Краткие законы Песаха — Продажа хамеца

Дата: | Автор материала: Рав Александр Кац

2296

Продажа хамеца

1. Если запасы хамеца настолько значительны, что их уничтожение приведет к серьезным убыткам, эти продукты продают нееврею. При этом продаваемый хамец собирают в специально отведенное место, и это место также продают или сдают в аренду нееврею.

В наше время принято совершать эту сделку через раввина, который выступает в качестве посредника при продаже. На него выписывается доверенность, и принято заплатить ему небольшую сумму за посреднические услуги (Хаг а-Песах 11:9).

2. Некоторые законоучители устрожают, полагая, что частные лица не должны продавать хамец гамур («абсолютный хамец»), так как его уничтожение не принесет им больших убытков. А продажа «абсолютного хамеца» установлена именно для владельцев магазинов и пищевых производств (Пниней алаха 6:13; Хаг а-Песах 11:1, 7, 9).

3. Вместе с тем, уже сложился обычай, чтобы каждый частный человек совершал такую продажу «хамеца», даже если он точно знает, что никакого хамеца у него не осталось. При этом продают, например, хамец, впитавшийся в посуду, которую использовали в течение года (Мехират хамец ке-илхата с. 9). Особенно важно продать хамец, впитавшийся в посуду для замеса теста и выпечки, так как ее очень трудно очистить. Но продают не саму посуду, а именно впитавшийся в нее хамец – чтобы затем, после Песаха, эту посуду не пришлось окунать (ведь, если продали саму посуду, то в течение некоторого времени она была собственностью нееврея) (Хатам Софер 109; Кицур Шулхан арух 114:2).

Рекомендуется продать также контейнер для хранения хлеба, который трудно полностью очистить от хамеца (Алахот у-минъагей хаг а-Песах).

Принято продавать сборники застольных молитв (бирконы) и тому подобные книги, которые часто находятся на столе во время трапез, ведь и их очень сложно очистить. Их включают в договор о продаже, а на Песах лучше приобрести особые сидуры (р. П.-Х. Шайнберг).

Продают акции предприятий, торгующих хамецом (Минхат Ицхак 3; Хаг а-Песах 11:5).

В тоже время нет необходимости продавать все продукты, которыми не пользуются в Песах из-за того, что при их изготовлении не было соответствующего раввинского надзора, подтверждающего, что этот продукт кашер ле-Песах («годится для Песаха»). Излишне, например, продавать натуральный кофе, чай, майонез или синтетический уксус. Не нужно продавать также и китнийот, ведь их разрешено хранить в Песах, – например, тхину, рис, а также маргарин или ликер, в которые при изготовлении добавляются китнийот (р. Й. Зарицкий). Такие продукты достаточно просто убрать с глаз или, максимум, запереть.

Рекомендуется включать в договор и иметь в виду при продаже также все продукты, в которых есть хамец, даже если мы не знаем об этом (примеч. редактора).

4. Проданный хамец складывают в специально отведенное место – комнату, шкаф или контейнер, которые не открывают в Песах. Хорошо если это место запирается или заклеивается. Предпочтительно обозначить, что здесь хранится проданный товар – например, написать «продано» (Алахот у-минъагей хаг а-Песах).

Само место, на котором хранится проданный хамец, или всю комнату продают или сдают нееврею, и это тоже указано в договоре (Мишна брура 448:12; Хаг а-Песах 11:3, 7). Если человек живет на съемной квартире, то место, где собран проданный хамец,сдается нееврею в аренду под хранение хамеца. Желательно получить на это разрешения владельца квартиры (Хаг а-Песах 11:10).

В случае серьезной необходимости в дни Песаха можно вытащить что-то из комнаты или шкафа, проданного нееврею (разумеется, не хамец!), так как это оговорено в договоре. Но предпочтительно от этого воздержаться (Хаг а-Песах 6:17; Алахот у-минъагей хаг а-Песах)

5. Продажа должна осуществляться с полным пониманием того, что хамец переходит в собственность нееврея. В договор о продаже не вносят никаких условий (Хаг а-Песах11:2).

6. Обычно договор о продаже вступает в силу уже после того, как в ночь кануна Песаха производят полную проверку дома на наличие в нем хамеца. Вместе с тем, продажа должна быть осуществлена до конца пятого временного часа 14 нисана, в канун Песаха (это время сжигания хамеца). После этого продажу невозможно осуществить, посколькухамец уже запрещен для использования, и его можно только сжечь независимо от размера убытков (Шулхан арух 443:1).

7. Хамец, который не был продан нееврею, – даже если еврей не продал и не уничтожил его ненамеренно, по забывчивости или по независящим от него причинам, – запрещено употреблять даже после окончания Песаха (Шулхан арух 448:3).

Хамец, принадлежащий другому

1. Если перед Песахом во владении еврея находится хамец другого еврея, следует продать его нееврею до конца пятого временного часа 14 нисана. А если не продал, то обязан сжечь (Шулхан арух 443:2). Но если мог продать, но поленился это сделать и сжег, то в ряде случаев после Песаха должен возвратить ему стоимость хамеца (Мишна брура 12).

2. Если в канун или в дни Песаха в доме еврея находится нееврей, то гостю разрешено хранить при себе его хамец. Однако еврей не должен принимать на себя никакой ответственности за этот хамец, даже если он испортится или пропадет. При этом желательно предоставить нееврею с его хамецом отдельное помещение или как минимум отгородить его место перегородкой высотой не менее десяти тфахим(«ладоней», т.е. около одного метра) (Хаг а-Песах 9:2).


http://www.beerot.ru/?p=12867