Законы шмиты. Плоды седьмого года. Часть 2

ШМИТА

Законы шмиты. Плоды седьмого года. Часть 2

Рав Лейб Нахман Злотник

Постановление о сфихин

Слово сафиах переводится как «придаточный», «второстепенный». Так в законах ошмите называют растения, которые произросли сами по себе из зерен или семян, оставшихся с прошлых лет. Самосевки являются своего рода придатком прошлогоднего урожая, откуда и произошло их название.
Как и другими плодами седьмого года, по Торе разрешено пользоваться сфихин. Но в определенный период духовного спада в народе возросло число тех, кто нарушал законы шмиты. Они сеяли в седьмой год овощи, зелень, злаковые и бобовые культуры, а чтобы их не заподозрили в нарушении, они утверждали, что все выросло само по себе из оставшихся в земле семян. Для того чтобы пресечь данное нарушение, мудрецы Торы запретили использование однолетних культур. Постановление распространяется даже на такие растения, которые на самом деле выросли в годшмиты сами, а также те, которые посадили до наступления седьмого года, однако они проросли в шмиту (овощи и зелень), или они не выросли до трети (злаки и бобовые) в год шмиты, то есть в отношении которых не были допущены нарушения. Сфихин, предназначенные в еду, – запрещено есть; сфихин, пригодные в корм животным, – запрещено скармливать животным. Запрещено наслаждаться ароматом благовоний, которые являются сфихин.
Злаки и бобовые, треть созревания которых произошла после наступления годашмиты, навсегда запрещены постановлением о сфихин, когда бы их ни собрали.

Овощи и зелень, если они проросли в шмиту и были собраны в седьмой год, запрещены навсегда. Если их собрали в восьмой год, то по прошествии времени, достаточного для того, чтобы такой вид растения посадить или посеять в восьмой год, и он успел бы созреть, – они разрешены в использование, несмотря на то, что их собрали до этого срока, и тем более, если их собрали после этой даты. В Хануку разрешены все овощи и зелень, собранные в восьмой год, даже такие, которые не успели бы созреть до Хануки, если бы их посадили после шмиты.
Те плоды, которые навсегда запрещены постановлением о сфихин, необходимо выкорчевать и демонстративно разбросать, чтобы они гнили и засыхали, во избежание подозрения, что ими собираются пользоваться.
Приобретая консервы, следует проверить, не входит ли в их состав плод, запрещенный постановлением о сфихин.
Существуют специальные таблицы, в которых указано время, когда продаваемое на рынке является плодами седьмого года, а также относится ли оно к разряду сфихин.
Однолетние культуры, которые посадили в год шмиты с нарушением законов седьмого года, кроме того, что они подпадают под постановление о сфихин, – согласно некоторым мнениям они запрещены еще и по той причине, что их посадка являлась нарушением закона.
Выше говорилось о том, что в наши дни нет заповеди тосэфет швиит, и поэтому нет запрета сажать и сеять однолетние культуры непосредственно до первого Тишрея, а по другим мнениям – за три дня до этого. Однако если они начнут расти в год шмиты, они будут запрещены постановлением о сфихин, хоть при их посадке и не было допущено нарушений. Поэтому овощи следует сажать за такое время до седьмого года, которое достаточно для того, чтобы они успели прорасти до первого Тишрея, а злаки и бобовые – чтобы они созрели минимум на треть. В таком случае на них не распространяется постановление о сфихин, и они разрешены.
Земельные участки, на которых растут сфихин, запрещено обрабатывать в год шмитыдаже для того, чтобы предотвратить ущерб.
На растения, которые находятся на бесхозных земельных участках (эфкер), также распространяется постановление о сфихин.
Виды плодов и растений, в отношении которых не могло быть подозрения, что их могут посеять, нарушив закон, не были включены в постановление о сфихин. Поэтому плоды деревьев, выросшие в субботний год, не запрещены. Растения, растущие в непредназначенных для этого местах, либо из-за непригодности почвы, либо из-за того, что они вредят садам или виноградникам, – разрешены. На растения, которые не принято сажать и сеять, запрет сфихин также не распространяется.
Выше упоминалось о том, что плоды, выросшие на восточном берегу Иордана и в Сирии (имеется в виду территория, завоеванная царем Давидом, а не современное государство) на земельных участках, принадлежащих евреям, могут быть освящены святостью седьмого года. Однако запрет сфихин не распространяется на земельные участки, находящиеся в этих районах.
На плоды, выросшие на земельных участках, принадлежащих нееврею, даже если они находятся в Земле Израиля, запрет сфихин не распространяется, так как их хозяин не обязан соблюдать законы шмиты, и ему разрешено сеять в седьмой год. Если земельный участок принадлежит нееврею, но работы на нем производят евреи–арендаторы или наемные рабочие, то на урожай, собранный с такого участка, распространяются законы о сфихин.
Растения, растущие в крытых помещениях, а также в горшках, которые определены как «цельные», не считаются сфихин.

Правила пользования плодами седьмого года

Сказано в Торе: «…и будет покой земли (плоды седьмого года) вам в пищу» (Ваикра, 25:6). Из слова «вам» мудрецы выводят, что пользоваться плодами седьмого года разрешено исключительно общепринятым образом. То, из чего обычно готовят еду – использовать для приготовления пищи; предназначенное в корм животным – для животных; растения, которые служат сырьем для краски – для изготовления краски. Слово «в пищу» учит нас, что плоды седьмого года запрещено уничтожать, портить, использовать не по назначению или таким способом, которым их обычно не принято использовать.
Существует мнение, согласно которому, пользуясь плодами, освященными святостью седьмого года, по назначению, человек выполняет повелительную заповедь «в пищу», хотя нет обязанности есть именно плоды года шмиты.
Мудрецы Торы говорят, что фрукты и овощи, которые принято есть только в сыром виде, запрещено варить, а те, которые обычно варят, не разрешено есть сырыми. Те продукты, которые иногда варят или готовят, используя другой вид тепловой обработки – жарят, запекают, пассируют, а иногда подают к столу в сыром виде, разрешено и готовить, и есть сырыми – как обычно принято делать в повседневной жизни.
Во время Пасхального Седера разрешено использовать корни хрена седьмого года в качестве горького овоща, хотя обычно хрен в таком виде не едят. Поскольку в Пасхальную ночь его принято есть так, это не считается порчей продукта.
Вино седьмого года разрешено добавлять в различные блюда. Разрешено также разбавить его водой, поскольку так принято иногда делать.
Консервирование, засол, маринование плодов седьмого года, если так обычно принято их перерабатывать, – разрешены.
Из плодов седьмого года разрешено приготовить мороженое.
В случае если продукт приготовили способом, которым его обычно не готовят, несмотря на нарушение, разрешен.
Запрет порчи относится не только к самим плодам, но и к тем продуктам, которые были сварены вместе с плодами седьмого года и впитали их вкус. Так, например, если при готовке супа из мяса и макарон использовали овощи, освященные святостью шмиты, то все блюдо приобретает статус продукта, освященного святостью шмиты. Его запрещено портить или использовать не по назначению даже после того, как в нем абсолютно не останется овощей.
На специи, изготовленные из растений седьмого года, также распространяются законы плодов шмиты. Даже после того, как их использовали для готовки, если у них есть аромат и вкус, и они пригодны для того, чтобы их есть или сдабривать ими блюдо, они сохраняют статус плодов седьмого года. Жидкость, в которой варили или заквашивали плоды шмиты, если ее не принято употреблять в пищу, не становятся освященной. Ее разрешено использовать в любых целях или просто вылить. В случае, когда такая жидкость является продуктом питания, на нее распространяются законы плодов седьмого года.
Выжимать сок из плодов шмиты разрешено только в том случае, когда данный плод употребляют в основном в виде сока. Поэтому выжимают сок из винограда, лимонов и грейпфрутов, масло – из оливок. Из тех видов овощей и фруктов, из которых не принято выжимать сок, в случае, когда речь идет о плодах седьмого года, выжимать сок запрещено. В отношении овощей и фруктов, из которых довольно часто выжимают сок, следует в каждом конкретном случае спросить у раввина, как поступить.
Те фрукты и овощи, которые обычно не перетирают, не измельчают, не разминают – запрещено перетирать, измельчать, разминать. Если к данным процессам прибегают для того, чтобы их подготовить для ребенка, а взрослые обычно едят продукт целым, то для детского питания эти процессы разрешены, а для того, чтобы дать взрослому, запрещены.
В случае, когда из того или иного плода седьмого года разрешено делать сок или пюре, это делают обычным способом. Если фрукты и овощи были переработаны способом, которым обычно перерабатывать их не принято, несмотря на нарушение, они разрешены. В обоих случаях продукт переработки плодов шмиты – сок, пюре и тому подобное, несет на себе святость плодов седьмого года.
Масло седьмого года разрешено использовать в готовке исключительно для того, чтобы улучшить вкус блюда. Пользоваться таким маслом, чтобы еда не пригорела, запрещено. После готовки остатки масла сохраняют святость седьмого года.
Насколько способ приготовления пищи является общепринятым, определяется тем, как большинство людей в этой местности готовят данный вид продукта. Тот вид готовки, который используется только для лечения, считается использованием продукта измененным способом, и для плодов седьмого года неприемлем.
Разрешено срезать кожуру овощей и фруктов, даже если и без этого они пригодны в пищу, но при условии, что так принято поступать, как, например, в случае с яблоками и огурцами. С тех плодов, с которых обычно не снимают кожуру, как, например, абрикосы, сливы, персики, снимать кожуру запрещено.
Испорченные части овощей, фруктов или зелени обычно удаляют с небольшим количеством качественного продукта. Поскольку данное действие общепринято, оно не считается порчей продукта и, когда речь идет о плодах седьмого года, не возбраняется.
Плоды седьмого года разрешено использовать исключительно по назначению. Продукты питания запрещено использовать для втираний или умащения, за исключением оливкового масла, которое разрешено для умащения. С помощью плодовшмиты запрещено устранять пятна на одежде, а также чистить посуду и мебель. Запрещено вымачивать листья кресс-салата в уксусе, изготовленном из плодов седьмого года, для того чтобы очистить зелень от насекомых.
Пока благовония сохраняют свой аромат, они имеют статус плодов седьмого года. Нюхательный и курительный табак освящен святостью седьмого года. Пользуясь табаком по назначению, не нарушают законы шмиты, так как это обычный способ использования данного продукта.
Плоды седьмого года запрещено срывать, пока они не достигнут такой степени созревания, что уже пригодны в пищу. Если их все же сорвали раньше времени, хотя и произошло нарушение, постфактум они разрешены, поскольку вырасти больше все равно не смогут.
Плоды седьмого года, которые предназначены человеку в пищу, запрещено портить, даже если после этого они останутся пригодными в корм животным. Продукты питания, предназначенные людям, запрещено скармливать животным, но если они стали непригодны в пищу, ими разрешено кормить животных, хотя на них остается святость седьмого года.
Из плодов седьмого года, которые являются продуктами питания, запрещено изготовлять украшения, картины или поделки, так как после этого они перестают быть пригодными в пищу, что расценивается как порча продукта. Подвесить этроги, финики или гранаты седьмого года в качестве украшения сукки разрешается, ведь после Суккота их можно будет использовать в пищу.
Разрешено порезать плод седьмого года с тем, чтобы съесть часть его, хотя то, что останется не съеденным, будет быстрее портиться.
Разрешено давать продукты седьмого года маленьким детям, хотя заранее ясно, что они могут раскрошить, испортить или даже выбросить часть продукта. Это обычный способ еды для ребенка, поэтому порчей не считается.
Когда для кидушаавдалы или других торжественных случаев пользуются соком или вином седьмого года, запрещено наполнять бокал до краев, чтобы сок или вино не пролились, или же необходимо подставить под бокал блюдце с тем, чтобы выпить пролившийся напиток. Запрещено гасить свечу авдалы в соке или в вине седьмого года, поскольку это расценивается как порча напитка. В Пасхальную ночь запрещено сбрызгивать вино седьмого года; в тех местах Агады, где это принято делать, – используют вино, не освященное шмитой. Для того чтобы соблюсти обычай, следует воспользоваться для «второго бокала» вином не седьмого года.
Запрещено употреблять масло, изготовленное из плодов седьмого года, для зажигания ханукальных свечей, светом которых не пользуются, а для субботних свечей, которые специально предназначены для освещения, – разрешено.
Запрещено дарить плоды седьмого года нееврею, но если он пришел в гости, его разрешено ими угостить.
Плоды седьмого года, пригодные в пищу человеку, запрещено сеять и сажать, так как, давая жизнь другим, они сами перестают быть пригодными в пищу, и это расценивается как порча плодов седьмого года.
Запрещено подмешивать лекарство в пищу или напитки, освященные святостью седьмого года, если это приводит к ухудшению их вкусовых качеств, так как это считается порчей продукта.
Запрещено изготовлять лекарства из плодов и растений, освященных святостью седьмого года, которые употребляют в пищу. И даже просто использовать такие плоды в качестве лекарства, абсолютно не изменяя их, запрещено. Так, например, запрещено использовать алкогольные напитки, изготовленные из плодов седьмого года, для растирания, примочек или компрессов. Из растений седьмого года, которые используют для корма животным, разрешено приготовлять лекарства. Это расценивается не как порча, а, наоборот, как более ценное использование плода.
Плоды седьмого года запрещено вывозить за границы Земли Израиля. Тот, кто едет за границу, должен взять с собой продукты, на которых нет святости седьмого года. В случае необходимости разрешено взять в дорогу плоды седьмого года в таком количестве, которого будет достаточно, пока не приобретут за границей местные продукты.
Остатки еды, приготовленной из продуктов, освященных святостью седьмого года, сохраняют статус плодов седьмого года, и их запрещено выбрасывать в мусор обычным способом. Их следует класть в определенное место, пока они не сгниют или не засохнут, и только после этого выбросить. У кого такой возможности нет, может сложить остатки пищи в пакет, плотно завязать его и положить в мусорный бак. Эти правила верны также в отношении кожуры и косточек фруктов, на которых осталось немного мякоти плода, а также испорченных частей продукта, которые отрезали вместе с пригодной в пищу частью плода.
Тарелки, кастрюли и другую посуду разрешено мыть обычным способом, несмотря на то, что в них находятся остатки пищи, освященной святостью седьмого года.
В местах общественного питания разрешено оставлять остатки недоеденной еды, освященной святостью седьмого года, а ответственность за должное к ним отношение лежит на хозяевах и работниках данной точки общепита.
Приспособления, предназначенные для готовки и переработки продуктов питания, с помощью которых могут быть нарушены законы обращения с плодами седьмого года, запрещено одалживать тем, кто не придерживается этих законов. Если отказ одолжить такого рода предметы может повлечь ссору или вражду, то, если есть вероятность, что этими предметами будут пользоваться для разрешенных действий, разрешено их одолжить.

Торговля плодами седьмого года

Из приведенного выше стиха Торы «…и будет покой земли (плоды седьмого года) вам в пищу» (Ваикра, 25:6), мудрецы выводят дополнительный закон: «в пищу, а не для продажи» – плодами седьмого года запрещено торговать.
Торговля плодами седьмого года запрещена только в случае, если ее осуществляют обычным способом. Разрешено собрать такое количество плодов, которое обычно средняя семья запасает на несколько дней с тем, чтобы их продать. После того, как собранные плоды продали, разрешено собрать еще столько же и снова продать, и так – каждый раз. При этом необходимо соблюсти определенные условия. Продавать плоды седьмого года разрешено исключительно в таком месте, где обычно не принято торговать. Плоды запрещено отмеривать, считать, взвешивать, другими словами продажа должна производиться «на глаз». Все это делается для того, чтобы продажа плодов седьмого года отличалась от обычной торговли, а также, чтобы покупателю сразу было ясно, что это плоды седьмого года, пользоваться которыми следует в соответствии с законами, приведенными в предыдущем разделе.
В случае, если произошло нарушение, и плоды седьмого года продавали как обычно, они из-за этого не становятся запрещенными в пищу.
Купленные плоды седьмого года сохраняют свой статус. Наряду с этим, деньги, полученные от продажи этих плодов, также обрели статус плодов седьмого года, и покупать на них разрешено исключительно продукты питания. После того, как на такие деньги купили еду или напитки, деньги лишились этого статуса, и с ними можно поступать, как угодно. Купленные еда и напитки, даже если их природа не растительная – яйца, рыба, мясо, минеральная вода – приобретают статус плодов седьмого года, и к ним относятся все законы пользования плодами шмиты. Если решают обменять один продукт на другой, например, рыбу, статус которой – плод седьмого года, на яйца, то в этом случае яйца становятся плодами седьмого года, а рыба переходит в разряд будничной пищи. То есть, правило таково: сами плоды седьмого года остаются освященными, предмет обмена или продажи, если он – последнее звено, также имеет статус плода седьмого года, а все промежуточные предметы, участвовавшие в процессе купли-продажи, остаются будничными.
Во время шмиты и некоторое время после этого необходимо обращать внимание на источники, из которых мы получаем деньги. Если деньги получены от человека или от предприятия, которые располагают, в основном, деньгами, освященными святостью седьмого года, поступать с ними необходимо соответствующим образом: покупать продукты питания или напитки, на которые «перейдет» статус плодов седьмого года. Примером таких людей могут выступать хозяева овощных магазинов, таких предприятий – заводы по выпуску консервов из овощей и фруктов. Тому, кому сложно следить каждый раз за тем, на что именно он тратит свои деньги, было бы верным не получать денег от тех людей и предприятий, большая часть оборота которых состоит из «освященных денег», однако можно получать чеки.
Даже когда продажа осуществляется разрешенным способом, запрещено покупать плоды седьмого года у человека, который не соблюдает – осознанно или по незнанию – законы седьмого года, так как деньги, которые он получает в обмен на плоды, приобретают статус «освященных», и на них распространяются законы, приведенные выше, а продавец их не соблюдает.
Продавцу, не исполняющему законы продажи плодов седьмого года, запрещено поставлять плоды, освященные годом шмиты.
Запрещено выплачивать заработную плату и возвращать долги плодами седьмого года, так как данные действия расцениваются как торговля плодами шмиты, а также как использование их не по назначению.
Выполнить заповедь мишлоах манот в праздник Пурим, используя для этого плоды седьмого года, не возбраняется, но надо быть уверенным, что получивший мишлоах манот будет обращаться с плодами должным образом.
Выше упоминалось о том, что в отношении плодов Эрец Исраэль, выросших на земельных участках, принадлежащих неевреям, существует спор мудрецов Торы. Согласно мнению Бейт Йосеф, статус таких плодов как «выросших за границей», и они не несут на себе святость седьмого года. Хазон Иш, так же как и его предшественник А-Мабит, считал, что и такие плоды считаются плодами седьмого года, и относиться к ним необходимо соответствующим образом.
Во время шмиты и некоторое время после этого, когда фрукты, овощи и другие продукты растительного происхождения освящены святостью седьмого года, и их купля-продажа должна осуществляться с определенными ограничениями, необходимо приобретать эти продукты в торговых точках со строгим раввинским контролем. Так можно избежать проблем, связанных с куплей-продажей плодов седьмого года, о которых говорилось выше, и от нарушения запрета сфихин. Такие магазины поставляют либо продукты, не освященные святостью седьмого года, либо их хозяева прибегают к прочим возможным вариантам торговли продуктами растительного происхождения, при которых не совершаются нарушения.
Если мы хотим разрешенным образом воспользоваться услугами магазина для поставки плодов шмиты, каждый из покупателей в начале года назначает продавца магазина своим посланцем по покупке продуктов растительного происхождения. Обычно это оформляется в письменной форме на специальных бланках. Владелец магазина становится «посланником» каждого клиента. Он приобретает не оптовое количество, как обычно, а понемногу для каждого клиента. Затем в магазине он распределяет продукты между клиентами согласно тому количеству, которое каждый из них поручил ему приобрести. А клиенты платят магазину за выполнение этого поручения. Таким способом можно избежать проблем, связанных с куплей-продажей плодов седьмого года.
Иногда не представляется возможным купить овощи и фрукты в магазине с раввинским контролем. В таком случае необходимо выяснить у раввина, как следует поступать, так как в отношении продуктов, купленных в местах, где не соблюдаются законы шмиты, может возникнуть множество вопросов. Иногда они могут быть запрещены вообще.

Цветы

Цветы, у которых нет аромата, не имеют статуса плодов седьмого года. Согласно некоторым мнениям, на них не распространяется постановление о сфихин. Однако законы, связанные с посевом и уходом за растениями в год шмиты, распространяются и на них. Поэтому, даже цветы, не имеющие запаха, запрещено покупать, если их посадили в седьмой год или за ними ухаживали запрещенным в год шмиты способом.
К цветам с приятным ароматом относятся все законы плодов седьмого года. Те из них, которые начали расти до наступления шмиты, и те, которые относятся к разряду многолетних культур, не подпадают под запрет сфихин, и ими разрешено пользоваться (в соответствии с законами использования плодов седьмого года).

Оцар бейт-дин

В эпоху Мишны в разных городах Эрец Исраэль заседали члены раввинского суда –бейт-дина. К ним приходили земледельцы с собранным урожаем. Члены бейт-динапринимали у них урожай, возвращали каждому небольшую часть плодов – столько, сколько необходимо им и их семьям на три трапезы, а остальное помещалось в городские склады. Затем из запасов, хранящихся на этих складах, называемых оцарбейт-дин, каждую неделю в канун субботы всем желающим раздавали плоды, исходя из количества членов их семей. Члены суда нанимали также работников для сбора и переработки урожая плодов седьмого года с полей и садов, к которым, как и положено по закону, хозяева относились как к бесхозному имуществу – эфкеру.
В наше время также пользуются услугами оцар бейт-дина. Под эгидой раввинского суда сосредотачивается большое количество фруктов и овощей на специальных складах, а затем распределяются всем желающим. Получатель таких плодов вносит некую плату, которая призвана погасить расходы на зарплату сборщикам урожая, грузчикам, водителям, расходы на съем помещений, транспортировку. При этом сами плоды не продают, а распределяют бесплатно. Таким образом, при передаче и получении плодов не происходит нарушение запрета купли-продажи. Деньги, полученные на погашение затрат не освящаются святостью седьмого года. Поскольку это не продажа, а раздача плодов, их разрешено взвешивать, считать, мерить обычным способом.

Заповедь биур

Тора, повествуя о законах шмиты, говорит: «…и скоту, и дикому зверю, которые в земле твоей, будет произросшее (в седьмой год) кормом» (Ваикра, 25:6-7). Из того, что Писание упоминает домашний скот и диких животных вместе, мудрецы Торы выводят следующее правило: пока дикий зверь может найти тот или иной вид корма на полях или в садах, этот вид корма разрешено давать скоту из запасников. После того, как животное не может найти этот вид растений в условиях дикой природы – либо к этому времени уже все объедено, либо отцвело, опало, сгнило – запрещено этот вид давать в корм скоту, несмотря на то, что в домашних запасниках его еще много. Оставшиеся запасы корма данного вида выносят из дома и объявляют никому не принадлежащими – эфкером. Таков же закон и в отношении всех продуктов питания растительного происхождения. Если сезон какого-либо вида фруктов, овощей или зелени прошел, и их больше нет в садах и на полях, а дома осталось некоторое количество данного продукта, его необходимо вынести на улицу и в присутствии трех евреев объявить никому не принадлежащим – эфкером. После того, как плоды стали эфкером, их бывший хозяин, как и любой другой, может их взять себе и продолжать ими пользоваться, как прежде, соблюдая правила использования плодов седьмого года.
Прошел ли сезон того или иного вида растений, определяют исходя из того, находится ли он еще на неохраняемых земельных участках, на которые может попасть любой желающий. Охраняемые поля и сады не являются индикаторами, прошел ли сезон того или иного вида. Если на таких полях или в садах еще есть плоды данного вида, а на участках, доступных для всех, их уже нет, считается, что наступило время биура этого вида.
Не всякое количество продукта обязывает хозяев объявлять их эфкером по пришествии времени биура. В случае, когда определенного вида плодов меньше или равно тому количеству, которое обычно данная конкретная семья потребляет за три трапезы, у этой семьи нет обязанности биура по отношению к этим плодам. Если количество продукта больше, чем нужно для трех трапез, то все, что обычно расходуется за три трапезы, оставляют дома, а остальное выносится на улицу и объявляется эфкером в присутствии трех евреев. Вместо того, чтобы вынести плоды и объявить их эфкером, разрешено их раздать соседям, друзьям, родственникам – каждому столько, сколько ему и его семье нужно для трех трапез. Количество продукта, необходимое для трех трапез, определяется согласно тому, сколько обычно данного продукта съедают в трапезу, а не тем, как если бы вся трапеза состояла только из этого вида. Например, если бы вся трапеза состояла только из яблок, их, скажем, съели бы четыре штуки, а если яблоки подают на десерт, то одно. Поскольку яблоки обычно подают на десерт, количество трех трапез в отношении яблок для одного человека не двенадцать, а только три. Количество вина и виноградного сока установлено из расчета четыре бокала для каждого члена семьи в каждую из трех трапез. Такой расчет объясняется тем, что в Пасхальный седер выпивают четыре бокала вина.
У многих видов плодов нет конкретного дня биура, так как период между тем, когда известно, что этот вид еще находится в полях и садах, и тем, когда его уже точно невозможно найти, может продолжаться несколько дней или даже недель. Обязанностьбиура в таком случае начинается с того времени, когда возникло сомнение и продолжается все время, пока существует неясность. Поскольку очень неудобно в течение продолжительного времени ежедневно выносить плоды и объявлять ихэфкером, можно поступить иначе. В начале «сомнительного» периода выносят плоды на улицу и в присутствии трех евреев объявляют плоды никому не принадлежащими, и что даже после того, как их бывший хозяин внесет их в дом, они продолжают оставатьсяэфкером, и каждый, кто захочет, может прийти и взять их. После этого бывший хозяин продолжает пользоваться этими плодами, помня о том, что, кроме того количества плодов, которое обычно расходуется во время трех трапез, все остальные плоды являются эфкером и ему не принадлежат.
Для некоторых видов плодов седьмого года существуют постоянные даты биура: инжир – канун праздника Ханука восьмого года; финики – Пурим восьмого года; виноград, вино и изюм – канун Песаха восьмого года; оливки и оливковое масло – канун Шавуота восьмого года.
Подобно вину и маслу, время биура всех продуктов, изготовленных из плодов седьмого года, определяется временем биура тех плодов, из которых они изготовлены.
На продукты питания, которые впитали в себя вкус плодов седьмого года, также распространяется обязанность биура. Дата их биура определяется временем биураплода седьмого года, вкус которого впитался в данный продукт. В отношении посуды, впитавшей вкус плодов седьмого года, заповедь биур не распространяется.
Определение времени биура блюда, состоящего из нескольких видов плодов седьмого года с различными датами биура, – вопрос непростой, и в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина, как следует поступать.
На деньги, полученные в обмен на плоды седьмого года, и получившие их статус, распространяется обязанность биура. По наступлении даты биура тех плодов, в обмен на которые эти деньги получены, их объявляют эфкером в присутствии трех евреев так же, как это делают с плодами седьмого года. Если до времени биура за эти деньги были приобретены какие-либо продукты и деньги стали будничными, а их святость «перешла» на эти продукты, то, соответственно, по отношению к этим продуктам существует заповедь биура. Время их биура определяется датой биура тех плодов седьмого года, за продажу которых были получены эти деньги, а затем на них куплены данные продукты.
Плоды, выросшие у нееврея, согласно мнению Бейт Йосефа, не освящены святостью седьмого года, и на них не распространяется заповедь биура. Те, кто следуют мнению Хазон Иша и относятся к таким плодам как к плодам седьмого года, могут купить эти плоды у нееврея после времени их биура, так как у нееврея нет заповеди биур. Даже в случае, если плодов было приобретено меньше, чем их нужно на три трапезы, сразу после покупки необходимо в отношении них исполнить заповедь биур, то есть вынести на улицу и объявить эфкером. Пока это не сделали, плоды запрещены.
Плоды седьмого года, находящиеся в оцар бейт-дин, не принадлежат конкретному лицу, и их статус – плоды–эфкер. На них не распространяется заповедь биурБейтдинвправе продолжить распределение плодов седьмого года населению и после того, как прошла дата биура. Получивший плоды из оцар бейт-дин, когда наступит время биураданного вида плода, обязан осуществить заповедь биура.
Если по наступлении даты биура хозяева не вынесли плоды и не объявили их эфкером, эти плоды необходимо уничтожить.
После того, как была выполнена заповедь биур, на плодах остается святость седьмого года.

Отделение трумот и маасрот от плодов седьмого года

(Напомним, что трума – это часть урожая, предназначенная коэнам. Маасэр ришон – десятина, которую отделяют левитам. Маасэр шени – десятина, которую отделяют в первый, во второй, в четвертый и в пятый годы семилетнего цикла; во время существования Храма ее ели в состоянии очищения в Иерусалиме, а в наши дни отделяют и «выкупают» – переводят святость десятины на мелкую монету. Маасэр ани– десятина, которую отделяют от урожая в третий и в шестой годы семилетнего цикла и отдают бедным.)
От плодов, освященных святостью седьмого года, которые выросли на земельных участках, принадлежащих еврею, не отделяют ни труму, ни маасэр ришон, ни маасэр шени, ни маасэр ани.
От плодов, выросших на земельных участках, принадлежащих нееврею, которые были полностью подготовлены к использованию неевреем и в другие годы, не отделяюттрумот и маасрот. Если же завершение подготовки плодов к использованию производилось евреем, то в другие годы семилетнего цикла от таких продуктов обязаны отделять трумот и маасрот. (Определение того, что считается завершением подготовки плодов к употреблению – отдельная тема, которая будет разбираться в уроках, посвященных законам трумот и маасрот. Здесь приведем лишь один пример такой «подготовки»: еврей приобрел виноград у нееврея и сделал из него вино.)
В вопросе о том, есть ли обязанность отделять трумот и маасрот от плодов седьмого года, выросших в Израиле на земельных участках, принадлежащих неевреям, при том, что подготовку к употреблению осуществили евреи, следует учесть мнение тех, кто считает, что такие плоды не имеют святости седьмого года (мнение Бейт Йосефа), и отделить от них трумот и маасрот. Поскольку существует и мнение (а-Мабита и Хазон Иша), что эти плоды освящены святостью седьмого года, и от них не отделяют трумоти маасрот, то при отделении трумот и маасрот от таких плодов не произносится соответствующее благословение. Согласно принятому закону, от таких плодов следует отделить трумумаасэр ришон и маасэр ани. Существует мнение, что в таком случае отделяется маасэр шени, а не маасэр ани. Желательно учесть это мнение и, произнося текст отделения трумот и маасрот, сказать: «…и маасэр шени – плоды, находящиеся с южной стороны общего количества будут выкуплены и так далее, а если есть обязанность отделять маасэр ани, то маасэр ани – плоды, находящиеся с южной стороны, будут выкуплены и так далее».
Отделенную труму, которую в наши дни не передают коэну, разрешено уничтожить, несмотря на то, что она является плодом седьмого года, поскольку пользоваться ею все равно запрещено.

Плоды нэта рэваи

(Напомним, что в первые три года жизни дерева его плоды называются орла и запрещены. Плоды четвертого года называются нэта рэваи, и их законы как у маасэр шени: в наши дни их «выкупают», переводя святость на мелкую монету, после чего плоды разрешены.)
Плоды нэта рэваи седьмого года, также как и плоды других лет, необходимо «выкупить». На монету, которой пользуются для выкупа плодов нэта рэваи, переходит только святость нэта рэваи, а святость шмиты не переходит.

Плоды седьмого года в странах диаспоры

Несмотря на то, что существует запрет вывозить плоды седьмого года за пределы Земли Израиля, большое количество продуктов, освященных святостью седьмого года, все же попадает за границу, так как предприятия, не соблюдающие законы шмиты, экспортируют вино, консервы, свежие и мороженые овощи и фрукты. Поскольку покупка и использование таких продуктов могут быть сопряжены с нарушениями закона, следует обращать внимание (всегда, а в особенности в седьмой и восьмой годы), чтобы не приобретать такие продукты. Тот, кому все же попались такие продукты, должен выяснить у раввина, как с ними следует поступать.

Четыре вида растений, которыми пользуются для исполнения заповеди Лулав во время праздника Суккот

Этрог (плод цитрона). Поскольку в отношении этрога существуют различные мнения, для того, чтобы можно было с уверенностью сказать, что этрог не освящен святостью седьмого года, он должен быть снят с дерева до наступления года шмиты. Те этроги, которыми пользуются в Суккот восьмого года, являются «плодами седьмого года», и относиться к ним следует соответственно: выполнять правила продажи, не передавать деньги продавцу, не соблюдающему законы шмиты и так далее. 
Этроги, которые хозяева стерегли и не давали срывать другим (шамур), или обрабатывали в год шмиты, нарушая законы седьмого года (нээвад), запрещено приобретать. Согласно некоторым мнениям, такой этрог непригоден для исполнения заповеди.
Этрог, который является плодом седьмого года, запрещено вывозить за пределы Эрец Исраэль, за исключением ситуаций, когда без этого жители диаспоры не смогут исполнить заповедь. После того, как закончится праздник Суккот, этроги, вывезенные за границу, следует возвратить обратно в Эрец Исраэль.
Лулав (ветвь пальмы). Согласно мнению подавляющего большинства поским(законоучителей), лулав не является «плодом седьмого года». 
Лулавы, которые продают в начале седьмого года, согласно всем мнениям, не освящены святостью субботнего года, так как завязь пальмы образовалась в шестой год.
Адасим (ветви мирта). Некоторые поским считают, что адас, предназначенный для исполнения заповеди, не имеет статуса «плода седьмого года». Другие авторитеты Торы считают, что адас, завязь которого образовалась в седьмой год, как и все растения, обладающие приятным ароматом, несет на себе святость субботнего года. Поэтому, как и в любом другом спорном вопросе, следует выяснить у раввина, как поступать в отношении адаса, который используют для исполнения заповеди в Суккот восьмого года.
Аравот (ветви ивы). Арава не имеет святости седьмого года. Ветки ивы, которую обрабатывали, нарушая законы шмиты, запрещено покупать, а согласно некоторым мнениям, запрещено также использовать для исполнения заповеди.

http://www.beerot.ru/?p=5596