Глава 8
О том, что запрещено говорить дурное в любых ситуациях
1. Говорить и верить лашон а-ра запрещено вне зависимости от пола и степени родства со всеми «сторонами». Мужу запрещено произносить перед своими родственниками лашон а-ра о жене и ее семье.
2. Запрещено говорить лашон а-ра о ребенке, если это может ему повредить. Чтобы помочь ему встать на правильный путь, разрешено рассказать о нем правду, даже если информация негативная. При этом необходимо учесть возможные последствия.
3. Запрещено говорить лашон а-ра о человеке, не знающем Тору, и тем более – о том, кто неустанно трудится, чтобы ее постичь.
4. Апикорес – человек, отрицающий Всевышнего, Тору или Б-жественный источник заповедей. Согласно мнению многих раввинов, те, кто не получил традиционного еврейского воспитания, не считаются апикоресами. Позорить того, о ком доподлинно известно, что он апикорес, как в его присутствии, так и в его отсутствие не только разрешено, но и необходимо. Он не является частью народа. О человеке, про которого ходят слухи, что он апикорес, но доподлинно не известно, лашон а-ра говорить запрещено, но обезопасить себя разрешено.
5. Согласно некоторым мнениям, разрешено говорить лашон а-ра о тех, кто злостно провоцирует споры и вражду. Необходимо доподлинно знать о человеке, что он именно таков, и говорить исключительно в миротворческих целях, ради ликвидации вражды и споров. Если этой цели можно достичь иначе, не прибегая к лашон а-ра, говорить лашон а-ра запрещено. Если до конца не ясно, кто является инициатором споров и вражды, следует воздержаться от какого бы то ни было вмешательства.
6. Запрещено говорить лашон а-ра о человеке и после его смерти. Особенно тяжелым это нарушение является, когда дурно говорят о мудрецах Торы и их наследии.
7. Лашон а-ра запрещено говорить и в беседе с женой/мужем. Но если один из супругов должен предостеречь другого от чего-либо, это разрешено. Так, например, когда владелец магазина оставляет жену на кассе, он может предупредить ее, чтобы не отпускала некоторым покупателям товары в кредит, потому что он слышал, что они могут потом не заплатить. И хотя ни владельцу магазина, ни его жене не разрешено верить лашон а-ра, они вправе обезопасить себя от ущерба.
8. Запрещено говорить лашон а-ра перед родственниками того, о ком идет речь. Но если рассказчик считает, что его собственное порицание и наставление не возымеет желаемого действия, ему разрешено сообщить негативную информацию такому родственнику нарушителя, который имеет на него влияние и сможет наставить на путь истинный.
9. Запрещено слушать лашон а-ра о любом человеке, кроме апикореса, доносчика и того, кого нельзя отнести к категории «достойных евреев» – амитэха (человека, живущего по Торе).
10. Лашон а-ра запрещено слушать, даже если его произносят родители. Напротив, следует сделать им замечание. Замечание должно быть сделано в уважительной форме.
Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово – золото: книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!