вредят животным, могут повредить человеку вследствие более тонкой конституции его организма.  Чем более сложен и совершенен механизм, тем более очищенное топливо ему требуется. Подобно этому дело обстоит и в духовных аспектах. Чем более высок духовный уровень человека, тем больше он обязан остерегаться факторов, вредящих его духовности. В частности, это выражается в более тщательном контроле над чистотой пищи, которую он употребляет.

6. Помощь Небес

«Если даже животных, принадлежащих праведникам, Творец оберегает от нарушения, то самих праведников разве нет?!» (Хулин, 5б).

Тот, кто постоянно следит за тем, чтобы ему в рот не попало ничего запретного, удостаивается особого влияния Небес, оберегающего его от нарушений.

В комментарии Тосафот к трактату Хулин (5б) сказано, что правило, приведенное в Талмуде, о том, что Творец оберегает праведников от нарушений, распространяется именно на нарушения, связанные с едой. Автор комментария «Тосафот Рош» (к тому же месту Талмуда) замечает, что числовое значение (гиматрия) словосочетания «ничего неправедного» из стиха «Не случиться с праведником ничего неправедного» (Мишлей, 12:21) равно числовому значению словосочетания «нечистая пища». Автор комментария «Ор а-Хаим» (Ваикра, 11:44) пишет: «”И освящайтесь” означает, что если вы постараетесь быть святыми, Я освящу вас, чтобы в вас не проникла никакая мерзость».

В книге «Шаар а-Маим» сказано: «Тому, кто постоянно следит за тем, чтобы не съесть ничего запретного, помогают с Небес, чтобы он не совершил нарушение» (приведено в книге «Каф а-Хаим», «Йоре Деа», 84:120).

Автор книги «Хохмат Адам» (клаль 38, пункт 20) пишет: «Правильно было бы, чтобы человек внимательно проверял то, что он ест. С помощью этого он сможет уберечься от того, чтобы съесть несколько червей. Могу сказать о себе, что, благодаря внимательному слежению за тем, что употребляю в пищу, слава Б-гу, мне неоднократно удавалось уберечься от того, чтобы съесть червей».

В книге «Арух а-Шулхан» («Йоре Деа», 84:64) также приводится, что тому, кто пытается отдалиться от нарушения, помогают с Небес, ибо желающему очиститься протягивают руку помощи.

Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нецив из Воложина) в книге «а-Эмек Давар» (Ваикра, 11:44) пишет: «”И будьте святы” — обещаю, что с Б-жьей помощью будет именно так, подобно тому, как сказано в конце третьей главы трактата Йома: “Того, кто освящает себя немного, освящают много”. То есть с таким человеком не случится ничего неправедного и даже случайно ему в рот не попадет никакой нечистой пищи».

Известно множество историй о мудрецах эпохи Мишны и о праведниках последующих поколений, которые педантично заботились о кошерности пищи и в заслугу этого удостаивались особой помощи Небес, чтобы не совершить никакого нарушения. И в наши дни мы часто слышим свидетельства тех, кто начал более тщательно проверять продукты питания, и явно ощутили особую помощь Небес в том, чтобы уберечься от этого нарушения.

Перевод — рав Лейб Нахман Злотник


http://www.beerot.ru/?p=34941