Законы Шаббата рава Позена 15 — Глава 16 — Выпечка и варка (офэ) — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1395

1. Основная мелаха и родственные ей мелахот (ав и толада)

После замешивания теста его выпекают. Тот, кто делает это в Шаббат, нарушает закон Торы. Несмотря на то, что понятие выпекания относится, как правило, к тесту, варка, жаренье, запекание также включаются в эту мелаху. Не имеет значения, варят на открытом огне или на чем-либо, что нагревают от огня (толада огня), в любом случае это варка, и делающий это в Шаббат нарушает запрет Торы.

Тот, кто нагревает металл, плавит воск, высушивает в печи кусочек дерева и т.п., совершает производное от мелахи варки действие и нарушает запрет Торы, если делает это в Шаббат. Общее правило: будь то размягчение твердого тела на огне или превращение мягкой вещи в твердую – делающий это виновен, как совершивший мелаху варки (по выражению Рамбама). Некоторые добавляют, что перемешивающий стоящее на огне совершает толаду варки, даже если перемешивание не способствует варке, см. ниже.

2. Степень готовности

Как в других субботних мелахот не виновен тот, кто не довел мелаху до конца, так при варке не виноват тот, кто не довел ее до конца. Что же называется завершением мелахи в варке? Пока еда не станет пригодной в пищу. Но, тем не менее, есть у нас традиция, что нет необходимости довести продукт до состояния, когда его изначально сможет есть любой человек. Достаточно, если он будет пригоден для еды в случае нужды (в частности, для людей, которые не желают ждать, пока еда полностью сварится). Доведший варку в Шаббат до такого состояния нарушает запрет Торы, а такая еда на языке мудрецов называется «едой Бен Друсая». Такое название подобная степень неполной готовности получила по имени одного евшего в поспешности разбойника, у которого не было возможности ждать, пока еда сварится полностью. И поскольку существуют люди, которые едят такую недоваренную еду, относительно законов Шаббат такая еда считается сваренной. Есть расхождения во мнениях, что считать «едой Бен Друсая»: сваренное на треть готовности или наполовину. И в любом случае принято устрожать.

3. Яд соледет

Как мы уже писали, человек нарушает запрет Торы, только когда варка делает еду пригодной для потребления, а все то время, пока еда еще не готова, он невиновен. Тем не менее, запрет нарушается (ретроактивно) с того момента, как температура варева достигла уровня яд соледет, когда рука отдергивается от жара. Есть утверждающие, что температура яд соледет – это примерно 40 градусов, а есть полагающие, что это такая температура горячего напитка, при которой человек не может выпить его залпом, а вынужден делать перерывы между глотками, чтобы не обжечься.

4. Ускорение варки

Для совершения мелахи варки необязательно сварить все варево до конца: достаточно способствовать каким-то образом процессу варки, что тоже является нарушением запрета. Например, запрещается ускорить варку, приблизив кастрюлю к источнику огня. И хотя процесс варки завершился бы и без этого, сейчас он пойдет быстрее, и сделавший это в Шаббат нарушает закон Торы.

Поэтому, если на огне стоит кастрюля, в которой еще не закончила вариться еда, запрещено вынимать из нее что-либо, так как это ускоряет варку. И если вода в баке не закипела, запрещено брать из него воду, так как после этого вода нагреется и закипит быстрее. В связи с этим запрещено покрывать кастрюлю, еда в которой еще не сварилась, так как известно, что это тоже ускоряет варку. Мы видим, что ускорение варки запрещено из Торы, следовательно, нужно быть очень осторожным и строго следить за тем, чтобы не вынимать ничего из стоящей на огне кастрюли, пока не будет абсолютно ясно, что ее содержимое полностью сварено. То же относится к покрыванию кастрюли в случае, если покрытие сняли и хотят вернуть его на кастрюлю: если не очевидно, что еда в кастрюле сварилась, запрещено накрывать ее. Запрещено также помешивать содержимое кастрюли, которое еще полностью не сварено, потому что это тоже ускоряет варку, и сделавший это – нарушает запрет Торы. Как мы уже писали выше, есть поским, запрещающие мешать содержимое кастрюли, даже когда процесс варки полностью завершился.

5. Порождения огня

Тора запретила нам варку не только непосредственно на огне, но и на любом предмете, перенявшем жар огня (толадат эш). Например, тот, кто ставит кастрюлю с едой на сильно разогретую металлическую поверхность, совершает мелаху варки. И погружающий в кипяток пищу, чтобы ее сварить, нарушает запрет Торы.

6. Солнце и его порождения

Разрешено Торой варить в Шаббат с помощью солнца, например, положить на солнце яйцо, чтобы оно сварилось. Но нельзя пользоваться нагретым солнцем предметом (толадат хама), например, положить яйцо в нагретый на солнце песок с тем, чтобы оно сварилось. И хотя в этом нет запрета Торы, однако здесь действует запрет мудрецов. Они ввели этот запрет из-за того, что можно легко перепутать предмет, нагретый солнцем, с аналогичным предметом, нагретым огнем.

7. К чему относится понятие варки

Варить в Шаббат запрещено только те продукты, которые варка улучшает. Варить же продукты, которые варка не улучшает, например, фрукты, Тора не запрещает. Тем не менее, иногда варка таких продуктов запрещена мудрецами. Кипячение воды в Шаббат запрещено Торой, несмотря на то, что вода пригодна к употреблению как до кипячения, так и после него, поскольку кипячение заметно улучшает качество воды.


http://www.beerot.ru/?p=7677