Законы лечения в Шаббат и праздники — продолжительное лечение, поведение больного, спорт, похудение и другие законы

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2801
продолжительное лечение
От редакции. Все законы, приведенные в этой статье, относятся только к лечению евреев. Законы лечения неевреев отличаются (например, наши мудрецы запретили лечиться евреям, но не неевреям). Поэтому тот, кого касаются вопросы лечения неевреев, должен отдельно проконсультироваться с компетентным раввином.

Продолжительное лечение

Легко больному, а также человеку, страдающему легкими недомоганиями, которые должны принимать определенное лекарство в течение семи или более дней, и успех лечения зависит от постоянства принятия этого лекарства, разрешено его принимать и в Шаббат («Шмират Шаббат ке-Илхата», 34:76).

Курс лечения, который рассчитан менее, чем на неделю, согласно некоторым авторитетным мнениям, следует начать после субботы. Другие законоучители считают, что и в этом случае лечение разрешено начать в любой день недели, в том числе и в субботу («Сефер а-Хаим», 328; Хазон Иш, «Диним ве-Анагот», 15:1 и «Орхот Рабейну», 1:214).

Опасение заболеть

В случае если человек срочно не примет лекарство, может возникнуть вероятность того, что он заболеет, ему разрешено принять лекарство в Шаббат («Шмират Шаббат ке-Илхата», 34:76). Поэтому человек, страдающий мигренью, может принять лекарство сразу, как только почувствовал легкую головную боль.

Дополнительные случаи, при которых лечение в Шаббат разрешено или запрещено

Для того чтобы предотвратить сухость кожи губ и кистей рук, разрешено смазывать их жидкими маслами. Если кожа настолько обветрена, что человек ощущает боль, и тем более, если кожа уже началась трескаться, запрещено ее смазывать в субботу. Так же запрещено в субботу смазывать кожу для того, чтобы облегчить зуд («Шмират Шаббат ке-Илхата», 33, примечание 58 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Разрешено извлечь занозу, которая доставляет страдания, но при этом следует остерегаться, чтобы не вызвать выделение крови.

При укусе пчелы или осы, в случае, когда говорится о человеке, у которого нет аллергии на их укусы, медицинское вмешательство запрещено. Таков же закон в случае укуса неядовитых видов скорпионов и змей. Если существует вероятность того, что у данного человека может быть аллергия на такие укусы, или вероятность того, что данный вид скорпиона или змеи может быть ядовитыми, следует срочно обратиться за медицинской помощью, так как это расценивается как опасность для жизни.

Раны, которые не представляют опасности для жизни, не грозят потерей дееспособности какого-либо органа и не причиняют таких страданий, от которых человек, приобретает статус лежачего больного, запрещено лечить. Некоторые раввины разрешают обработать рану йодом или другим дезинфицирующим препаратом, хотя он имеет также и лечебные свойства («Шмират Шаббат ке-Илхата», 35, примечание 17 от имени рава Ш. З. Ойербаха). Другие раввины это запрещают («Ор ле-Цион», 2, 36:7). Промыть рану теплым мыльным раствором разрешено согласно всем мнениям.

Разрешено забинтовать рану или заклеить порез пластырем, при условии, что бинт и пластырь не будут пропитаны никаким лекарством. Концы бинта при этом запрещено завязывать на узел или приклеивать. Части пластыря запрещено приклеивать одну к другой, как это бывает, когда его наклеивают на палец.

Пользоваться пудрой и тальком, которые не содержат лечебных добавок (например, для того, чтобы присыпать выделения на коже), разрешено.

Средства для похудения не считаются лекарством и их разрешено принимать в субботу. Занятия дыхательной гимнастикой разрешены в Шаббат («Хут Шани», 4, 89:2).

Занятия спортом, бег и даже особо быстрая ходьба, которая явно преследует оздоровительные цели, в субботу запрещены. Однако разрешено бегать, прыгать, делать гимнастику для того чтобы согреться («Ашрей а-Иш», «Орах Хаим», 2, 36:49).

При легком воспалении глаз или ушей разрешено лечиться только в случае, если установлен курс лечения, включающий несколько дней, прерывание которого может повредить эффективности всего курса. При воспалении среднего уха лечение необходимо начать сразу, так как в противном случае может произойти резкое ухудшение состояния здоровья. Для того чтобы предотвратить попадание холодного ветра в уши, разрешено положить в них кусочки ваты, оторванной до субботы, не скручивая их и не придавая им какую-либо форму («Мишна Брура», 328:152).

При легком насморке запрещено пользоваться средствами для облегчения дыхания при заложенном носе.

Как известно, в субботу, согласно специальному постановлению мудрецов, запрещено мыть все тело горячей водой. Все же больному, который если не помоется, будет испытывать сильные страдания, разрешено мыться в субботу. При этом необходимо всячески остерегаться, чтобы не нарушить такие запреты субботы, как варка (которая может произойти при открывании крана горячей воды), выжимание и другие («Биур Алаха», 326:1).

В отношении того, разрешено ли в субботу принимать средства от бессонницы, в каждом отдельном случае следует проконсультироваться с раввином, так как в одних ситуациях это разрешено, а в других запрещено.

В Шаббат разрешено мерить температуру с помощью ртутного градусника и измерять давление механическим тонометром.

Всякий раз, когда говорится о том, что разрешено просить неееврея о помощи, еврею разрешено помогать ему, не совершая при этом действий, запрещенных в Шаббат («Турей Заав», там же, 13; «Каф а-Хаим», там же, 116).

Хотя еврею запрещено совершать любые запрещенные Торой или мудрецами в субботу действия ради спасения животных (но разрешено попросить сделать это нееврея), на лечение животных, когда это не сопряжено с нарушениями субботы, не распространяется постановление мудрецов о запрете лечения в субботу («Мишна Брура», 332:5).

Законы, связанные с подготовкой медикаментов в субботу

Все упаковки с лекарствами, если это не повредит лекарству, следует открыть до Шаббата. В случае если этого не сделали, разрешено открыть упаковку в субботу, не портя при этом букв, отпечатанных на упаковке. Если медицинский препарат находится в бутылке или баночке, крышку которой для того, чтобы открыть, необходимо отсоединить он нижней части, то перед тем, как открутить крышку, следует проделать в ней достаточно большое отверстие.

Разрешено в субботу разделить таблетку надвое. Разрешено перемешать порошок с водой для того, чтобы приготовить жидкую микстуру.

Ряд законов, относящихся к поведению больных людей в Шаббат

Больной, которого в субботу медсестра попросила измерить температуру (ртутным градусником) и сообщить ей результат, который она внесет в историю болезни, разрешено это сделать, хотя он способствует тому, что медсестра будет писать, нарушая тем самым субботу. Ведь если он откажется, медсестра запишет, что больной отказался сообщить результат измерения температуры и произойдет еще большее нарушение Шаббата, так как в этом случае будет написано большее число букв. По возможности всегда следует стараться, чтобы действия, запрещенные Торой или мудрецами еврею в субботу, делали врачи или медсестры неевреи.

В случае, когда невозможно проведать больного в будние дни, разрешено это сделать в Шаббат или в праздники («Шулхан Арух», там же, 287:1; «Мишна Брура», там же, 1).

Разрешено в Шаббат и в праздники молиться за выздоровление опасно больных, жизни которых угрожает непосредственная опасность («Шулхан Арух», там же, 288:10; «Мишна Брура», там же, 28).

Инвалидной коляской с электроприводом разрешено пользоваться в Шаббат, только если перевести её в механический режим. Везти в Шаббат человека, сидящего в инвалидной коляске разрешено только в тех местах, где установлен ирув. Там, где перенос вещей запрещён мудрецами, в случае, когда это требуется для исполнения заповеди, разрешено попросить нееврея везти инвалида, сидящего в инвалидной коляске, но следует вынуть из коляски вещи, в которых нет необходимости. Если возникнет необходимость воспользоваться инвалидной коляской в местах, где перемещение предметов в субботу запрещено Торой, нужно выяснить у раввина, как следует поступить в каждой конкретной ситуации. В праздники разрешено еврею везти инвалидную коляску (механическую) в любом месте. В субботу разрешено носить лечебный браслет даже в месте, не окружённом ирувом («Шулхан Арух», там же, 301:27, 306:7; «Мишна Брура», 301:105; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 34:27).

Перечислим ряд предметов, необходимых человеку вследствие его физических или медицинских потребностей, с которыми в Шаббат разрешено выходить в общественное место, не огражденное ирувом, при условии, что они прочно присоединены к телу человека или к его одежде в привычном для них месте: слуховой аппарат; приспособление для исправления зубов, приспособление для выпрямления спины, приспособление для уменьшения болей в спине; бинт, в том числе эластичный; гипс; повязка для поддержания на весу сломанной руки; протез; гигиеническая прокладка; ортопедические стельки; катетер. Поскольку есть еще множество предметов необходимых больному человеку для пользования вне дома, следует в отношении каждого из них отдельно выяснить у раввина, разрешено ли с ним выходить в места, не огражденные ирувом.

Особенности законов зажигания субботних свечей, Кидуша и Авдалы в случае болезни

Женщина, находящаяся в субботу в больнице, зажигает субботние свечи в больнице. Если ее муж проводит Шаббат дома, он зажигает свечи дома, произнося при этом соответствующее благословение. Благословляет ли на зажигание субботних свечей находящаяся в субботу в больнице женщина, зависит от ряда условий: в каком месте будут находиться свечи, горят ли в том месте свечи, зажженные другими людьми и так далее. Поэтому для каждой ситуации необходимо выяснить у раввина, следует ли произносить благословение на зажигание субботних свечей. Если роженице или больной женщине тяжело встать для того, чтобы зажечь субботние свечи, ей могут принести поднос со свечами, и после того, как она их зажжет, отнести его на отведенное для этого место. Если в больнице не разрешают зажигать свечи, вместо них следует зажечь электрические фонарики, в которых установлена лампа накаливания (но не другие, «холодные» виды ламп) и произнести при этом благословление такое же, как во время зажигания субботних свечей («Ашрей а-Иш», «Орах Хаим», 2, 6:33).

В обычной ситуации женщина, однажды забывшая зажечь субботние свечи, в дополнении к обычному числу свечей в качестве штрафа в последующие разы зажигает еще одну свечу. Если свечи не были зажжены вследствие болезни, на нее штраф не распространяется, и она продолжает зажигать обычное число свечей («Мишна Брура», 236:7).

Как правило, с зажиганием свечей женщина принимает на себя святость субботы, и, пока она не сделает Кидуш, ей запрещено есть и пить. Роженица, кормящая мать или больная женщина, которой необходимо есть, во время зажигания свечей, должна мысленно решить, что в этот раз она не принимает на себя святость субботы, и тогда ей будет разрешено есть и пить до захода солнца. Либо сразу после зажигания субботних свечей она может сделать Кидуш и продолжать есть и пить. Если состояние здоровья не позволяет ей сделать Кидуш и нет никого другого, кто мог бы сделать его для нее, при необходимости ей разрешено есть и пить даже без Кидуша («Кцот а-Шулхан», 74:6).

Больной, который не может принимать пищу естественным образом (то есть его питание осуществляется при помощи зонда), не делает Кидуш, а только произносит отрывок из Пятикнижия, начинающийся словами «Ва-Йехулу а-Шамаим ве-а-Арец».

Больной, который не может выпить хотя бы такое количество вина, которое ему помещается за одну щеку (в среднем сорок миллилитров) или съесть хотя бы тридцать кубических сантиметров хлеба, не делает вечерний Кидуш. Утром, когда невозможно исполнить заповедь Кидуш пользуясь хлебом, больной, который не может выпить даже такое количество вина, которое ему помещается за одну щеку, даже если он в состоянии есть хлеб, не делает Кидуш. Однако было бы правильно, чтобы такой больной и вечером, и днем внимательно послушал, как произносит Кидуш другой человек, который обязан его произнести. При этом человек, произносящий Кидуш должен иметь в виду, что он делает это и для больного, который его слушает. Больной, в свою очередь, должен внимать каждому слову, которое читает благословляющий, имея в виду, что Кидуш произносится и для него, а в завершении благословления ответить «Амен» («Хатам Софер», дополнения к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 271; «Ор ле-Цион», 2, 20:23).

Больной, которому утром необходимо принять пищу до молитвы, должен в Шаббат и в праздник, перед тем как начать трапезу, сделать Кидуш («Биур Алаха», 289:1). Согласно некоторым мнениям, сефарды в такой ситуации пьют и едят, не делая Кидуш («Ор ле-Цион», 2, 20:14). Если больному перед молитвой необходимо только попить, по всем мнениям Кидуш делать не нужно («Игрот Моше», «Орах Хаим», 2:26). Известно, что, когда человек молится вместе с общиной, уровень его молитвы невероятно выше, чем в случае, когда ему приходится молиться в одиночестве. Тем ни менее, предпочтительнее помолиться в одиночестве и после этого произнести Кидуш и устроить трапезу, чем принять пищу перед молитвой и молиться вместе с общиной («Шулхан Арух», там же, 289:1).

Больной, которому тяжело принимать пищу, может не устраивать ни одной из трех субботних трапез, и тем более трапезу исхода субботы «Мелаве Малка» («Шулхан Арух», там же, 288:2).

Больной, который не может выпить хотя бы такое количество вина, которое ему помещается за одну щеку, после исхода субботы должен услышать, как кто-либо другой произносит Авдалу – церемонию разделения между святым (субботой) и будничным (будними днями). Если такой возможности нет, он делает Авдалу, пользуясь пивом или соком, при условии, что местное население широко употребляет эти напитки. Если больному тяжело пить и эти напитки, он может принимать пищу, не делая Авдалу, полагаясь на то, что во время вечерней молитвы исхода субботы он уже произнес вставку об отделении святого от будничного.

Человеку, который лежит в больнице и не может самостоятельно встать с кровати для того, чтобы справить нужду, разрешено в субботу вызвать дежурного санитара, нажав на кнопку электрического звонка измененным способом («Маор а-Шаббат», том 2, стр. 280, примечание 154 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Здоровые люди

Запрет лечиться в субботу обращен и к полностью здоровым людям. Поэтому запрещено принимать витамины для поддержки и укрепления организма («Шмират Шаббат ке-Илхата», 34, примечание 85 от имени рава Ш. З. Ойербаха).


http://www.beerot.ru/?p=32315