Зихру торат Моше — 39 работ — Работа печь (офе)

Дата: | Автор материала: Рав Авраам Данциг

880
печь

1. Тот, кто печет или варит – как на открытом огне, так и на том, что нагрелось от огня, – ответственен по закону Торы, и даже если он печет или варит пищу, которую обычно едят в сыром виде, например, фрукты или молоко.

И тот, кто растапливает воск, нутряной жир, деготь и т.п. или расплавляет один из металлов до такого состояния, что он разливается как вода, а также тот, кто ставит сосуд из глины в печь, чтобы он затвердел, или кладет в печь сырое полено, чтобы из него вышла влага, – ответственен по закону Торы за нарушение запрета «варить». Таково правило: и если он размягчает твердое тело, и если укрепляет мягкое вещество (например, обжигает сосуд из глины), – он ответственен по закону Торы за нарушение запрета «варить».

И поэтому следует остеречься, чтобы не класть яблоки или сосуд с молоком и т.п., – несмотря на то, что они годятся для еды в сыром виде, – на горячую печь, где они могут свариться, и даже если в печи уже нет огня.

И запрещено ставить на печь, в место, где это может свариться, даже еду, которая уже была сварена, но остыла полностью. И есть законоучителя, говорящие, что, если он положил такую еду уже после того, как печь была растоплена неевреем, он ответственен по закону Торы, так как эти законоучителя считают, что есть «варка после варки». Но даже до того, как печь растопили, – тоже запрещено.

2. Запрещено ставить холодную пищу в место, где, если она простоит там долгое время, она сможет достигнуть такой высокой температуры, что при прикосновении рука будет отскакивать от нее (яд соледет бо), – и даже если у него нет иного намерения, кроме как подогреть эту пищу до комнатной температуры. И поэтому запрещено ставить сосуд с водкой или другим напитком в зимнюю печь (называемую «баня»), даже только для того, чтобы подогреть напиток до комнатной температуры.

А для нужд больного разрешено поместить на лежащий на печи противень пищу, которая уже была сварена и остыла, подложив нечто, отделяющее пищу от противня, – для того, чтобы подогреть ее до комнатной температуры. Но следует остеречься, чтобы эта пища стояла там только до тех пор, пока не подогреется до комнатной температуры, – чтобы не получилось так, что он забудет ее на печи и она сварится еще раз. Однако воду или пищу, которая еще не была сварена, запрещено ставить на печь даже таким образом.

Но разрешено поставить кастрюлю с соусом, несмотря на то, что жир в кастрюле застыл, или воду, которая замерзла и превратилась в лед, – на солнцепек или на лежащий на печи противень, в месте, которое не сможет стать горячим до такой степени, что при прикосновении «рука будет отскакивать от него». Их разрешено поставить, чтобы жир или лёд растопились.

3. Запрещено поливать на любую пищу, например, на лук, или на какой-либо напиток из «первого сосуда» (кли ришон) [Т.е. сосуда, в котором варилась пища, – и даже если он уже снят с огня, но еще не остыл ниже уровня «яд соледет бо»], так как обдавание горячей водой из «первого сосуда» обваривает поверхность плода или иной пищи. И также запрещено натирать горячую курицу чесноком все то время, пока она горячая до такой степени, что «рука отскакивает от нее».

4. И запрещено мыть или замачивать в воде, даже холодной, пищу, которую вообще невозможно есть без промывки или замачивания. Однако селедку разрешено промывать, но только в холодной воде, поскольку ее можно есть и без промывания.

5. Следует устрожить и не возвращать после еды кугель, а также другие блюда в печь, где их держали, чтобы сохранить тепло, и даже если печь уже немного остыла, – кроме тех случаев, когда они все еще горячие. Но пищу, которая не была в печи в Шабат, – например, рыбу и мясо, жареные и вареные, – запрещено класть в печь, даже если они горячие, поскольку это напоминает первоначальную установку в печь для варки.

6. Согласно обычаю, разрешается, чтобы нееврей поместил сваренную пищу, которая полностью остыла, на лежащий на печи противень, прежде, чем печь будет растоплена. Но после того, как печь уже растоплена, запрещено даже нееврею сделать это для еврея.

7. Хотя есть законоучителя, говорящие, что «нет варки после варки» и нет «выпечки после выпечки», и поэтому разрешено положить кусок хлеба на печь, чтобы подсушить его, поскольку он уже был выпечен, – тем не менее, согласно всем мнениям, есть варка после выпечки. И поэтому запрещено класть хлебные крошки в кастрюлю, где есть соус, если он до сих пор горячий до такой степени, что при прикосновении «рука отскакивает от него». И есть законоучителя, запрещающие класть хлебные крошки даже в тарелку, если соус в ней до сих пор горячий до такой степени, что «рука отскакивает от него»

И также есть «жаренье после варки» и «варка после жаренья», и поэтому запрещено класть вареное мясо без подливки на противень, потому что там оно станет жареным. И также запрещено класть жареное на открытом огне мясо в подливку, горячую настолько, что «рука отскакивает от нее», так как это «варка после жаренья».

Согласно всем мнениям, для сухой пищи не может быть «варки после варки», и поэтому разрешено положить холодное вареное мясо в подливку, горячую настолько, что «рука отскакивает от нее». И также разрешено поместить сухое мясо, обжаренное на открытом огне, даже в место, где оно разогреется настолько, что «рука будет отскакивать от него».

8. Запрещено закутывать кастрюли в Шабат даже в то, что не добавляет тепла, и поэтому запрещено закутывать в Шабат даже в подушки и одеяла, – но только если пища до сих пор находится в кастрюле, в которой она варилась. А если переложили в другую кастрюлю, разрешено.

Комментарий «Дополнительная душа»

Варка после варки

Приведенный здесь запрет касается только жидкой пищи, но в отношении твердой пищи действует правило: эйн бишуль ахар бишуль (нет варки после варки), и поэтому твердую пищу, сваренную до полной готовности, разрешено разогревать, даже если она полностью остыла после варки (Шульхан арух, Орах хаим 318:4), – но и такую пищу мудрецы запретили помещать в Шабат на огонь, потому что это выглядит как варка в Шабат (Мишна брура 253:87). Однако такую пищу – например, мясо с лапшой (но без соуса), – можно положить в снятый с огня суп или в миску, которой прикрыта стоящая на огне кастрюля (Архот Шабат 1:19). И так же разрешено положить подобную пищу на батарею или электрический обогреватель, предназначенный для отопления дома, так как батареи и обогреватели вообще не предназначены для варки пищи (Игрот Моше, Орах хаим 4:74/34/; Архот Шабат 2:67/114/).

Правило «нет варки после варки» связано с тем, что твердые виды пищи варят в первую очередь с целью размягчить их и сделать более пригодными для еды, – и эти качества сохраняются даже после того, как пища остынет. А основным содержанием варки жидких видов пищи является именно их разогревание, но когда они полностью остывают, они как бы возвращаются к исходному состоянию – и поэтому в отношении жидких продуктов «еш бишуль ахар бишуль» (есть варка после варки), и соответственно, их запрещено ставить в место, где они могут вновь разогреться (Хазон Иш 37/13/; Кицур Илхот Шабат 16:8; Мишнат а-Шабат 14:3/3/).

Но если сваренная жидкая пища еще сохраняет свое тепло, то, согласно точке зрения ряда авторитетных законоучителей, ее разрешено разогреть так же, как и твердую пищу, – и такой обычай принят в ашкеназских общинах (Рамо, Орах хаим 318:15, Мишна брура 99; Мишнат а-Шабат 14:3/4/). Но в сефардских общинах не разогревают жидкую пищу, температура которой опустилась ниже уровня «яд соледет бо» (см. ниже – коммент. «Рука отскакивает от него»).

Субботняя плата с таймером

Согласно мнению большинства авторитетных законоучителей, запрещено ставить в Шабат на электрическую плату любую пищу, – так же, как на любой другой закрытый огонь, например, на блех (металлический лист, прикрывающий огонь на газовой плите). Но если на электрическую плату, предназначенную только для сохранения тепла, но не для варки, – по ошибке положили для разогрева твердую и полностью сваренную пищу (см. выше коммент. «Варка после варки»), тогда следует спросить раввина, разрешено ли пользоваться этой пищей в Шабат (Шмират Шабат ке-илхата 1:25; Архот Шабат 2:61/104-105/).

И также запрещено ставить в Шабат любую пищу на электрическую плату, которая еще не работает, но затем будет включена с помощью таймера (шаон Шабат), – и даже если пища сваренная и твердая. Однако разрешено в канун Шабата поставить пищу на электрическую плату, которая включится в сам Шабат при посредстве таймера (Хазон Иш 38/2/; Шмират Шабат ке-илхата 2:26; Архот Шабат 2:68).

А если в Шабат, когда кастрюля уже разогревалась на электрической плате, прекратилась, а затем снова возобновилась подача тока, необходимо спросить раввина, как поступить, поскольку по этому вопросу еще не определено единого мнения (Архот Шабат 2:50/83/).

«Рука отскакивает от него»

При разогревании жидкой пищи запрет Торы «варить» нарушается в тот момент, когда жидкость достигает такой температуры, что «рука отскакивает от нее» (яд соледет бо) из опасения обжечься (Шабат 40б, Раши; Шульхан арух, Орах хаим 318:14; Кицур Илхот Шабат 16:3).

В Гемаре объяснено, что это такая температура, при которой может возникнуть ожег на животе младенца (Шабат 40б), – и это более точный и объективный признак, так как у некоторых людей «руки отскакивают» уже от невысокой температуры, а у других не «отскакивают» даже от очень горячей жидкости (Раши, там; Мишна брура 318:89). Но и этот признак по понятным причинам практически невозможно использовать для измерения температуры, а поскольку невозможно точно определить этот уровень, то из сомнения следует устрожать (Питхей тшува, Йорэ деа 105:7). Некоторые же законоучителя полагают, что уровень «яд соледет бо» аналогичен такой температуре, при которой уже невозможно выпить напиток залпом, так как он настолько горячий, что приходится делать перерывы между глотками (Кицур Илхот Шабат 16:3).

Относительно величины этого уровня тепла в современных мерах измерения существуют различные точки зрения, но в плоскости практической алахи принято во всех случаях устрожать. Так, в примере, который приведен в данной книге, – когда ставят холодный напиток возле источника тепла, – следует устрожить и считать температурой «яд соледет бо» 45 градусов по шкале Цельсия (Шмират Шабат ке-илхата 1:1/3/ – от имени р. Ш.-З. Ойербаха), а по некоторым мнениям – 43 градуса (Игрот Моше, Орах хаим 4:74, Бишуль 3) или даже 40 (Архот Шабат 1/29/). А в тех случаях, когда этот «шиур» (т.е. уровень температуры) может быть использован для облегчения закона, – например, когда, согласно сефардской традиции, разрешено повторно разогревать жидкую пищу только в том случае, если она не остыла ниже этого уровня (см. выше коммент. «Варка после варки»), – тогда, устрожая в отношении «шиура», следует брать гораздо более высокую температуру, которая уже наверняка является «яд соледет бо». По оценке р. М. Файнштейна, это температура не ниже 71 градуса по Цельсию (Игрот Моше, Орах хаим 4:74, Бишуль 3). Однако иные комментаторы оспаривают его оценку, отмечая, что у большинства людей «рука отскакивает» от напитка при гораздо более низкой температуре (Архот Шабат 1/29/), – а именно, при 55-60 градусах Цельсия (Тшувот Маасе хошев 1:19).

Как приготовить в Шабат чай и кофе?

И соответственно, запрещено наливать горячую воду из «первого сосуда» на чайные листья, чтобы заварить чай. И также запрещено помещать листья чая или заварочные пакетики во «второй сосуд» – например, в стакан, вода в который налита прямо из чайника, стоявшего на огне, – так как существует сомнение: возможно, чайные листья относятся к категории «легко развариваемых» видов пищи (калей а-бишуль), которые варятся даже во «втором сосуде» (Мишна брура 318:39). А есть законоучителя, запрещающие заваривать чайные листья или заварочные пакетики даже в «третьем сосуде» (например, в стакане, вода в который налита из «второго сосуда»), так как, в соответствии с этим мнением, «калей а-бишуль» могут обварится и в «третьем сосуде» (Архот Шабат 1:43, 79).

И чтобы избежать всех сомнений, желательно приготовить прозрачную заварку в канун Шабата и еще до Шабата извлечь из нее заварочные пакетики, чтобы не нарушить также и запрет «перебирать» (борер) (Архот Шабат 1:74/164/). И лучше всего сохранить приготовленную заварку теплой поставив заварочный чайник, например, на электрическую плату или на стоящий на плате бак с горячей водой, – и тогда в Шабат будет разрешено добавлять в нее горячую воду прямо из «первого сосуда» (Шмират Шабат ке-илхата 1:47; Мишнат а-Шабат 14:14:3).

Но если приготовленная до Шабата заварка уже остыла, то запрещено добавлять в стакан с этой заваркой горячую воду из «первого сосуда» (например, из чайника, стоящего на огне), – но следует налить горячей воды в пустой стакан, а затем добавить остывшей заварки. Однако если заварка еще горячая, то лучше сначала налить ее в стакан, а затем добавить горячую воду из чайника, чтобы избежать добавления красящей жидкости в прозрачную воду, так как есть законоучителя полагающие, что запрет «красить» относится и к пищевым продуктам, – и хотя алаха определена не по этому мнению, при возможности следует устрожить (Мишна брура 318:39, Шаар а-циюн 64-65; Архот Шабат 1:75-76).

Разрешено добавить в стакан с горячим чаем сахар, так как рафинированный сахар уже прошел при изготовлении процесс «варки», а «нет варки после варки» (Мишна брура 318:71; см. также выше – коммент. «Варка после варки» к п. 1). Но от использования «сахарных таблеток» (сукразита) во «втором сосуде» следует воздержаться, не убедившись, что все входящие в их состав компоненты прошли при изготовлении процесс варки (Архот Шабат 1:28, 87). И разрешается положить их в «третий сосуд»,  а также добавить в «третий сосуд» с чаем мед, листья мяты или дольку лимона (Архот Шабат 1:44, 48)

Разрешено заваривать в Шабат растворимый кофе, так как кофейный порошок или гранулы уже прошли процесс варки при их изготовлении, – но следует устрожить и заваривать растворимый кофе только во «втором сосуде» (Шмират Шабат ке-илхата 1:55). И разрешено добавить в стакан с горячим кофе пастеризованное молоко (Архот Шабат 1:83).

Комментарий «Дополнительная Душа» – рав Александр Кац.


http://www.beerot.ru/?p=51384