Перерыв между молочным и мясным

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1471

Как известно, после того, как ели мясной продукт, запрещено сразу употреблять в пищу молочные продукты. Напомним, что источник этого закона находится в трактате Хулин (105а) Вавилонского Талмуда, где сказано, что в одной трапезе запрещено есть мясное и молочное. Автор «Шулхан Аруха» («Йоре Деа», 89:1) постановил, что после того, как ели мясной продукт, необходимо выждать не менее шести часов для того, чтобы употреблять в пищу молокопродукты.

Напомним основные причины, которыми обусловлена необходимость выжидать шесть часов между мясными и молочными продуктами, приведенные нашими законоучителями.

1. Мнение Раши (Хулин, там же): поскольку мясо является «тяжелой» пищей и перерабатывается организмом не сразу, довольно продолжительное время после завершения мясной трапезы во рту ощущается вкус мяса. Если начать есть молочные продукты сразу после мясной трапезы, то вкус мяса и молока смешивается, и человек как бы ест мясо с молоком. Через шесть часов вкус мяса, какой бы сильный он ни был, как правило, перестает ощущаться.

2. Мнение Рамбама («Яд а-Хазака», «Алахот Маахалот Асурот», 9:28): мясо иногда застревает между зубами, и в течение некоторого времени застрявшие волокна сохраняют статус мяса, как сказано в Торе: «И мясо все еще у них между зубов» (Бемидбар, 11:33). Если начать есть молочные продукты сразу после того, как поели мясо, могут съесть мясо вместе с молоком, что запрещено. После того как прошло шесть часов, даже если что-либо и осталось между зубами или в дупле испорченного зуба, это уже мясом не считается. Все же, если спустя шесть часов после завершения мясной трапезы в полости рта обнаружили остатки мяса, их необходимо вычистить, а также «сполоснуть и почистить рот». Что означает «сполоснуть и почистить рот»? Необходимо либо выпить какой-нибудь не мясной и не молочный напиток, либо прополоскать рот жидкостью, которая не является ни мясной, ни молочной. Необходимо также съесть или хотя бы пожевать какой-либо не мясной и не молочный продукт, кроме муки тонкого помола, фиников и зелени, которые не способствуют очистке рта, а приклеиваются к небу.

Заметим, что хотя запрет Торы о смешивании мяса с молоком не распространяется на мясо птицы и диких животных, тем не менее, поскольку мудрецы включили мясо птицы и диких животных в запрет смешивания мяса с молоком, по умолчанию все сказанное выше и в продолжение темы относится и к этим видам мяса.

Если мясо не жевали и не глотали, а просто попробовали, чтобы оценить вкус, решить, достаточно ли в нем соли и специй, нет необходимости ждать шесть часов перед тем, как есть молочные продукты. Достаточно вымыть руки, а также «сполоснуть и почистить рот». Если человек уверен в том, что у него на руках нет остатков мясных продуктов, руки мыть не обязательно.

Даже через шесть часов после того, как ели мясо, необходимо выполнить два условия, чтобы было разрешено есть молочное. Первое условие — произнести благодарственную молитву («Биркат а-Мазон») после мясной трапезы. Второе — убрать все блюда, которые находились на столе во время мясной трапезы, и заново накрыть стол для молочной трапезы.

Подчеркнем, что после того как ели абсолютно прозрачный мясной бульон или даже не мясной продукт, который готовили с мясом, также необходимо делать перерыв в шесть часов, прежде чем есть молокопродукты, хотя мяса как такового и не ели. Выжидать шесть часов после завершения мясной трапезы или после того, как поели не мясной продукт, приготовленный с мясом, необходимо, даже если собираются есть не молочный продукт, который был приготовлен вместе с молочным.

После того, как ели не мясной продукт, который был сварен в чистой «мясной» кастрюле, а так же после приема лекарств, в состав которых входят мясные добавки, разрешено есть молочное сразу. Не молочный продукт, который готовили в чистой «молочной» кастрюле, разрешено употреблять в пищу сразу после мяса.

Заметим, что в отношении больных, рожениц, беременных и кормящих женщин, а также в отношении детей существуют послабления в вопросе выжидания между мясным и молочным, но в каждом конкретном случае необходимо выяснить у раввина, как следует поступить.

А как быть в случае, когда собираются употребить в пищу мясной продукт после того, как ели молочный? Молочные продукты, в отличие от мясных, как правило, не застревают между зубов, а если даже такое случается, вкус молока очень быстро вымывается слюной. Известно также, что молокопродукты довольно легко перевариваются, и их вкус не остается во рту надолго. Другими словами, отсутствуют обе причины, вследствие которых требуется делать значительный по времени перерыв, когда хотят есть молочное после мясного. Поэтому понятен закон, установленный в «Шулхан Арухе» (там же, пункт 2), гласящий, что сразу после того, как поели молочные продукты, разрешено есть мясные, предварительно вымыв руки, а также «сполоснув и почистив рот». Выше было объяснено, что значит «сполоснуть и почистить рот», а также упоминалось, что если человек уверен в том, что у него на руках нет остатков «противоположного» продукта, руки мыть не обязательно. Многие Б-гобоязненные евреи в качестве устрожения едят мясные продукты только после того, как пройдет полчаса с того времени, когда они ели молочные продукты («Алихот Шломо», «Шавуот», 12; «Ми-Бейт Леви», «Иньяней Йоре Деа. Алахот Басар бе-Халав», 15 и примечание 16, от имени рава Ш. Вознера). В этом случае нет надобности «споласкивать и чистить рот».

Относительно того, есть ли обязанность перед тем как есть мясные блюда произнести благодарственную молитву после трапезы с молочными продуктами, существуют противоречивые мнения. Автор книги «Мишна Брура» (494:16) считает, что перед тем как есть мясные продукты после молочных, нет надобности специально произносить благословение, а произносят общее благословение, после того как заканчивают есть мясное. В книге «Каф а-Хаим» («Орах Хаим», 173:2) приведено мнение законоучителей, считающих, что между молочным и мясным необходимо произнести благословение за съеденные молочные продукты, подобно тому, как это обязаны делать между мясным и молочным. Обычай ждать полчаса и читать благословение после того, как ели молочное и собираются употреблять в пищу мясное, многие обосновывают словами автора книги «Зоар» (Мишпатим, 125а), которые приведены в комментарии «Бейт Йосеф» к кодексу «Арбаа Турим» («Орах Хаим», 173). Там сказано, что тот, кто ест мясное и молочное в тот же час и в одной трапезе, как бы пробуждает качество суда в мире. Если выждать полчаса, то, согласно многим мнениям, не считается, что едят молочное и мясное в тот же час (хотя некоторые выжидают именно час). А после того как произнесли благословение после молочных продуктов, считается, что трапеза окончена и мясное будут употреблять в пищу уже в другой, отдельной трапезе.

Ашкеназский законоучитель Рамо в примечаниях к «Шулхан Аруху» (там же) привел обычай, согласно которому, в вышеприведенном правиле о том, что сразу после молочного разрешено есть мясное, существует исключение.

Он пишет, что после того, как ели определенный продукт, который называется гвина каша, некоторые не едят сразу мясные продукты. Автор книги «Мишна Брура» («Шаар а-Циюн», 494:15) поясняет, что тот, кто ел продукт, который называется гвина каша, перед тем, как есть мясо, должен произнести благословение после трапезы и подождать шесть часов. «И, хотя не следует порицать тех, кто не придерживается обычая выждать после гвина каша, – пишет Рамо, – все же было бы правильно придерживаться более строгого мнения».

Особый продукт, о котором идет речь – это определенный вид сыра (гвина). Автор книги «Хохмат Адам» (40:13) поясняет, что речь идет либо о червивом сыре, то есть о сыре, в котором от продолжительного процесса выдерживания успели завестись черви, либо о сыре, в котором нет червей, но который выдерживали в течение, как минимум, шести месяцев. В контексте с сыром это слово некоторые переводят как «твердый», а некоторые, как например, автор книги «Торат а-Ашам» (он же автор комментария «Тосафот Йом-Тов» к Мишне), переводят как «трудный», то есть сыр, который очень трудно есть из-за его резкого вкуса.

Источник приведенного Рамо обычая – слова одного из величайших мудрецов эпохи ришоним Мордехая (Хулин, 687) от имени Маарама из Ротенбурга (респонсы, 615), который после того, как обнаружил крошки сыра между зубов, принял для себя в качестве устрожения не есть мясное сразу после сыра.

Представители сефардских общин обычно поступают согласно основной части «Шулхан Аруха», а не примечаниям Рамо, а там не упоминается об особом статусе твердого сыра (или сыра, обладающего резким вкусом). Сефард, который отведал сыр любого вида, не должен выжидать какое-либо время перед тем, как есть мясные продукты. Следует только помыть руки, а также «сполоснуть и вычистить рот» от остатков пищи. В книге «Бен Иш Хай» (Шана шния, Шлах, 15) от имени великого сефардского мудреца, который возглавлял немногим более ста лет назад раввинский суд города Хеврон, рава Элияу Мани, приведено свидетельство о том, что члены сефардских общин Иерусалима не ждут между гвина каша и мясными продуктами больше времени, чем обычно выжидают после того, как ели любой другой молочный продукт.

В книге «а-Кашрут» (10:49) от имени рава Бен-Циона Аба Шауля приведено, что обычай сефардов ждать после такого сыра час. А автор книги «Шаарей Торат а-Байт» (4:2) привел целых четыре обычая, которых придерживаются в разных сефардских общинах: либо не ждут вообще (как написано в «Шулхан Арухе»), либо ждут час (согласно упомянутому выше высказыванию в книге «Зоар»), либо выжидают три часа («Биркей Йосеф», 89, «Шиурей Браха», 13), либо, как и ашкеназы, ждут шесть часов. Тот сефард, в семье или общине которого существует определенный обычай, должен его придерживаться. Тот, у кого нет определенного обычая, может полагаться на слова «Шулхан Аруха» и не выжидать после такого сыра вообще, а если он хочет поступать согласно более строгой точке зрения, достаточно того, чтобы он выжидал один час.

В отношении представителей ашкеназских общин закон о том, сколько времени следует выжидать после того, как ели гвина каша, ясен: шесть часов. Однако вопрос о том, какие из кошерных видов сыров современного рынка отвечают определению гвина каша, весьма непрост и мнения законоучителей по этому вопросу расходятся.

Согласно некоторым мнениям («Маасе Иш», 5, стр. 22 от имени Хазон Иша; «Кицур Шулхан Арух Басар бе-Халав», 1, стр. 138 от имени рава А. Котляра и автора респонсов «Беер Моше»; «Эвен Исраэль», 9:68; «Шев ве-Рапе», 2:26 от имени рава М. Альберштама; рав М. Файнштейн; рав Х. П. Шейнберг; рав Я. М. Штерн в книге «Имрей Яаков», стр. 95; рав А. Вайс и другие), среди распространенных в Израиле и Америке кошерных видов сыров нет таких, которые могли бы считаться гвина каша. Другие великие раввины современности («Алихот Шломо», там же, 12:13 и «Маор а-Шаббат», 3, 38-ое письмо рава Ш. З. Ойербаха; «Хаг бе-Хаг», «Сфират а-Омер ве-Шавуот», 8:111; «Ашрей а-Иш», 3:37, стр. 442 от имени рава Й. Ш. Эльяшива; «Шевет а-Леви», 2:35; «Тшувот ве-Анагот», 2:338 и др.) считают, что современные технологии приготовления сыра, возможно, соответствуют тем, согласно которым изготовляли тот самый сыр, который имел ввиду Рамо, и поэтому после любого вида сыра, имеющего сколько-нибудь твердую консистенцию, необходимо выжидать шесть часов, перед тем как есть мясо. Причем интересно подчеркнуть, что это верно и в отношении сыра, прошедшего тепловую обработку, после которой он расплавился и размягчился («Алихот Шломо», «Моадим», 2:12; «Ковец Тшувот», 1, 58:2 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Понятно, что, как в любом вопросе, относительно которого существует спор авторитетных законоучителей, каждый должен выяснить у своего раввина, как следует поступать.


http://www.beerot.ru/?p=41771