Краткие законы Песаха — Канун Песаха — Биур хамец

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

4374

Канун Песаха

1. В канун Песаха установлен пост для первенцев в память о том, как были спасены от гибели первенцы евреев в Египте (Шулхан арух 470:1, Мишна брура 1-3). Но в наше время принято, что утром первенцы участвуют в какой-либо трапезе, посвященной выполнению заповеди (сеудат мицва), а затем, поскольку они уже прервали пост разрешенным образом, им разрешено есть и пить. Обычно сразу после окончания утренней молитвы устраивают трапезу по поводу завершения изучения какого-либо трактата Талмуда (сеудат сиюм). Присутствующие первенцы изучают последние строки трактата вместе с тем, кто завершил изучение (он не обязательно должен быть первенцем), а затем участвуют в трапезе (Мишна брура 10). Если нет возможности завершить трактат Талмуда, устраивают трапезу по поводу завершения трактата Мишны, одной из 24 книг Танаха или свода законов (Хаг а-Песах 13:9/20/).

2. Разрешено есть хамец только до конца четвертого времяного часа (световой день делят на 12 равных частей – «часов») (Шулхан арух 443:1). В Израиле это около 10 часов утра по летнему времени. Каждый год в специальных еврейских календарях публикуют точное время – например, в 5775 /2015/ году это 10.07 (по Маген Авраам) или 10.37 (по Агро).

3. После последнего завтрака с хамецом необходимо тщательно почистить зубы и прополоскать рот.

Вставными зубами предпочтительно не пользоваться для горячей еды с хамецом в течение суток до Песаха. Затем следует обдать их кипятком из «первого сосуда» (кли ришон), например, из чайника. А есть разрешающие облить из «второго сосуда» (т.е. из сосуда, в который был налит кипяток из чайника) (Шевет а-леви, Орах хаим 148; Хазон Овадья с. 39). Но некоторые считают, что достаточно хорошо промыть зубной протез в горячей воде (Бейт Ицхак 1, 47) или замочить его с большим количеством соли, а затем промыть. А тому, кто имеет возможность устрожить, рекомендуют завести еще один зубной протез специально для Песаха (р. И. Гоэльман).

4. Мудрецы запретили есть мацу в канун Песаха, начиная с рассвета (Рамо 471:2), чтобы обособить и выделить вкушение мацы, которое заповедано в пасхальную ночь (Мишна брура 11).

В этот день не дают мацу также детям, которые уже могут задавать осмысленные вопросы, связанные с исходом евреев из Египта, и понимают ответы. Но детям, которые еще не в состоянии понять рассказ об исходе, можно давать мацу (Рамо 471:2;Хаг а-Песах 14:4).

В канун Песаха разрешено есть кнейдлех – клецки, сваренные из мацовой муки (Мишна брура 471:20).

У ашкеназских евреев принято, что мацу не едят за две недели до Песаха, с первого дня месяца нисан (там же 12).

Сжигание хамеца

1. Весь хамец, найденный во время проверки и оставшийся после завтрака в канун Песаха, сжигают (Шулхан арух 445:1, Рамо).

Это необходимо сделать до конца пятого времяного часа. В Израиле это около 11 часов по летнему времени (точное время публикуют каждый год в специальных календарях).

2. Необходимо сжечь основательно. Недостаточно, чтобы хамец просто обуглился, но нужно, чтобы он прогорел изнутри и не осталось ничего пригодного для еды (Шулхан арух а-Рав 445:4; Мишна брура 1). Поэтому крупные батоны хлеба предпочтительнее разрезать или разломать на куски (Хаг а-Песах 8:10-11).

В качестве «дров» в костёр принято бросать также лулав и ветви ивы, оставшиеся после праздника Суккот. Ведь, поскольку с их помощью уже выполнили одну заповедь, хорошо выполнить еще одну – сжигание хамеца (Мишна брура 445:7; Хаг а-Песах 8:11).

Принято сжигать также перо и деревянный совочек, которыми собирали хамец во время ночной проверки (Алахот у-минъагей хаг а-Песах).

Если по какой-либо причине хамец невозможно сжечь, его следует измельчить и развеять по ветру или бросить в море или реку (Шулхан арух 445:1, Мишна брура 2-3).

3. После сжигания или иного уничтожения хамеца еще раз произносят декларацию отказа от хамеца – битуль хамец:

כל חמירא וחמיעא דאיכא ברשותי, דחזיתיה ודלא חזיתיה, דבערתיה ודלא בערתיה, לבטיל ולהוי כעפרא דארעא

Всякий хамец и закваска, находящиеся в моем владении, замеченные и не замеченные, увиденные и не увиденные, уничтоженные и не уничтоженные мною, лишаются всякой важности и становятся бесхозным, как прах земли.

И если вечером, после проверки, говорят только «не замеченные и не уничтоженные мною, и неизвестные мне» – ведь остальной, «известный» хамец оставляют для завтрака и последующего сжигания, то после сжигания говорят: «замеченные и не замеченные, увиденные и не увиденные» – ведь теперь аннулируют весь хамец (Шулхан арух 434:3, Мишна брура 7).

Даже если хамец еще не прогорел полностью, необходимо произнести декларацию отказа от хамеца до конца пятого времяного часа, так после этого битуль не действителен (примеч. редактора).

Желательно произнести декларацию отказа от хамеца в присутствии членов семьи (р. И. Гоэльман).

4. Если при ночной проверке ничего не было найдено и никакого хамеца после завтрака не осталось, то не нужно приобретать хамец специально для того, чтобы сжечь. Но в таком случае предпочтительно сжечь, например, пакет, в котором прежде находился хамец, и т.п., чтобы не забыть о заповеди уничтожения хамеца (Маарик 174;Хаг а-Песах 8:8/14/).

5. После пятого времяного часа хамец полностью запрещен для использования: его уже нельзя давать в корм животным или продать нееврею. И если человек забыл или не смог проверить и уничтожить хамец до начала шестого часа, он проверяет с благословением и сжигает найденное, но не произносит декларацию отказа от хамеца, так как хамец уже и так не его (Шулхан арух 434:2, Рамо).

Заступник Израиля

Предание рассказывает, что выдающийся праведник раби Леви-Ицхак из Бердичева, которого называли почетным титулом «санигор шель Исраэль» («заступник Израиля»), порой проводил специальные испытания для того, чтобы подчеркнуть перед Всевышним праведность народа Израиля.

Однажды, в канун праздника Песах, он послал своего шамаша (служку), чтобы приобрести немного хамеца. Но после долгих поисков шамаш вернулся ни с чем, ведь хранить хамец в Песах запрещено, и поэтому все бердичевские евреи уже от него избавились.

Тогда раби Леви-Ицхак навел справки, можно ли найти в Бердичеве контрабандный табак, запрещенный таможней для ввоза в город. Оказалось, что этот табак продают почти в каждой лавке.

Раби Леви-Ицхак поспешил в Дом Молитвы, подошел к ковчегу со свитками Торы и произнес: «Б-г Израиля! Посмотри, как Твой народ хранит Твои заповеди! Взгляни, сколько у русского царя солдат, охраняющих границу, сколько у него жандармов и тюрем – и тем не менее, в городе полно контрабанды! У Тебя же, Царя царей, нет солдат и жандармов. Но Ты повелел: «Пусть не будет у тебя в Песах квасного», и уже в канун праздника ни в одном еврейском доме нет хамеца.

6. Если в течение семи дней Песаха человек нашел в своем владении хамец, его следует немедленно сжечь (Шулхан арух 446:1). Причем, хамец размером с ка-зайт («с маслину») и больше необходимо именно сжечь, чтобы он превратился в уголь и пепел. Но кусок или крошки меньшего размера можно уничтожить и иным способом – например, выбросить в туалет (Мишна брура 445:5) или облить едким химическим веществом, чтобы они стали несъедобным даже для собак (Хазон Овадья с. 68; Хаг а-Песах 8:7/9/ и 10).

Если хамец обнаружили в йом-тов или в Шаббат, его следует накрыть каким-то предметом и сжечь сразу по окончании этого дня (Шулхан арух 446:1). Но переносить его в сам Шаббат или праздник запрещено, ведь он является мукцэ, так как запрещен для любого использования (Мишна брура 5).

Если канун Песаха приходится на Шаббат

1. Если канун Песаха приходится на Шаббат, то пост первенцев переносится на четверг (йом хамиши) (Шулхан арух 470:2, Рамо).

2. Поиски хамеца проводят вечером в четверг (Шулхан арух 444:1). Перед проверкой благословляют, а после нее произносят декларацию отказа от хамеца, так же как в обычные годы (Мишна брура 1).

3. В пятницу осуществляют продажу хамеца и до начала шестого времяного часа сжигают хамец, найденный при проверке (Шулхан арух 444:2, Мишна брура 9). После сжигания не произносят декларацию отказа от хамеца, поскольку еще оставляют его на Шаббат (Мишна брура 10).

4. Оставляют хлеб на две субботние трапезы – вечернюю и утреннюю (Шулхан арух444:1). Но блюда из хамеца на Шаббат не готовят.

В пятницу подготавливают все необходимое для пасхального седера, так как готовить в Шаббат запрещено.

5. В Шаббат разрешено есть хамец лишь до конца четвертого времяного часа. Некоторые делят утреннюю трапезу на две, чтобы получилось три трапезы с хлебом. После первой половины читают Биркат а-мазон, делают короткий перерыв (в Иерусалиме принято сделать небольшую прогулку; прим. редактора), омывают руки и сразу начинают третью трапезу, чтобы закончить ее до времени, когда вступает в силу запрет есть хамец (Мишна брура 444:8).

Сразу после утренней трапезы крошки выбрасывают в бесхозном месте. А если нетэрува и нет нееврея, который мог бы вынести остатки хамеца из дома, их прикрывают перевернутым сосудом, а после первого дня праздника сжигают (Шулхан арух 444:4-5,Мишна брура 16-20). Крошки можно также выбросить в унитаз.

После трапезы моют руки и тщательно поласкают рот. Посуду обтирают, удаляя остаткихамеца, и убирают. Однако лучше всего пользоваться в таком случае одноразовой посудой и скатертями.

Затем произносят декларацию отказа от хамеца (Шулхан арух 444:6). Сделать это необходимо до конца пятого времяного часа, как в любой канун Песаха (Мишна брура22).

6. В послеполуденной трапезе Шаббата не едят ни хлеба (это запрещено из Торы), ни мацы (ведь мудрецы запретили есть мацу в канун Песаха). Основу этой трапезы составляют рыба и мясо, а также овощи и фрукты (Шулхан арух 444:1, Рамо). Можно есть также клецки из мацовой муки – кнейдлех, но тогда трапезу нужно завершить до десятого времяного часа.

В любом случае в эту трапезу едят немного, не пресыщаясь, – чтобы во время пасхальной ночи есть мацу с большим аппетитом (Мишна брура 7-8).


http://www.beerot.ru/?p=12962