Законы Шаббата рава Позена 3 — Глава 1 — Почитание Шаббата — Часть 2

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

3130

Глава 1. Почитание Шаббата (продолжение)

11. Кто обязан зажигать свечи

Мы уже писали о том, что обязанность зажигания свечей возложена на всех членов семьи, и если один из членов семьи зажигает субботние свечи, то тем самым все остальные исполняют эту заповедь. Не имеет значения, где находится муж – дома или в дороге – он всегда исполняет заповедь посредством зажигания свечей его женой. Аналогично, если жена в пути, а муж дома зажигает свечи, то она исполняет заповедь посредством его зажигания, так как и в том, и в другом случае в их доме горят свечи Шаббата. (Если же оба они в пути, но не вместе, то ни один из них не исполняет заповеди посредством зажигания свечей супругом.) Все вышесказанное справедливо в случае, когда в том месте, где находится муж, у него нет своей комнаты, и он ест вместе с хозяином, поскольку там, где он отдыхает и ест, уже горят субботние свечи, светом которых он пользуется. И поэтому он может исполнить заповедь через свечи, зажженные у него дома. То же самое справедливо и в отношении женщины. Тем не менее, если она захочет зажечь свечи сама, она может это сделать. В этом случае она должна иметь в виду не присоединяться к заповеди посредством свечей, которые зажигают в ее собственном доме. В таком случае ей также разрешается зажечь свечи в месте, где горят свечи хозяев дома (и хорошо, если гостья зажжет свечи раньше хозяйки). И все-таки еще лучше зажечь свечи там, где гостья будет спать, с тем, чтобы она позже ночью воспользовалась их светом. Если у гостя (или у гостьи) есть отдельная комната в том доме, где он остановился, то он должен зажечь свечи сам, не полагаясь на свечи, зажженные у него дома.

Тот, у кого нет жены (или его жена не зажигает за него в его доме), обязан сам зажигать субботние свечи. (Сказанное относится и к женщине, если она не замужем, или если ее муж не зажигает за нее). Есть разница в том, живет ли человек в комнате один или с соседом. Тот, у кого есть своя отдельная комната и он не пользуется другими помещениями квартиры, обязан зажечь свечи самостоятельно. Но если он живет с другим человеком (даже если у каждого есть отдельная спальня, но другими частями квартиры они пользуются сообща), то считается как будто у него нет отдельной комнаты, и он не должен зажигать сам, а может присоединиться к зажиганию свечей соседом, дав тому монету и выполнив, тем самым, свою обязанность зажигания свечей. То есть, покупая долю в свечах, он как бы зажигает самостоятельно.

Тот, кто кормится за чужим столом (слуга или ученик в доме раввина, а также живущий у своего родственника), считается членом семьи и исполняет заповедь посредством зажигания свечей хозяевами дома, (даже, не внося монету).

Если женщина приглашена в Шаббат (одна или с мужем) на вечернюю трапезу в другой дом, (но по завершении трапезы собирается вернуться домой), то даже в этом случае лучше, чтобы она зажгла свечи в своем доме, несмотря на то, что она не будет там есть. (См. выше параграф 9, где мы писали о том, что в таком случае она должна воспользоваться светом свечей после возвращения домой.) Но если женщина сомневается в том, что свечи будут гореть, когда она вернется домой, и у нее нет возможности дождаться наступления ночи в своем доме, то она должна прийти до наступления Шаббата в тот дом, куда приглашена на трапезу, и зажечь там свои свечи. И даже если в этом доме собралось несколько семей, то каждая из женщин может зажечь и благословить свои свечи, поскольку каждое добавление света умножает радость и наслаждение Шаббатом. Но, тем не менее, лучше, чтобы свечи, зажженные каждой из женщин, стояли отдельно, и поэтому изначально две женщины не должны зажигать свои свечи в одном светильнике.

12. Время зажигания

В отношении всех законов Торы новый день начинается, когда темнеет, но поскольку есть сомнение в том, что называется темнотой, в определении начала Шаббата устрожают и считают, что Шаббат начинается с заходом солнца, т.е. с началом времени, когда возникает сомнение, наступила ночь или нет (с началом времени, называемого бейн а-шмашот). Кроме того, мы обязаны принять на себя Шаббат хотя бы немного раньше этого времени, то есть добавить от будничного к святому (также на исходе Шаббата немного продлевают его, чтобы добавить от будничного к святому). Таким образом прекращают выполнение мелахот (запрещенных работ) за какое-то время до наступления бейн а-шмашот, т.е. до захода солнца, и это называется тосэфет Шаббат (добавка к Шаббату). Его величина зависит от обычая, сложившегося в данной местности.

Все вышесказанное относится к тому случаю, когда не принимают на себя Шаббат до начала сумерек. Тогда уже с началом тосэфет Шаббат запрещено для всех выполнение любых мелахот. Однако каждый человек может принять на себя Шаббат и раньше, то есть добавить от будничного к святому столько, сколько пожелает, но не больше времени плаг аминха («временной» час с четвертью до захода солнца или наступления ночи), и с этого момента ему уже запрещено выполнять любые мелахот.

Таким образом, если женщина зажгла свечи после плаг аминха, ей запрещено делать любые мелахот, даже если до конца дня остается много времени. (Но для остальных членов семьи Шаббат еще не начался, и они могут выполнять любые мелахот до его наступления.) Точно так же любой человек может принять на себя Шаббат со времениплаг аминха, и с этого момента ему запрещено выполнять мелахот. Тем не менее, если община уже приняла Шаббат (во время молитвы согласно обычаю, или чтением 92-го псалма, или с произнесением Борху и т.д.), тогда даже тем, кто не находился в синагоге и не принял на себя Шаббат с общиной, будет запрещено выполнениемелахот. Все вышесказанное справедливо в том случае, если в городе имеется только одна синагога – тогда вся община обязана следовать за ней. Но если есть хотя бы еще одна синагога, то каждый следует за порядками той синагоги, в которой он обычно молится.

Поэтому следует прекратить выполнение мелахот до того, как община принимает на себя Шаббат, и также там, где принимают Шаббат поздно (молятся поздно) необходимо прекратить делать мелахот до начала тосэфет Шаббат. Женщина тоже должна зажечь свечи до наступления этого времени (так как и она следует за общиной). И за этим необходимо тщательно следить, так как может случиться, что, стараясь зажечь свечи, она не проверит, разрешается ли еще выполнять мелахот, и, не дай Б-г, нарушит Шаббат. И если на самом деле она заметит, что уже поздно, даже при малейшем сомнении, не наступил ли уже Шаббат, ей запрещено зажигать свечи, и необходимо быть очень осторожной, чтобы, не дай Б-г, не нарушить Шаббат. Все же, все время пока ночь не наступила без всяких сомнений, женщина может попросить нееврея зажечь для нее свечи. В этом случае ей не следует произносить благословение.

13. Женщина, забывшая зажечь свечи

Мудрецы наложили своеобразное наказание на женщину, забывшую зажечь свечи по своей халатности, чтобы в следующий раз она более внимательно отнеслась к выполнению заповеди. Каким образом? Некоторые авторитеты считают, что с этого дня она должна зажигать каждый Шаббат на одну свечу больше. Другие говорят, что необходимо наливать в светильник немного больше масла, чем она наливала до этого, или ставить более длинную восковую свечу. Так как в этом вопросе есть различие мнений, необходимо спросить раввина, как поступать.

14. Минха

Тот, кто принял на себя Шаббат, не может молиться будничную тфилу (молитву), поскольку для него Шаббат уже наступил. Поэтому человек, не успевший помолиться дневную молитву минха, должен молиться тфилу Шаббата дважды. Так как женщины принимают на себя Шаббат с зажиганием свечей, они должны помолиться минху до этого. И также человек, принявший на себя Шаббат с общиной, например, посредством Борху, уже не может молиться будничную тфилу, а обязан сказать тфилуШаббата два раза. Мы уже написали выше, что принятие Шаббата общиной обязывает каждого ее члена и, соответственно, после этого запрещено выполнять мелахот. Однако в отношении минхи это не так, и человек может молиться минху все то время, пока сам не принял Шаббат. Но в таком случае нельзя молиться в синагоге, так как там уже молятся тфилу Шаббата.

15. Наслаждение Шаббатом (онег Шаббат)

Одним из элементов почитания шаббата является наслаждение едой и питьем по мере наших возможностей. Нам заповедано уже с будней, то есть с начала недели, помнить о приближающемся Шаббате (на это намекают и названия дней недели на иврите: день первый /после Шаббата/ йом ришон, день второй /после Шаббата/ йом шени и т.д.). Поэтому, если в будни встретилось хорошее угощение, его надо оставить на Шаббат. Даже бедняк обязан почитать Шаббат, и если у него нет денег, должен занять их для Шаббата. Необходимо знать, что бюджет любого еврея определен на Небесах в Рош а-Шана, кроме расходов на Шаббат и праздники, поэтому нет смысла экономить на почитании Шаббата.

Неотъемлемый элемент почитания Шаббата и наслаждения им – есть вечернюю трапезу с аппетитом. Поэтому принято не начинать трапезу в эрев Шаббат (пятницу) незадолго до наступления Шаббата, т.е. после девяти (временных) часов. Тем не менее, разрешается поесть немного хлеба (а также других мучных изделий или фруктов) и после этого времени. Можно также закончить трапезу, начатую до этого часа в разрешенное время. Само собой разумеется, что нельзя есть субботнюю трапезу до наступления Шаббата, кроме тех случаев, когда речь идет о больных, которым тяжело есть вечером и т.п., и тогда надо спросить раввина.

Вкусная пища также является одним из элементов наслаждения Шаббатом. Поэтому у многих существует обычай пробовать субботние блюда в эрев Шаббат, чтобы проверить, не нужно ли добавить еще немного соли, пряностей и т. п. В эрев Шаббатразрешено пробовать (и сразу выплевывать, не глотая) мясные блюда в первые девять дней месяца Ав (когда запрещено есть мясо). После такой пробы мясных блюд (только на язык) можно сразу же есть молочные продукты, необходимо только прополоскать рот.

Тот, кто ничего не ел в эрев Шаббат, должен немного перекусить перед началом Шаббата, чтобы не вступить в Шаббат страдая от голода.

16. Трапеза Шаббата

Главная трапеза в Шаббат – дневная, поэтому лучшие блюда необходимо сохранить для нее. Есть мясо и рыбу – из разряда субботних удовольствий, поэтому и в вечерней трапезе следует есть мясо, исключая случаи, когда оно вредит здоровью или человек не предпочитает его прочим продуктам. Есть мнение, что все три трапезы должны включать рыбу.

К почитанию Шаббата относится также выпечка хал. Это принято делать еще и для того, чтобы женщина имела возможность выполнить заповедь об отделении халы. Необходимо проследить за тем, чтобы не произнести благословение на отделение халы в случае, если есть сомнение в наличии минимально необходимого для этого количества муки.

17. Три трапезы

Заповедано есть в Шаббат три трапезы, и эта заповедь, наряду с остальными предписаниями Шаббата, обязательна как для мужчин, так и для женщин. Следовательно, тому, кто предвидит, что после обильной еды в Шаббат утром ему будет тяжело есть третью трапезу, хорошо бы ограничить себя во время утренней трапезы. Про такого человека сказано: «Мудрый предвидит». (Третью трапезу принято называть шалош сеудот – три трапезы. Я слышал этому такое объяснение: тем, что обязывают себя есть третью трапезу, к которой непривычны в будни, показывают, что и остальные трапезы были в честь Шаббата. То есть, первые две трапезы не свидетельствуют о том, что их ели в честь Шаббата, – ведь их едят и в будни. Но теперь, когда устраивают третью трапезу и едят, несмотря на отсутствие большого аппетита, становится понятным, что едят в честь Шаббата. И это доказывает, что и первые две трапезы были в честь Шаббата. Таким образом, поскольку из того, что едят третью трапезу, следует, что и первые две были в честь Шаббата, ее назвалишалош сеудот, ибо в ней как бы заключены все три трапезы.)

Можно также наслаждаться Шаббатом, гуляя по садам и красивым местам. Еще заповедано наслаждаться в Шаббат сном (надо спать в Шаббат немного больше обычного) и т.п. Тем не менее, всему есть мера: нельзя заполнить сном и гулянием весь Шаббат – необходимо учить Тору. В особенности это относится к тем, кто работает всю неделю – им Шаббат дан для умножения знания Торы.

18. Тфила Шаббата

В Шаббат тфила (Амида) содержит семь благословлений, и тому, кто по ошибке помолился будничную тфилу, необходимо молиться снова. И все же, если человек упомянул Шаббат каким-либо образом, хотя бы в одном из благословлений (и также вмусафе, если упомянул что-либо из темы мусафа), этого достаточно. Но если он посреди тфилы (до того, как сошел с места) вспомнил, что сегодня Шаббат, должен завершить благословление (если это среднее благословление, но три последних не надо заканчивать) и вернуться к субботнему благословлению (четвертому). И также, если сказал только Ата хонен должен завершить это благословление и вернуться к субботней тфиле. Но если он сказал только слово Ата, то в минху и мааривпродолжает тфилу Шаббата, а в шахарит, так как четвертое благословение шаббатней молитвы не начинается со слова Ата, а он уже собирался сказать благословление Ата хонен, должен сначала закончить начатое благословление. Если же он лишь оговорился и сказал только Ата, то, как и в прочих тфилот, может сразу перейти к субботней тфиле, на закончив Ата хонен. В мусафе же в любом месте, где поймет, что читает не ту тфилу, может прерваться и перейти к мусафу.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=2935